rss
    Версия для печати

    Русская Православная Церковь и Корея. В преддверии столетия православия в Корее

    В августе 1910 г. Корея была аннексирована Японией. Для корейцев последующие 35 лет стали временем «погружения во тьму»...
    Крайне тяжелыми эти годы были и для Православной Миссии. Положение усугублялось тем, что после революционных потрясений в России РПЦ была уже не в состоянии оказывать поддержку. В ноябре 1921 г. решением Святейшего Синода Корейская Православная Церковь изымалась из подчинения Владивостокского епархиального начальства, а затем была передана в ведение Японии. Фактически это означало, что православные в Корее предоставлялись сами себе. При иеромонахе Палладии пришлось закрыть все школы, так как на их содержание не было средств. При иеромонахе Феодосии сдача в аренду земли и помещений да небольшое рисовое поле стали единственным источником дохода и пропитания для членов Миссии.
     
    С 1931 г. по назначению архиепископа (впоследствии митрополита) Японского Сергия ( Тихомирова) в Сеуле нес миссионерское послушание священник А. Чистяков. В 1936 г. митрополитом Сергием был отправлен в Сеул иеромонах Поликарп (Приймак), который стал в 1941 г. архимандритом и начальником Миссии.
     
    15 августа 1945 г. японские войска в Корее капитулировали — закончился 35-летний период японского господства.
     
    Деятельность Православной Миссии оживилась. В декабре 1948 г. первый православный священник-кореец о. Алексей (в миру Ким Ыйхван) встал во главе Миссии. Ранее он был учрежден в этой должности в Токио представителем митрополита Американского Феофила (Пашковского) епископом Вениамином (Басалыгой). В июне 1949 г. последний русский священник покинул пределы Южной Кореи.
     
    Однако период относительного спокойствия длился недолго. На Корейском полуострове разразилась гражданская война , подписываемая с севера — СССР и Китаем, с юга — США в лице войск ООН. Для корейского народа эта война явилась, пожалуй, самым большим горем из всех, перенесенных за многовековую историю существования корейской государственности. Всем известно, что по задумке «Гения всех времен и народов», Корейская война 1950-1953 гг. являлась своего рода «генеральнойрепетицией» перед 3-ей Мировой. Однако почему-то мало кто знает, что в истории войн она третья (после II и I Мировых войн) по количеству жертв. Не пощадила война и Православную Миссию: в 1950 г. о. Алексей Ким был схвачен северокорейскими коммунистами; о дальнейшей его судьбе мало что известно. Здание церкви, простоявшее полвека, было разрушено.
     
    Заслуга восстановления Православной Миссии как организации принадлежит священнику греческих войск в составе войск ООН архимандриту Андрею (Andrew Halkidopoulos ). Он же рекомендовал крещенного в Православную веру Бориса Муна (Мун Ичхун), который был сначала рукоположен в сан диакона, а несколько лет спустя, 9 января 1954 г. в Токио был возведен архиепископом Японским в сан священника.
     
    Поскольку Корейская Православная Церковь занимала обособленное положение, состоявшийся 25 декабря 1955 г.Съезд корейских православных христиан принял решение встать под юрисдикцию Константинопольской Патриархии в лице Греческой архиепископии в Америке.
     
    Отгремела война, но для Корейской Православной Миссии битвы лишь перешли в иную плоскость — судебную. В народе еще слишком свежи были воспоминания о зверствах, чинимых японцами за время их 35-летнего правления, и все «японское» воспринималось крайне болезненно. Поэтому, учитывая, что с 21-го года Православная Церковь в Корее находилась под юрисдикцией Японии, правительство конфисковало имущество Миссии, включая недвижимость. И только 27 декабря 1962 г. Верховный суд вынес решение в пользу Миссии. (Официально признана южнокорейскими властями она была лишьв 1996   г.)
    В 1967-1968 гг. было построено новое здание храма свт. Николая (рядом со станцией метро «Эоге» в Сеуле, где оно возвышается и по сей день). Освящение состоялось 24 сентября 1978 г. митрополитом Новозеландским Дионисием.
     
    В 1970 г. Вселенский Патриарх Константинопольский Афинагор и Синод Константинопольской Церкви вынесли решение об учреждении специальной митрополичьей кафедры, которая объединила под своим управлением православные приходы в Южной Корее, Японии, Сингапуре, Гонконге, Индии, Индонезии, Новой Зеландии и на Филиппинах. С того самого времени и на настоящий момент Корейская Православная Церковь находится под омофором митрополита Новой Зеландии.
    В 1975 г. Греческая Православная Церковь с благословения Вселенского Патриарха Константинопольского, а также митрополита Новозеландского, экзарха Индии, Кореи и Японии Дионисия направила в Корею архимандрита Сотирия (Трампаса).
     
    Начиная с 1981 г. идет строительство православных храмов в других городах Южной Кореи. (В 1982 г. освящен храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в Пусане и т.д.).
     
    В 1987 г. решением Вселенского Патриарха Константинопольского, касающимся Новозеландской митрополии, была создана миссионерская организация «Православная миссия на Востоке» («Orthodox Eastern Mission») со штаб-квартирой в Сеуле, в сферу деятельности которой входил весь регион Дальнего Востока. (Организация была распущена в 1996 г., т. к. ее функции стала выполнять только что открывшаяся епархия в Гонконге, а также в связи с признанием Корейской Православной Миссии правительством Республики Корея).
     
    А вот Корею 1988-го года следовало бы ассоциировать не только с Олимпийскими играми. Ведь именно в этом году митрополитом Новозеландским Дионисием был освящен первый на Дальнем Востоке православный монастырь — монастырь Преображения Господня в уездеКапхенъ, к северу-востоку от Сеула в провинции Кенъги.
     
    18 февраля 1993 г. постановлением патриарха Константинопольского Варфоломея II Святейшим Синодом было проведено голосование, и единогласным решением архимандрит Сотирий (Трампас) был рукоположен в епископа.
     
    И, наконец, совсем недавнее событие в жизни Корейской Православной Миссии. Поскольку служба во всех православных церквях Кореи велась на корейском языке, в 1995-1996 гг. для удовлетворения духовных потребностей иностранцев (в основном русских и греков) был построен и освящен маленький храм при церкви Свт.Николая — храм Св. Максима Грека. Литургия в нем служится на церковнославянском языке ( I и III воскресенье), греческом (IV воскресенье) и английском (II воскресенье) языках. Настоятель — о. Марк, священник из Швейцарии. Здесь же хранятся и реликвии начала века, сбереженные православными.
     
    «Таков далеко не полный обзор современного положения Православной Церкви в Корее, находящейся ныне в юрисдикции братского Константинопольского. Патриарха, но своим возникновением обязанной самоотверженной и бескорыстной деятельности миссионеров Русской ПравославнойЦеркви», — заканчивает свою статью архимандрит Августин (Никитин).
    На настоящий момент в Южной Корее действуют один православный монастырь (в уезде Капхенъ провинции Кенъги) и пять храмов: в Сеуле, в Пусане,в Инчхоне, в Чонджу и в Янъгу.
     
    Будучи на стажировке в Корее, я встретился со свящ. Николаем Имом (в миру Им Пхильсун). Беседа состоялась 11августа 1998 года в церкви Свт. Николая.
     
    — Скажите, пожалуйста, сколько в  Корее  православных сейчас?
     
    — Мне сложно говорить за всю Корею, могу лишь сказать про Сеул. В нашей церкви по воскресеньям можно увидеть до 50-60 прихожан.
     
    — Вы сказали «по воскресеньям»?..
     
    — Да. Служба в нашей церкви ведется только по воскресеньям.
     
    — А много ли приходит к вам молодежи, учащихся?
     
    — Точно не знаю. Как правило, это дети и внуки тех, кто приходил к нам и ранее. Но в 1982 году у нас начала работу духовная семинария, так что работа с молодежью ведется.
     
    — Хотелось бы задать вам еще вот какой, быть может, несколько неприятный вопрос. Насколько я могу судить, влияние Православия в Корее не велико. Доминирующую роль здесь играет протестантизм. Вот и у нас, в России, сейчас появилось много адептов протестантского учения, других религиозных конфессий и даже деноминаций и сект...
     
    — Действительно, влияние протестантизма велико и только растет. Протестанты опираются на «логику» Иисуса. Это многих прельщает. Другим нравится мнимая свобода, т. н. «free style» протестантов. В то время как Православная Церковь тверда в традициях. Но все равно я верю: все эти люди рано или поздно вернутся в лоно Православной Церкви. Протестанты не интересуются верой, им нужна формальность. Надеюсь, Русской Православной Церкви удастся ввести ограничения на деятельность конфессий и сект.
     
    — А Корея?
     
    — Корея... Вам ведь известно: Корея — исконно не христианская страна. Сперва в Корею пришли протестанты и католики и принесли знание о западном могуществе. Поэтому подавляющее число корейцев знали только западные Церкви. Мы просто не имели возможности расти. Потом пришли японцы — для нас настали мрачные времена. А потом при одном упоминании о Православии в голове обывателя выстраивалась следующая схема: «православие — русские — СССР — коммунизм». Схема, как видите, незамысловатая, и отпугивала она от нас многих. И конечно же, стоит упомянуть и финансовые проблемы. Ведь протестанты, к примеру, строят больницы, школы и посредством этого распространяют свое учение. У нас же подобнойвозможности нет...
     
    На мой взгляд, в качестве одной из причин следовало бы также указать на затянувшуюся (почти на век) работу по переводу богослужебных, священных и богословских текстов на корейский язык.
     
    Безусловно, христианство — не та религия, которой пропитан дух корейской истории. И с исторической, этнографической и философской точек зрения не имеет с традиционной Кореей ничего общего. (А лично я и не придерживаюсь той позиции, что Новый Завет должен быть проповедан непременно во всех уголках земного шара). Но уж, если и суждено христианству быть в Корее, то протестантская этика с ее культом трудолюбия в наибольшей степени подходит менталитету корейцев, в языке которых существительное «усердие», употребляющееся в форме наречия«ельщими» — «усердно» (делать что-либо: учиться, работать и т.п.) — чуть ли не ключевое слово. И тем не менее будем надеяться, что в будущем станет больше прихожан в храме Свт. Николая в Сеуле, что близ станции метро «Эоге»...
     
    Вот, вроде бы, и все. Напоследок о. Николай Им пожелал читателям ТД интересоваться Кореей и историей Православия в Корее, а также выразил надежду на дальнейшее укрепление связей между РПЦ и Православной Церковью Кореи.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru