rss
    Версия для печати

    Культура и национальная безопасность. Мы являемся уникальным государством, игнорирующим собственную защищенность

    Николай Сергеевич Леонов — генерал-лейтенант в отставке, доктор исторических наук, выпускник МГИМО. 33 года проработал во внешней разведке, тринадцать лет руководил информационно-аналитическим управлением, затем был замначальника разведки. Публикуемая статья, которую мы предлагаем для обсуждения, сделана на основе выступления Леонова в МГУ нынешней весной.

     

    Культура — это цивилизационное понятие, которое я беру в его широком смысле. Культура входит неотъемлемым блоком во все главные составные части национальной безопасности.

    Сам термин «национальная безопасность» был изобретен в Соединенных Штатах. Произошло это сразу после второй мировой войны, когда США оказались на положении великой мировой державы с огромными возможностями воздействия во всех уголках земного шара. Вот тогда-то они и поручили группе ученых-политологов разработать категорию национальной безопасности, вычленив из нее главные задачи, на которые должна быть ориентирована вся политическая, экономическая, социальная жизнь страны. Они поработали пару лет, разработали концепцию национальной безопасности, затем на ее базе разработали доктрину госбезопасности, которая задает основное направление для всех действий госаппарата. Американцы пошли и дальше: кроме доктрины они приняли закон о национальной безопасности. Тогда же они ввели государственную должность — специальный помощник президента по этому направлению. Вы, наверное, слышали: Бжезинский, Киссинджер и другие — это главные советники президента США по вопросам национальной безопасности — прошли через этот пост. Конечно, их доктрина была тогда целиком подчинена военно-политическому противостоянию с Советским Союзом и с блоком государств Варшавского договора.

    Совсем недавно, в 90 году, американцы пересмотрели свои основные установки национальной безопасности, заявив, что теперь отпала военная угроза Соединенным Штатам и их союзникам, поэтому они положили совершенно иное основание в новую концепцию. Теперь у них гвоздем является экономика — борьба за обеспечение преимущественного положения американцев и их компаний во всех местах земного шара. Если суммировать все научные разработки США в этом направлении, то создается определенная модель доктрины национальной безопасности, которая, на мой взгляд, у нынешнего российского руководства не получила адекватного восприятия.

    Мы продолжаем изобретать велосипед: в декабре прошлого года Борис Николаевич подписал концепцию национальной безопасности России — документ, который был опубликован в паре газет, но не получил широкого хождения. Я его видел в «Красной Звезде» — сейчас это маленькая газета, — и мне кажется, исследователи, которые работали над этим документом, пошли по неправильному пути: они стали тщательно перечислять все угрозы, которые висят над тонкой шеей России. Спектр этих угроз можно перечислять до бесконечности. Нам с вами может грозить куча всяких опасностей, к тому же могут появиться новые: кто знал о СПИДе 20 лет назад; кто из широких кругов знал об озоновой дыре 20 лет назад; что будет сейчас с проблемой потепления, что из этого следует для России — трудно представить. Поэтому лучшие умы, работавшие над этой темой, пожалуй, исходили концептуально из другого понятия. Необходимо определить, что надо защищать, а уж от чего... От всего, что посягает на это что. Речь идет о том, чтобы определить ту сумму ценностей, ради которой мы готовы будем мобилизовать все силы госаппарата, все общественные и интеллектуальные силы нашего народа. Если идти по этому пути, то представляется совершенно естественным и доступным для нормального понимания очертить границы этой национальной безопасности. Попробую это сделать.

    Я выделяю четыре основных колонны национальной безопасности, разрушение которых грозит гибелью государству и народу, в нем живущему.

    ПЕРВАЯ КОЛОННА – ТЕРРИТОРИЯ

    Первая такая колонна — это территория государства, главное богатство любого государства. В Соединенных Штатах ее неприкосновенности придается конституционное значение. За все время существования США — уже более 220 лет — они не потеряли ни одного квадратного сантиметра своей территории. А как обстоит дело в России? 

    КУРИЛЫ

    Пройдемте по периметру наших границ. Южные Курилы — это российская территория или не российская? Вроде бы администрация там российская, еще стоит трехтысячный гарнизон наших ВС, еще ведется рыбная ловля. Но практически мы потеряли Курилы, начав с 1990 года уступать в этом вопросе: сначала Горбачев, а потом Ельцин в двух визитах в Японию допустили фразу, которая звучала примерно так: «В отношениях между Японией и Советским Союзом есть нерешенные территориальные проблемы». Как только вы сказали эту фразу, вы, по существу, поставили под сомнение, что эта территория ваша и ничья больше. А в 91 году Ельцин выдвинул поэтапный план решения этой проблемы, т.е. путь демилитаризации, совместного экономического освоения, а затем постепенной передачи Японии. Борис Николаевич уже смирился с тем, что эти острова перейдут Японии, но если раньше говорили, что это сделают другие поколения, то сейчас поставлена иная задача: сделать это при нынешней администрации до 2000 года. Отсюда и фраза, брошенная Борисом Николаевичем, что надо подтолкнуть группы, которые разрабатывают мирный договор, — а это наше Министерство иностранных дел. Японцы уже, не стесняясь, по телевизору показывают свою новую карту, на которой государственная граница Японии проходит севернее спорных островов. Вы знаете, что японский премьер выдвинул идею «юридической» передачи Японии этих островов уже сейчас, но оставляя их под административным управлением России на неопределенное время -гонконгский вариант. Еще пять-десять лет территория побудет под российским началом, являясь фактически японской собственностью. Если говорить нормальным человеческим языком, а не птичьим, то не обсуждается ни на каких государственных переговорах только один вариант: Россия остается суверенной хозяйкой этих островов. Вот этот вариант отсутствует везде, следовательно — эти острова руководством уже практически отданы; а дальше речь идет уже о том, как убедить общественное мнение, как его подготовить, как ему растолковать, преподнести такую сделку, подтверждаемую необыкновенно щедрым подарком, который Хасимото дал Ельцину, — полуторамиллиардным несвязанным займом, предоставленным российскому руководству, как говорят, за красивые глаза.

    ЧЕЧНЯ

    Если мы пойдем по южной границе, то наткнемся с вами на проблему Чечни, где мы продолжаем вести какую-то двойную игру, делая вид, что это государство является еще субъектом РФ, в то время как честнее было бы сказать, что мы уже потерпели там военное поражение. Наверное, многие из вас в печати читали сообщение о том, что чеченцы уже выдали последний паспорт с российской символикой и впредь выдают только специальные чеченские паспорта. Чечня уже объявила о назначении своих послов за границу. Мы будем делать вид, что их не признают за границей, но достаточное ли это утешение для нас? Таких непризнанных республик на земном шаре сейчас немало: Абхазия — не признана у нас, Карабах — не признана мировым сообществом, Приднестровье — не признана. Но их и за рубежом много. Этих государств уже набралось столько, что они создали свою международную организацию в Гааге, которая так и называется: Ассамблея Непризнанных государств. Ситуация твердеет, каменеет, она превращается в историческую данность, и мы от нее никуда не уйдем.

    УКРАИНА

    Наши территориальные проблемы не кончаются и этим: у нас даже с братской Украиной нет ясности с границами. Мы уперлись в дележку Азовского моря: в районе Таманского и Керченского пролива есть спорные острова, которые украинцы никак не признают за Россией, а мы, естественно, не признаем их как украинскую собственность. Ширина этого пространства очень небольшая и носит стратегическое значение для судоходства — это же связано с нашей волго-донской системой и со всей системой нашего речного транспорта.

    КАЛИНИНГРАД

    Возьмем Калининградскую область. Я недавно там побывал, посмотрел и скажу честно, что сепаратистские настроения в области все время крепнут. И если бы опять пришлось где-то, даже на максимально ответственном уровне, формулировать свои заключения, я бы сказал, что этот район при нынешнем развитии обстановки, при сохранении нынешних тенденций и нынешней политике российского руководства обязательно отойдет от нас. Шесть литовских партий выдвинули уже письмо-платформу, направили его Генеральному секретарю ООН, правительству Литвы, в европейские политические структуры с предложением передать Калининградскую область под управление ООН. Мотивировка простая — эта область нежизнеспособная, очень маленькая (15000 кв. км). Она больше, чем карликовые государства Европы: такие как Лихтенштейн, Монако и т.д., но она втрое меньше, скажем, Эстонии. Среди прочего, налицо большая оторванность от России, тогда как имеются тесные связи с Западом, и ситуация все время развивается водном направлении. Эта область — первая среди субъектов РФ по количеству смешанных акционерных обществ с иностранным капиталом, их там около 1200, причем, скажем, ФРГ отчаянно направляет туда всех немцев этнических, которые раньше жили на территории России (Поволжье, Казахстан); они российские граждане с российскими паспортами, но немцы по своему этническому происхождению. И вот ФРГ ведет работу среди них на предмет переселения именно в Калининградскую область.

    И они переезжают, пользуясь правом свободной миграции, именно туда. Сейчас их там около 10000, но ФРГ именно этому сектору немцев оказывает преимущественную материальную помощь — 40% всей гуманитарной помощи. Поэтому там возникают те самые, как они теперь говорят, элементы немецкой культуры, т.е. строятся, например, в типично немецком духе особняки, производственные помещения. Идет постоянное онемечивание вот таким, я бы сказал, элегантным путем. Существует среди местного политического истеблишмента тенденция к объявлению этой области самостоятельным государством, создания т.н. 4-ой прибалтийской республики; и, по-моему, одним из носителей этой идеи является нынешний губернатор Горбенко. Он, например, выступает за такую дикую, казалось бы, для русского губернатора идею, как передислоцирование Балтийского флота из города Балтийска Калининградской области в Петербург, в Кронштадт, туда, где когда-то он был при Петре I. Главная стоянка находится в бывшей немецкой военной базе Пиллава, которая теперь называется Балтийск. Мы побывали и на военных кораблях и почувствовали, что политическая власть в лице губернатора не хочет, чтобы там присутствовали ВС России, а флоту передано сейчас управление всеми другими военными структурами.

    АРКТИКА

    Продвигаясь по всей нашей границе, мы достигли Севера. Вы знаете, что Северный Ледовитый океан в свое время был объявлен нашей национальной территорией. В 26 году ВЦИК принял решение о проведении секторальных границ в Арктике. То есть тогда мы делали это решительно: взяли и провели по меридианам, которые ведут от крайних точек нашего государства — мыса Дежнева и Кольского полуострова — до Северного полюса, и, сделав такую маленькую квадратную выборочку в пользу норвежских владений, объявили, что это будет наша арктическая зона. Мы тогда никому не позволили ни плавать там, ни вести промысел, эта территория охранялась и нашими пограничными силами. И вот, не принимая никаких политических актов, не отменяя того постановления ВЦИК, которое было принято в 26 году, постепенно Запад начал пробовать на зуб крепость нынешней России. И надо сказать, что, конечно, быстро прокусил до самого больного места, отвоевав себе возможность свободного плавания, вовсю оспаривая наше право на недра этой секторальной зоны. Единственное, на что мы можем с вами там рассчитывать, — опираться на экономическое трехсотмильное море вокруг территории российских островов, и не больше. Американские субмарины пасутся рядышком с Мурманском, стоят прямо на путях наших военно-морских судов. Американцы постоянно поддерживают свое присутствие в Арктике, чтобы заявить, что здесь границы российского государства далеко еще не определены. Пробуют ведь и дальше, сталкиваясь, как правило, с пассивностью   государства   российского. Остров Врангеля — это основное место размножения и лежбища белых медведей в Арктике. Так вот, не центральное американское правительство, а парламент, конгресс штата Аляски, уже выдвинул тезис: «А Врангеля-то остров принадлежит нам; мы раньше там строили фактории американские, мы раньше там вели промысел пушного зверя, Россия пришла позже». Основываясь на принципе первооткрывателя, они пытаются формулировать территориальные претензии по нашим очень крупным территориальным кускам земли на датской Арктике. Если мы посмотрим на ситуацию в свете этих конфликтов (я ведь другую мелочь не беру, потому что у нас и на китайской границе есть проблемы, есть и с прибалтами кое-какие шероховатости), то нужно сказать, что мы не знаем границ собственного государства и в этом отношении являемся уникальным государством. Государство нормальное так существовать не может: в конституциях обычно указаны государственные границы, потому что это и есть основная, фундаментальная часть национальной безопасности.

    (Окончание следует.)

    Вставить в блог

    Культура и национальная безопасность. Мы являемся уникальным государством, игнорирующим собственную защищенность

    1 сентября 1998
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru