rss
    Версия для печати

    О ком говорят за пивком. Опыт обобщения героя популярных детективов

    Подавляющая часть населения России читает детективы для собственного удовольствия, тогда как журналисты читают их только для того, чтоб проанализировать. Женя Снежкина, наш постоянный автор и сотрудник, совершила этот подвиг для блага общества и теперь может поделиться самоотверженно добытыми сведениями с читателями.
    Все-таки критика очень похожа на патанатомию, скорее даже на работу врача-вивисектора. Вот так: вскроешь черепушку общественному сознанию, заглянешь внутрь — как там оно? Шевелится? Все такое же извилистое или уже попрямело? Захватывающее зрелище. Иногда возникает чувство некоторой ревности от того, что кто-то уже брал твоего любимого подопытного и что-то в нем тоже открыл раньше тебя, имя ему дал, пронаблюдал точнее... Так и с детективами. Судя по росту количества продаж этой продукции нашего производства, что-то в этом есть. Решила посмотреть, что именно. Прошлась по ларькам, спрашиваю, кого лучше всего берут? Через некоторое время уже имею список фамилий: Бушков, Доценко, Корецкий, Щербаков. Читаю.
     
    В общем, так. Речи, что будто бы только сейчас происходит процесс кристаллизации русской национальной идеи, опоздали года на четыре. Об этом совершенно явственно свидетельствует хорошо проработанный в современной детективной (литературе — не скажешь, а как по другому — не знаю) образ положительного героя. Потому что не бывает идеи без героя. Кстати, все разговоры Михалкова о том, что его у нас нет — в пользу бедных. Есть! И я даже знаю, как его зовут и могу привести несколько его отличительных национальных черт. Зовут положительного народного героя ОМОН, СПЕЦНАЗ, УВД, РУОП, ФСБ, ФСК. Имен несколько, но все очень знакомые. Все-таки превосходство силы над разумом, хоть маленькое, а есть. У читателя есть непоколебимая вера в то, что где-то существует что-то вроде фермы или инкубатора для супергероев. В этом мы, конечно, похожи с американцами «, у каждого свой Вьетнам», только у них в предыстории героя фигурирует какой-нибудь восточный сенсей, а у нас либо пахан, либо мудрый комбат. Недостаток целостного мировоззрения американцы компенсируют Дао Дэ Дзинь в крайне вольном изложении, либо девизом «Закон есть закон». У нас все чуточку не так. Как правило, сколько-нибудь узнаваемой мировоззренческой концепции в произведениях наших авторов Героем не излагается, как ни странно, практически не сказывается на ней влияние православной Церкви, хотя описания крещения и венчания героев стали попадаться все чаще. Призраки Доброты и Справедливости маячат. Зато девиз есть — «Не верь, не бойся, не проси».
     
    Социальный статус положительного народного Героя как-то не отличается разнообразием. Либо он вор, либо мент, у американцев, впрочем, тоже самое. Наши делятся на три категории: Робин Гуды, Загнанные в Угол и просто Хорошие Парни. Зато преступный мир в американских детективах описан как-то наивно и не очень по-настоящему, а у нас на этом описании строится половина правдивости книги. Не случайно в список наиболее читаемых авторов попал Корецкий — по характеру своей первой профессии он лучше осведомлен о подробностях следственно-розыскной работы, жизни милиции и МВД вообще. Поэтому по правдивости описания тексты, например, Щербакова, существенно проигрывают текстам Корецкого.
    В детстве на нашего Героя неизгладимое впечатление произвели Буратино, Штирлиц и Володя Шарапов. От Буратино ему в наследство достался дурацкий колпак и слабость к криминальным тусовкам. Непотопляемость — положительное свойство, видимо, передающееся по наследству так же, как и наличие волшебного деревца с монетками. Купить новую куртку для старенького папы Карло тоже он придумал. Как правило, Герой не испытывает финансовых затруднений и физической боли и помогает всем, кого встречает на своем трудном пути, в особенности, старикам, женщинам и детям. От Штирлица Герою досталась искренняя вера в долгую и счастливую жизнь нелегалов, умение анализировать информацию и строить многоходовки. Половина героев современных популярных боевиков либо нелегалы, либо вынуждены внедряться в криминальный мир. Так внедряется Бешеный у Доценко, а герой Корецкого мучительно пытается вспомнить свое героическое разведческое прошлое. Кровожадные, но не очень умные противники все-таки отличаются от умных и обаятельных Мюллера с Борманом, но, как близнецы, похожи с Карпом из «Места встречи». Враги и умение вдохновенно врать роднят нашего Героя с Шараповым. Отличие в том, что наш Герой уже плохо различает разницу между своими и чужими, так как стиль жизни и манера выражаться у тех и этих примерно одна и та же, да и вообще, обе стороны мало отличаются.
     
    Разве что по национальному признаку. С этим все строго. Кавказ — враг, русские, хохлы и белорусы тоже не сахар, но либо особо не зверствуют, либо гадят не так противно. С евреями не все так просто, антисемитом быть вроде бы как-то не того... До скрежета зубовного Герой верит в Россию и не верит в Запад: «Россия — страна искренности, и зло здесь тоже искреннее, откровенное, не прикрывающееся лживой моралью. На Западе не так. Запад лицемерен до мозга костей, там зло разлито везде, но оно рядится в одежды благопристойности. И его невозможно отвлечь на себя, поскольку это никого не спасет. Запад бездушен как в добре, так и во зле. Он живет понятием выгоды, которое размывает, замещает собой любые нравственные ценности». (Д. Щербаков «Нимфоманка»). Так что с образом врага наш Герой разобрался за долго до бомбардировок Югославии.
     
    Воспоминания о счастливом советском прошлом не дают покоя душе нашего Героя и по сей день, ведь какая страна была! Правда, всегда как-то не очень понятно, где он-то был, когда страна разваливалась и почему не приложил все свои старания супергероя для того, чтобы этого не допустить. Как правило, выясняется, что Герой в это время или сидел, или деньги зарабатывал, или, вообще, находился в состоянии глубокой амнезии, в общем, не до страны ему было. Но сволочей, которые развалили ее, он четко вычислил. Любит наш Герой свою Родину, родителей, хотя у большинства они сутствуют, какой-нибудь милый пустячок и девушку. С девушками, правда, не все так просто. С одной стороны, Герой верит в идеалы нежной женщины-матери, результатами чего являются подруги Героя — выносливые и умные домохозяйки. С другой, подсознательно ждет от них какой-нибудь пакости, и чтобы не нарваться, наносит упреждающий удар. Описание различных сексуальных сцен занимает не последнее место в произведениях детективного жанра, их количеством мы явно отличаемся от них (у нас больше). А главное, само описание этих сцен производит впечатление какой-то мелкой и жестокой мести — уж больно грязно. Женщины (в большинстве случаев бабы, телки и девки) вообще как бы не имеют права считаться людьми. Если они свидетели преступления, то обязательно были изнасилованы в извращенной форме или дали ложные показания или просто дуры и толку от них никакого. Такой вот у нас положительный народный Герой. И писатели, прошу заметить, не имеют к нему почти никакого отношения. Писатель, особенно детективщик, он что — вышел на улицу, понюхал воздух, купил пивка, послушал о чем люди разговаривают и написал. А читатель купил, прочитал, тоже пошел за пивом и поговорил душевно о Герое, глядишь, тот и родился, и живет и развивается как-то... Можно теперь на него посмотреть, классифицировать его родовые и видовые признаки, построить генеалогическое древо...
     
    — Ну что герой, как он там?
     
    — Развивается!

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru