rss
    Версия для печати

    Опасно для жизни!

    Сама по себе мысль о том, что необходимо обо всем информировать массы, не то чтобы сомнительна, но нуждается в более подробном рассмотрении. Все ли действительно касается всех? По мнению многих журналистов, как правило, общества касается то, что способствует хорошей продаже тиража, и тут уже все средства хороши. При этом на первом плане оказываются наиболее «популярные» новости. Вкусы толпы в области информации скорее сводятся к поговорке «Не любо не слушай, а врать не меша й » , чем к ее настоящему качеству: достоверности, важности, подробности. Такое потакание страстям народа со стороны «работников гласности» смело можно назвать хищническим.
    Весь прошлый месяц в СМИ продолжалась истерика на тему самоубийства трех девочек из Подмосковья. По всем телеканалам показывали их фотографии, умиленно рассуждали о мотивах, толкнувших подростков на этот шаг, брали интервью у одноклассниц, подружек и подружек подружек девочек. Следователь, ведущий дело, и директор школы, в которой учились девочки, стали телезвездами. «МК» вышел с истеричным криком: «Почему дети не летают?», в общем, все отметились. При этом ни одно издание не опубликовало реальной статистики о количестве массовых самоубийств в Москве хотя бы за последний год, никто не дал внятной оценки этому событию.
     
    Уже давно ведутся разговоры о кризисе героя в современном искусстве, а, следовательно, и в жизни. К сожалению, реалии современности таковы, что героев нашего времени делают не произведения искусства, а СМИ — сначала ты становишься персонажем, а потом общество принимает твое произведение или твоего героя. В этом смысле очень характерны персонажи последнего хитаПелевина «Чапаев и пустота», в том смысле, что герои сначала стали персонажами, а потом героями романа. Возможностьстать персонажем одна — завоевать внимание СМИ. Сделать это можно по-разному, и, как правило, самые простые, короткие и эффектные способы попадания на страницы газет и на экраны по своей природедеструктивны: рубить иконы, скакать голым по Красной площади, устроить нацистскую демонстрацию, совершить массовоесамоубийство — и ты герой, правда, в последнем случае — посмертно.
     
    У психотерапевтов есть сленговое словечко СС (суицидальный синдром) — гипертрофированное влечение к смерти, которое выражается в осознанных (суицид) и неосознанных (беспричинное перелезание с одного балконана другой на двенадцатом этаже, увлечение наркотиками, трепетное собирание, цитирование и придумывание сюжетов и текстов, в которых фигурирует смерть как решение проблем героя, демонстративныеподростковые «попилы одной мойкой пятнадцать пиплов» и т. д.) поступках. А люди, совершающие эти поступки, называются эсэсовцами.
     
    Последние несколько десятков лет в России, да и во всем мире утвердился эсэсовский стиль. СМИ активно рекламировали самого красивого самоубийцу последних трех лет: Ромео в исполненииЛеонардо ди Каприо. В постановке акцент делается именно на красоту произвольного суицида (раскаяниесемей Монтекки и Капулетти даны так, вскользь, в порядке светской или криминальной хроники). Герои и кумиры, о которых говорят, помнят, отмечают их дни рождения и дни смерти:Курт Кобейн, Тимоти Лири, Майк Науменко, ЯнкаДягилева, — чистые эсэсовцы.Соотношение в информационных и публицистических программах сюжетов об алкоголиках, самоубийцах, наркоманах и нормальных людях — примерно пять к одному. Приплыли.
     
    Хочется еще раз сказать, что СС — это симптом заболевания, и это заболевание необходимо лечить, а не делать его произведением искусства и, тем более, предметом общественной истерии. Активное муссирование в СМИ темы суицида — безответственно и преступно, потому что если хотя бы один подросток захочет стать «героем посмертно», думается, это уже можно квалифицировать как «доведение до самоубийства». Во время болезни ответственность несут три стороны:больной — за свое состояние, врач — за лечение и общество — за профилактику и реабилитацию. Так давайте помнить о своих обязанностях и не превращать самоубийц в героев, а страницы газет и телеэкраны — в анатомический театр.

    Вставить в блог

    Опасно для жизни!

    1 марта 1999
    Сама по себе мысль о том, что необходимо обо всем информировать массы, не то чтобы сомнительна, но нуждается в более подробном рассмотрении. Все ли действительно касается всех? По мнению многих журналистов, как правило, общества касается то, что способствует хорошей продаже тиража, и тут уже все средства хороши. При этом на первом плане оказываются наиболее «популярные» новости. Вкусы толпы в области информации скорее сводятся к поговорке «Не любо не слушай, а врать не меша й » , чем к ее настоящему качеству: достоверности, важности, подробности. Такое потакание страстям народа со стороны «работников гласности» смело можно назвать хищническим.
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru