rss
    Версия для печати

    Русская Православная Церковь и Корея. В преддверии столетия Православия в Корее

    Между «Русской Православной Церковью» и «Кореей» союз «и» стоит не случайно. Дело в том, что в настоящий момент в Корее не действует ни одного храма, находящегося в ведении РПЦ. Однако так было не всегда.
    Проблема Православия в Корее меня интересовала, скорее, с точки зрения востоковедческой, нежели религиоведческой (и уж тем более апологетической). На это попрошу делать скидку.
     
    Для начала — данные о вероисповеданиях в Республике Корея (Южная Корея). (Информация приводится по книге: A Handbook of Korea Seoul, Korean Overseas Information Service — 1990, p 133). Данные о религиях относятся к 1989 году, однако за последнее десятилетие серьезных изменений в составе верующих в Корее не наблюдалось.
     
    17203000 чел. (46,6% населения страны) признали себя верующими.
     
    Религии, обладающие наибольшим числом последователей (процент от числа верующих):
     
    8060000 чел. (46,9%) — буддизм;
     
    6489000 чел. (37,7%) — протестантизм;
     
    1865000 чел. (10,8%) — католицизм;
     
    483000 чел. (2,8%) — конфуцианство;
     
    306000 чел. (1,8%) — другие религии (шаманизм, ислам, православие).
     
    Какова же история православия, и христианства вообще, в Корее?
     
    «Государство-отшельник» — как называли Корею 100 лет назад — установило дипломатические отношения с Западными державами и Японией лишь во второй половине 70-х — первой половине 80-х гг. прошлого века. Однако военно-политическому и экономическому вторжению запада предшествовало вторжение идеологическое. Еще в конце 18 века французские католики, жившие в Пекине, крестили приезжавших туда корейцев. В 1831 г. Папа Григорий XVI учредил корейское апостолическое викариатство. Благодаря стараниям миссионеров, католицизм в Корее находил все больше и больше последователей.
     
    Протестантизм проникает в Корею значительно позже. При подписании в 1882 году договора между Кореей и США в тексте соглашения значился пункт о свободе пропаганды христианства. А уже в 1884 году в Корею прибыли три первых миссионера из США. И уже к началу нашего века протестантизм наряду с католицизмом получил в Корее достаточно широкое распространение.
     
    Хотя дипломатические отношения между Россией и Кореей были установлены 1884 году, свою деятельность на Корейском полуострове Русская Православная Церковь начала лишь в 1900 году.
     
    Изначально Православие получило распространение среди корейцев, переселившихся (с 60-х прошлого века) на русский Дальний Восток. К концу 19 века здесь насчитывалось до 10 тысяч православных корейцев. Началу деятельности Русской Православной Церкви предшествовали следующие события.
     
    В 1889 секретарем русской православной миссии в Сеуле И. Шуйским по поручению Министерства иностранных дел Российской Империи была составлена и направлена в Императорскую российскую миссию в Пекине записка, в которой, в частности, говорилось о насущной необходимости создания «миссионерских станций», которые осуществляли бы православную миссионерскую деятельность. Однако это предложение встало на повестку лишь спустя 8 лет. 7 июля 1897 года министр финансов С. Ю. Витте писал министру иностранных дел М. Н. Муравьеву: «По благословению Святейшего Синода и по соглашению моему со Статс-Секретарем Победоносцевым, я входил к государю-императору со всеподданнейшим докладом по вопросу об учреждении Православной Духовной миссии и сооружении церкви в Сеуле, с отпуском на постройку церкви и дома для причта в сумме 25 тысяч руб. ежегодно. В 20 день сего июня Николай II на это соизволил». Муравьев отвечал: «Нет сомнения, что путем распространения истин православного учения среди населения соседнего полуострова мы в немалой мере будем способствовать усилению в стране культурного влияния России, а этим самым укрепим и политическое положение наше в Корее». По постановлению Святейшего Синода от 15 июля 1897 в Корее была учреждена Духовная Миссия, находящаяся в ведении Санкт-Петербургского Епархиального начальства. На должность начальника Православной Миссии был назначен смотритель Бийского Катехизаторского училища иеромонах Амвросий (Гудко) с возведением его в сан архимандрита, который в начале августа 1898 года вместе с иеродиаконом Николаем (Алексеевым) и псаломщиком А. Красиным отбыли в Корею. Они уже отплыли из Владивостока... но были остановлены на полпути и возвращены назад из-за обострения внешнеполитической ситуации на Дальнем Востоке и ослабления нашего влияния в Корее. Решением Святейшего Синода от 1 декабря 1898 г. архимандрит Амвросий был снят с должности. Вскоре Красин перешел на государственную службу, а иеродьякон Николай (Алексеев) прибыл в Сеул лишь в середине 1899 г. Наконец, в сентябре 1899 года на должность начальника Православной миссии, с возведением в сан архимандрита был назначен кандидат богословия иеромонах Хрисанф (в миру Христофор Щетковский). С ним отправлялся и новый псаломщик — Иона Левченко, т. к. от прежнего состава остался только иеродиакон Николай. Но вопрос о возведении храма был отложен МИДом России на неопределенное время ввиду малочисленности верующих, а также из-за финансовой стороны дела. Более того, министр иностранных дел Ламсдорф предлагал переименовать Православную Духовную Миссию в причт церкви при Дипломатической миссии. Только вмешательство К. П. Победоносцева позволило Русской Православной Церкви сохранить в Корее свой первоначальный статус.
     
    Такова история «подготовительного» этапа. К началу века православных в Корее было не более 50 человек: примерно 15 корейцев (в основном — подданные Российской империи, проживавшие в Южно-Уссурийском крае и переселившиеся в Корею), члены Дипломатической миссии, казацкий конвой при миссии, да двое русских (один с семьей), состоящие на корейской службе...
     
    Итак, в начале 1900 года в Сеуле состоялось освящение домовой церкви при Дипломатической миссии. Языковой барьер помог преодолеть Матвей Ким (один из 15 корейцев, переселившихся из уссурийского края), который начал работать переводчиком миссии. Но работа продвигалась медленно: удалось перевести только начальные молитвы, Символ Веры и 10 заповедей Моисеевых. Поэтому архимандрит Хрисанф обратился к начальнику Пекинской Православной Миссии с просьбой прислать китайские переводы: для любого образованного корейца того времени китайский был вторым родным. Каким-то образом использовался и протестантский перевод: к 1900 году в Миссии методистов был завершен перевод на корейский Нового Завета, к 1902 году — Ветхого Завета.
     
    17 апреля 1903 года в районе Чонъ Донъ (центр Сеула) была торжественно освящена первая в Корее православная церковь — храм святителя и чудотворца Николая. В ознаменование этого события отец Иоанн Кронштадтский прислал отцу Хрисанфу свое золотого цвета праздничное облачение. Но деятельность Миссии была временно прервана. В результате победы Японии в Русско-японской войне русские, находившиеся в Корее, были вынуждены вернуться на родину. Уехал и арх. Хрисанф; его сменил архимандрит Павел (в миру Николай Иванович Ивановский). Период, когда начальником Миссии был архимандрит Павел, считается, пожалуй, самым ярким в истории деятельности РПЦ на Корейском полуострове: наибольшее число миссионерских станций за пределами Сеула, наибольшее число изучающих вероучение. Это было связано с тем, что отец Павел, во-первых, владел корейским языком, а во-вторых, не ограничивался формальным исполнением своих обязанностей. Так, в 1910 году он предпринял поездку в целях поиска могил русских солдат, погибших в русско-японскую войну: обнаружено около 100 могил.
     
    Со времени основания до 1908 года Миссия находилась в ведении митрополита Петербургского, после — епископа Владивостокского. В начале 1912 года Святейший Синод принял решение об учреждении во Владивостокской епархии кафедры викарного епископа Никольско-Уссурийского в связи с ростом корейского населения в Приамурье; и в том же году архимандрит Павел был отозван из Кореи и возведен в сан епископа Никольско-Уссурийского, викария Владивостокской епархии.
     
    С 1912 по 1930 годы Миссию возглавляли: архимандрит Иринарх (Шемановский, 1912-1914), игумен Владимир (Скрижалин, 1914-1917), иеромонах Палладий (Селецкий, 1917), иеромонах Феодосий (Перевалов, 1917-1930).

    (Продолжение следует)

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru