rss
    Версия для печати

    Дробление церковных епархий: зачем и почему?

    Последнее время все больше говорят о новой реформе церковного управления: на месте больших епархий решениями Синода уже не первый раз создается несколько более маленьких. У подобного разукрупнения нашлись и свои сторонники, и свои противники, однако большинство людей, скорее, просто не до конца понимают — для чего в принципе это делается.
    Ситуацию официально прокомментировал Председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата Владимир Легойда.
    Патриарх не хочет, чтобы священники были винтиками

    «Почему Патриарх Кирилл не объявляет открыто о начале крупной реформы — разделении епархий? Почему не говорит внятно о ее смысле и целях?» — такие вопросы зазвучали в эти дни на фоне последних церковных новостей. За вопросами следуют недоумения: «Когда на территории одной нынешней епархии появится несколько новых, кто из епископов будет отвечать за отношения с местным губернатором?» Недоумения переходят в подозрения: «Вряд ли увеличение числа епископов что-то изменит… Они ведь привыкли исключительно к командно-административной системе управления, как и зачем сближаться со священниками и приходами — им непонятно…»

    В.Р. Легойда

    Такая риторика в свою очередь вызывает недоумение уже у меня. Особенно когда так рассуждают люди с богатым опытом церковной жизни в современной России. Но поскольку такие вопросы все же возникают, нужно еще раз к теме вернуться и повторно обозначить вводные.

    Прежде всего: что касается открытости и гласности, то никаких необъявленных реформ в Церкви не происходит, о целях и задачах разукрупнения епархий Патриарх Кирилл, Священный Синод и представители синодальных структур говорят постоянно. С самого дня своего избрания Патриарх указывает на самую острую, реально существующую проблему в жизни нашей Церкви: сделать так, чтобы не только храмы восстанавливались, но чтобы люди, которые в эти храмы должны зайти, внутренне менялись к лучшему. Для этого священнослужителям необходимо в реальности выйти на проповедь, как заповедовал Христос: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф 28:19). К тому, чтобы такая проповедь стала подлинным фактом, Патриарх без устали призывает. Но при этом говорит, что на этом пути есть масса трудностей. И одна из них заключается в том, что нынешняя система церковного управления сложилась в синодальный период, а затем пережила советскую власть — а значит, изначально была «заточена» под совсем другие цели и задачи. И без некоторых изменений в этой системе многих нынешних вопросов просто не решить. Потому что решать их (об этом Патриарх напоминает едва ли не в каждой проповеди) церковные люди могут только сообща, только плечом к плечу. И в этом смысле крайне важно, чтобы епископы — люди, которым дана церковная власть — сблизились со священниками и мирянами на приходах. Только так можно увидеть и понять их трудности.

    Сами критики разделения епархий пишут и признают, что в нынешней ситуации иной священник может за всю жизнь ни разу не побывать лично на приеме у своего архипастыря. Те же самые критики могут сами найти на карте России епархии, где из-за колоссальной территории или густо расположенных храмов архиерей в принципе не сможет не то что вникать в жизнь каждого прихода, но даже хотя бы регулярно его посещать… Нормально ли это? Святейший Патриарх Кирилл считает, что нет. И говорит об этом в своих проповедях, каждая из которых является фактически провозглашением программы преобразований.

    Да, мы знаем, что среди епископов существуют люди, скажем так, властные. Но считать, что сближение епископа и священника никак не изменит ситуацию, — значит, загонять ее в окончательный тупик. А как иначе поступать? Какое свое решение предлагают критики разделения епархий? Причем те же самые критики недовольны тем, что архиереи часто не пытаются решать конкретных проблем конкретных приходов и только формально принимают решения, спущенные сверху. Но они и не могут реально влиять на ситуацию в приходах — они ее просто не знают. Потому что некоторые епархии по своим размерам больше иных Поместных Церквей. И в отсутствие человеческого контакта с настоятелями храмов, им из епархиального управления отправляются бесконечные циркуляры, которые только и могут продемонстрировать священнику, что он якобы лишь винтик в большом церковном механизме. Святейший Патриарх не хочет, чтобы священники были винтиками. Он, наоборот, работает, чтобы связь между христианами укреплялась. «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга» (Ин 13: 34). Трудно любить того, кого совсем не знаешь.

    И совсем уж грустно слышать тех критиков, для которых самый трудный вопрос — один: «Как же теперь выстраивать отношения с местной администрацией, когда архиереев — трое?!» Часто эти же критики недовольны якобы излишней близостью церковных иерархов с властями. Но само разделение епархий —  по сути и есть ответ на такую критику. Как видно, церковное служение и отношение с паствой для Церкви важнее, чем отношение с губернатором.

    И наконец, я бы очень аккуратно использовал слово «реформа» применительно к решениям о разделении отдельных епархий. Рубить с плеча никто не собирается. Дробление происходит медленно, осмотрительно и, как видно, точечно. Есть на карте места, где это по-настоящему назрело. Например, на Северном Кавказе одна епархия объединяла совершенно разные республики, а на Дальнем Востоке расстояние между ближайшими храмами может достигать сотни километров…

    Само собой, процесс дробления епархий — многоступенчатый. Трудности будут возникать. И эти проблемы будут обсуждаться. Не только церковными журналистами и блогерами, но и в специально созданном для этого органе — в Межсоборном присутствии, куда входят как церковные, так и светские эксперты. Но на данный момент ни о каком «умалчивании» в отношении разделения епархий со стороны священноначалия говорить невозможно. Людям, которые следят за выступлениями Святейшего Патриарха и внимательно читают решения Синода, все происходящее — ясно. 


    Вставить в блог

    Дробление церковных епархий: зачем и почему?

    Дробление церковных епархий: зачем и почему?

    10 августа 2011
    Последнее время все больше говорят о новой реформе церковного управления: на месте больших епархий решениями Синода уже не первый раз создается несколько более маленьких. У подобного разукрупнения нашлись и свои сторонники, и свои противники, однако большинство людей, скорее, просто не до конца понимают — для чего в принципе это делается. Ситуацию официально прокомментировал Председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата Владимир Легойда.
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Крохобор, Москва18.10.2011 19:53 #
    Елена! "владыко" и "отче Всеволоде" - это звательный падеж. В такой форме эти слова можно употреблять только при обращении: "Отче Всеволоде! не надо так говорить!" А в качестве подлежащего, не при обращении, - "владыка" и "отец Всеволод". Кстати, распространенная ошибка. Извините, но сколько можно церковнославянский язык коверкать))
    Елена, Москва18.10.2011 14:48 #
    Друзья, я плохо понимаю в церковной политике, да и не женское это дело. Я вижу одно. Одна за одной совершаются архиерейские хиротонии в Москве. Архиереями становятся лица, простите за светский язык, у которых молоко на губах не обсохло. Был, например, замечательный владыко Викентий в Екатеринбурге. Один взгляд его лучистых светлых глаз чего стоит, сама любовь. Мне он даже Святого отца Ионанна Кронштадского внешне напоминает. Я не могу знать, чем он не угодил Святейшему, но позиция митрополита Узбекистанского и Ташекентского, особенно в связи с последующим возведением в сан митрополита его сменщика на посту Екатеринбургского архиереявладыки Кирилла выглядит не иначе как ссылкой, как Меньшикова в Березов. Я сначала не понимала, что означали слова одного деревенского священника, сказанные сразу после смерти Патриарха Алексия II: "Сейчас движение мощное начнется". Ну, не прям сразу, но ведь началось. Очень больно все это наблюдать. Особенно неприятно смотреть на сращивание церковной элиты с государственной. Конечно, какие люди такая и власть - церковная или светская. Но почему же, например, до сих пор никто не объяснил отцу Всеволоду Чаплину, говорящему от лица всей РПЦ, что недопустимы такие высказывания: "Когда еще в истории России высшая власть в государстве передавалась так мирно, достойно, честно, по-дружески? Это настоящий пример доброты и нравственности в политике, пример, которому, по-моему, могут позавидовать не только наши предшественники и люди, жившие в советское время, но и граждане большинства стран мира, включая те, которые пытаются нас учить" (http://www.online812.ru/2011/09/26/006/). Разве он, человек, прекрасно разбирающийся в светской полоитике, не знает, что при существующем государственном строе премственность власти может обеспечить только народ посредством демократических выборов? Как он мог 1) вообще отреагировать на это безобразное и бесстыдное заявление ВВП, 2) давать такую оценку? Какая может быть преемственность, если выборы еще не прошли, 3) как можно ставить в заслугу то, что кто-то, глядя на наших политиков может погрешить против 10 заповеди? Вообще считаю, что таких как отче Всеволоде подальше надо от камер и микрофонов держать, одна пагуба от его бездумных (или наоборо, осознанныз?) заявлений...


    Виктор С., Москва10.08.2011 18:46 #
    Владимир Романович пишет:
    «Как же теперь выстраивать отношения с местной администрацией, когда архиереев — трое?!» Часто эти же критики недовольны якобы излишней близостью церковных иерархов с властями... Как видно, церковное служение и отношение с паствой для Церкви важнее, чем отношение с губернатором.

    Речь идет не об излишней близости, а о такой части служения архипастыря, как заступничество за Церковь перед властями, решение вопросов земного существования Церкви: передачи храмов, выделении средств на реставрацию памятников, открытия образовательных и благотворительных учреждений, участие в программах в масштабе субъекта федерации, заключение соглашений с областными службами (попечения о бедных, о заключенных) и т.д.
    А при таком дроблении вес слова архиерея для власти очевидно снижается - он как бы уже не представляет Православную Церковь во всем субъекте федерации.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru