rss
    Версия для печати

    Старт «московской системы». Ю. Лужков рискует утонуть в бюрократической рутине

    Несмотря на многочисленные заявления Лужкова и его команды, в которых говорится о том, что не столь амбициозны планы московского мэра, как об этом говорится вокруг, все же ясно, что Юрий Михайлович почти стопроцентный кандидат на президентское кресло, а свое движение «Отечество» видит если не лидером, то одним из призеров грядущих думских выборов.
    На фоне других «извечных кандидатов в президенты» и лидеров уже состоявшихся и представленных в законодательной власти партий Лужков и его «Отечество» — персонажи новые. Эта новизна позволила многим наблюдателям говорить о серьезных шансах Лужкова стать фаворитом большой электоральной кампании. На наш взгляд, это один из мифов, взлелеянных в окружении Лужкова и охотно подхваченных ангажированным экспертным сообществом. Предвыборные марафоны и прошлых лет порождали огромное количество мифов, растаявших как дым при соприкосновении с реальностью. Так не стоит ли отталкиваться от реального положения вещей?
     
    На самом деле, шансы как «Отечества», так и самого Юрия Лужкова не столь радужны. Главной ошибкой московского мэра является слишком ранний старт, причем старт не совсем удачный. Иллюстрацией тому — учредительная конференция «Отечества». Само ядро учредителей было настолько полиаморфно, что просто диву даешься! По-хозяйски распоряжающимся выглядел на ней глава АФК «Система» Владимир Евтушенков, который постоянно подчеркивает свою аполитичность. Лидеры движений-аутсайдеров Константин Затулин («Держава») и Дмитрий Рогозин (КРО) всячески старались обозначить свой высокий статус для «Отечества». Экс-кремлевская команда: Сергей Ястржембский, Андрей Кокошин, Анатолий Куликов придавали всему собранию элитарный вид. При этом большую порцию казенщины и бюрократизма советского образца добавил один из организаторов конференции   Виктор Мишин, видимо, вспомнив   свое комсомольское прошлое.
     
    Одним словом рывка не получилось, а все действо походило на массовый забег на каком-то физкультурно-оздоровительном празднике с почетными гостями и шоколадными медальками в награду под звуки самодеятельного оркестра. Лужков же на этом «празднике жизни» был в роли «свадебного генерала», произнеся вполне парадную и на редкость банальную речь, в очередной раз повторив то, что от него ждали.
     
    Но самая главная неприятность произошла в фойе, а не в зале. Региональные лидеры и их представители, приглашенные на конференцию и, учитывая слабость московского мэра именно в регионах, гости для Лужкова весьма желанные, были неприятно поражены кричащим изобилием фуршета с большим количеством икры, коньяка, водки, ананасов и т.д. И это на фоне бедности регионов! Показная роскошь лишний раз подтвердила мнение о Москве как о «привилегированном регионе» России и давнюю претензию «отсталой провинции» к «передовой Москве-нахлебнице». А задумано, видимо, все было иначе.

    Не допущенная усилиями пресс-секретаря мэра Сергея Цоя к халявной закуске-выпивке журналистская братия разделила негодования губернаторов, правда, мотивации были менее возвышенные.
     
    Как и следовало ожидать, движение «Отечество» стало стремительно расти. На местах в новом движении увидели восходящую силу, из региональной потенциально обретающей общефедеральный статус «партии власти». Многие «политические кочевники» почуяли денежные потоки, которые должны в перспективе пролиться из богатенькой Москвы на неофитов. Короче, в «Отечестве» распознали НДР нового разлива, а в Лужкове реинкарнацию Черномырдина с соответствующими характеристиками: крепкий хозяйственник (именно так называли ЧВС на заре его премьерства), государственник, обласканный президентом, а главное, человек, контролирующий огромные финансовые закрома. Не вывод, а приговор. И бюрократы-прагматики вытесняя идеологов-идеалистов приступили к созданию «структур на местах». Отпечаток казенщины присутствовал сначала в качестве фона, а иногда и доминировал. Даже в Москве — «бастионе популярности» Лужкова районные конференции «Отечества» напоминали (и напоминают!) то ли собрание ветеранов, то ли заседание домкома. Но стремительный рост стал также стремительно останавливаться, исчерпывая потенциал административно-казенного подхода. Да и многие губернаторы стали оказывать тайное и явное противодействие общественно-политическому новообразованию.
     
    Одной из главных причин, вынудивших Лужкова стартовать в предвыборном марафоне досрочно, несомненно, явилась толкотня, устроенная вокруг него окружением. Подбирая « куски», выпавшие из «кремлевской мозаики», Юрий Михайлович составил нечто, общими чертами чрезвычайно походящее на кремлевское, под названием «Московский центр власти», и, соответственно, получает все достоинства и недостатки первого. Но если демиург кремлевскойсистемы — Борис Ельцин по натуре своей политик тонкий, а его конструкции «сдержек и противовесов» могут служить учебным пособием на курсах имени Макиавелли, то глава московскойсистемы — человек команды — «первый среди равных», что всегда и демонстрировал. Показательно, что даже любимый спорт Ельцина — теннис — игра индивидуальная, Лужков же предпочитает командный футбол.
     
    Уже сейчас, на почве раздела шкуры неубитого медведя, вспыхнули бои в московской элите. В частности, экс-секретарь президента Сергей Ястржембский, оправившись от печали по утраченному кремлевскому кабинету, активно осваивает власть в московских верхах, вытесняя из нее прежних бойцов. Одна из первых значительных жертв — Ольга Костина, до недавнего времени руководившая Управлением мэрии по связям с общественностью и информационной политике. Ее место должен занять экс-заместитель главы пресс-службы президента СергейБеленков, креатура вице-премьера правительства Москвы С. Ястржембского. О. Костина возвращается в АФК «Система».
     
    Ведомая неатрофированным инстинктом чиновников российского масштаба, кремлевская команда вступает в конфронтацию как с патриархатом московской бюрократии, так и с чиновничеством среднего возраста. Все это значительно деморализует мэра. В свою очередь, чиновничье-аппаратные интриги вызывают активное недовольство соратников мэра по «Отечеству» — КРО, «Державы» и т.д. А их функция — обеспечить идеологическую легитимность мэра как в патриотической, так и в социал-демократической среде — весьма важна для Лужкова, политическая платформа коего так слабо оформлена. Вообще идеология «Отечества» может быть сведена кцитатнику Лужкова. Потому присутствие именно публичных политиков в значительной степени определит перспективу этого движения. А тут война с чиновниками. Нехорошо.
     
    Финансовый кризис, болезнь Ельцина и его отстраненность от актуальной политики перемешали карты в политическом пасьянсе. Финансовый и политический бомонд, дезориентированный поначалу, оправился и, в связи с отсутствием безусловного лидера и дистанцированностью реального властного центра в лице Примакова от предвыборных игрищ, начал поиск политической перспективы. Олигархи достаточно смело и открыто повернулись лицом к КПРФ как, например, СБС-Агро иОНЭК-СИМ. Дело ранее невиданное! Группа МОСТ, верная себе, не делает окончательных шагов, предпочитая роли статиста роль участника торга. Декларируя поддержку «Яблоку» Григория Явлинского, МОСТ налаживает и успешное взаимодействие с давнимидрузьями — московской командой. Не так давно счета московской мэрии были снова переведены в МОСТ-банк. Но олигархи значительно ослаблены кризисом, и влияние их уже не то.
     
    Также снижен политический вес команды Ельцина. Не в силах полностью контролировать ситуацию и вести системную работу по уходу за политическим полем, Кремль взял на вооружение тактику локальных ударов. Значительное их число направлено против Лужкова.
     
    Продемонстрировав публичное недовольство «кое-кем», излишне рано начавшим демонстрацию заявок на президентское кресло, Ельцин, по сути, объявил войну Лужкову. В недрах поредевшей президентской команды зреют планы по выдвижению кандидатов, альтернативных Лужкову. Понятно, что пресловутое «Правое дело» с мизерными электоральными возможностями и непроходными кандидатами на президентских выборах, не противник «московской системе». В последнее время дочь-советник Ельцина Татьяна Дьяченко активно лоббирует кандидатуру Евгения Примакова на роль в будущем хозяина Кремля. Премьер, по некоторым данным, уже не так однозначно открещивается от этих предложений. А спортивный товарищ Лужкова, управляющий делами президента Павел Бородин видит на посту главы страны известного режиссера Никиту Михалкова. Одним словом интрига!
     
    Продолжают работать и мины, раскиданные щедрой президентской рукой на пути Лужкова к Олимпу власти. Например, серьезно обострились отношения с еще одним претендентом на высшую власть, красноярским губернатором Александром Лебедем. Дело в том, что во время судьбоносных для Лебедя губернаторских выборов московский мэр поддержал действующего тогда губернатора Зубова. Лужков предпочел бы вообще дистанцироваться от красноярских выборов, но тогда еще могучий Ельцин убедительно попросил его об этом, и Юрий Михайлович не мог отказаться. Лебедь затаил глубокую обиду на Лужкова. И теперь все беды сваливает на козни московского мэра.
     
    Но не все так безрадостно у Лужкова. При всей трудности его задачи, которая состоит в том, чтобы занять одно из призовых мест на думских выборах, а иначе произойдет разочарование в нем элиты и отток союзников, она в принципе достижима. Ведь у «Отечества» в наличии то, что отсутствует у других движений и партий — харизматический лидер, который может продемонстрировать свои успехи, имеющий безусловную поддержку возглавляемого им города.

    Вставить в блог

    Старт «московской системы». Ю. Лужков рискует утонуть в бюрократической рутине

    1 марта 1999
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru