Tweet |
Тогда знатные заказчики строили великолепные церкви, некоторые из которых стали потом частью мировой сокровищницы искусства. Среди них, например, храм Покрова в Филях. В это время, как и в конце предыдущего столетия, в русской архитектуре встретились национальные и западные черты, однако европейские элементы на пороге петровской эпохи воспринимались уже более осознанно, правильно (а не просто в качестве декорации). Кроме того, появились и некоторые заимствования из украинского зодчества XVII века (Украина, в свою очередь, также имела особые отношения с западным искусством). Эти церкви - динамичные ярусные постройки, чаще всего красно-белые. В них гладкие стены сочетаются с несколькими декоративными деталями, обыгранными по-разному, используются такие западные элементы, как колонки, раковины и розетки[1]. Конечно, все эти особенности могут варьироваться и дополняться. А среди всех построек этого типа особое место занимает храм в Дубровицах, не похожий ни на один другой храм даже в пределах «нарышкинского» стиля.
Итак, церкви в таком стиле заказывали выходцы из высших слоев общества. Дубровицкий храм был выстроен по инициативе князя Бориса Алексеевича Голицына - ученика Симеона Полоцкого и приближенного Петра Первого. Некоторое время Голицын был в немилости царя - результатом многочисленных придворных интриг стала его «ссылка» в деревню, а точнее, приобретенное им незадолго до этого село Дубровицы. А в 1690 году в знак примирения с царем князь задумал создать новый храм на месте деревенской церкви Илии Пророка, которую перенесли в соседнее село. Петр Первый также активно участвовал в создании новой, Знаменской церкви. Через семь лет ее строительство было завершено, но здание оказалось в самом центре столкновения двух эпох. Еще несколько лет храм стоял неосвященным: Патриарх Адриан не дал на то своего благословения. Вероятнее всего, причиной такого решения стал как раз облик церкви: под руководством образованного князя была возведена постройка, слишком отличавшаяся от других русских храмов, да еще и с ярко выраженными западными чертами. Ко всему прочему, архитекторами и скульпторами выступили европейские мастера - итальянские или швейцарские. Так что Знаменской церкви пришлось ожидать 1704-го года - к тому моменту была проведена сомнительная реформа церковного управления, а у Петра Первого появилось время посетить Москву. 24 февраля она была освящена, празднования по этому поводу продолжались неделю. Царь передал в дар драгоценную утварь, которая позже была пожертвована Голицыным Флорищевой пустыни, где князь принял постриг в конце жизни.
Рассмотрим внимательнее облик храма - что могло так смутить Патриарха Адриана?
В плане церковь напоминает цветок - ее центральная квадратная часть окружена четырьмя полукружиями (восточное служит в качестве алтарной части). Таким образом, получается, что в ее основе использован так называемый квадрифолий, то есть четырехлистник, элемент, который характерен для западного искусства. Но при этом на квадратной основании - четверике - стоит восьмерик (центрическая восьмигранная призма). Такая конструкция к концу XVII века уже использовалась в русском деревянном зодчестве, была вполне традиционной. Сам храм выстроен из местного белого камня.
Вряд ли именно непривычная конструкция храма могла вызвать сомнения у Патриарха. Действительно, прежде всего зрителя поражает декорация церкви - скульптура, резьба и, конечно, его глава - золоченая корона. Сейчас уже никто точно не знает - возможно, как раз великолепная корона и стал одной из главных причин отказа освятить церковь, ведь она могла ассоциироваться с попыткой насадить государственную власть. Не менее сомнительным с точки зрения традиционного церковного искусства могло показаться скульптурное убранство храма - как само по себе (а мы знаем, что скульптура почти не использовалась в древнерусском зодчестве), так и с точки зрения использованных сюжетов.
Нижняя часть здания покрыта рустом (облицованным камнем с нарочито грубо обтесанными поверхностями), украшена колонками, арками и даже волютами[2], то есть элементами, пришедшими из западной архитектуры. Верхняя часть декорирована еще более богато - тонкой резьбой с растительными мотивами, нишками, колонками и даже небольшими фигурками херувимов. Но главная особенность - обилие фигурной скульптуры - статуи евангелистов, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, восемь ангелов с орудиями Страстей Христовых (на крыше храма). Их наличие совершенно нехарактерно для русско-византийской традиции. Внутреннее убранство поражает еще больше, хотя, видя внешний облик храма, зритель, казалось бы, уже должен быть подготовлен к чему-то неожиданному. Стены и своды покрыты белоснежной скульптурой на нежном голубом фоне - библейские сюжеты, растительные мотивы, херувимы и даже медальоны с барельефными портретами Голицына, его жены и сына. Немногие европейские барочные церкви могу похвастаться таким обилием скульптуры. А при этом она кажется легкой, воздушной. Считается, что над ней работали итальянские или швейцарские мастера. Из Европы пришли не только гирлянды, фигуры херувимов, барочная трактовка одежд, но и, пожалуй, самая спорная композиция - «Коронование Богородицы» (через ярус от Распятия над иконостасом). Этот западный сюжет отсутствует в православной традиции. Но вряд ли он помешает нам восхититься красотой храма...
Итак, дубровицкая церковь была освящена в 1704 году. Через несколько лет после этого князь Голицын покинул село и принял постриг в Свято-Успенской Флорищевой пустыни в Нижегородской области. В конце XVIII века владельцем Дубровиц стал князь Григорий Потемкин-Таврический, позже - Александр Дмитриев-Мамонов. В середине XIX века была проведена реставрация храма, латинские надписи заменили на русские, а в 1850 году он был вновь освящен - святителем Филаретом. После 1917 года усадьба и храм были разорены и постепенно разрушались, здесь разместился Всесоюзный научно-исследовательский институт животноводства - вместе со своими складами. Наконец, в 1990 году здесь была совершена первая литургия. Ну а здание церкви было включено в «Список Всемирного наследия» ЮНЕСКО. С наступлением весны у нас есть возможность в полной мере оценить особую красоту этой постройки, богослужения в которой совершаются сегодня регулярно.
До церкви Знамения можно проехать с Курского вокзала до Подольска, далее - автобусом № 65 до Дубровиц.
При подготовке материала использованы материалы сайта http://www.dubrovitsy-hram.ru/
[1] Розетка (от франц. rosette, буквально - розочка) - в искусстве: орнаментальный мотив в виде стилизованного распустившегося цветка (например, розы).
[2] Волюта (итал. voluta - завиток, спираль) - архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка с кружком ("глазком") в центре.
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!
В 1990 г. Знаменская церковь не была включена в "Список" ЮНЕСКО. Нет ее там и сейчас.