rss
    Версия для печати

    «Нет, не я вам печаль причинил…»

    Дневники протопресвитера Александра Шмемана уникальны. Уникальны потому, что они наполнены удивительной радостью и ощущением окружающего его мира, почти физического ощущения "благорастворения воздухов". Думается, было бы неверно не заметить этих дневников и пройти мимо столь цельного восприятия жизни и вселенной. Сегодня мы предлагаем небольшие выдержки из них.

    Пятница, 9 марта 1973

    "...С головой ушел в свою деятельность". А вот этого-то и не нужно. Полная невозможность в какой-то момент увидеть все в перспективе, отрешиться, не дать суете и мелочности съесть душу. И в сущности все та же гордыня (не гордость): все зависит от меня, все отнесено ко мне. Тогда "я" заполняет собой реальность, и начинается распад. Страшная ошибка современного человека: отождествление жизни с действием, мыслью и т. д. и уже почти полная неспособность жить, то есть ощущать, воспринимать, "жить" жизнь как безостановочный дар. Идти на вокзал под мелким, уже весенним дождем, видеть, ощущать, осознавать передвижение солнечного луча по стене - это не только "тоже" событие, это и есть сама реальность жизни. Не условие для действия и для мысли, не их безразличный фон, а то, в сущности, ради чего (чтобы оно было, ощущалось, "жилось") и стоит действовать и мыслить. И это так потому, что только в этом дает нам Себя ощутить и Бог, а не в действии и не в мысли…

    …То же самое и в общении. Оно не в разговорах, обсуждениях. Чем глубже общение и радость от него, тем меньше зависит оно от слов. Наоборот, тогда почти боишься слов, они нарушат общение, прекратят радость.

    …Слова же должны вынашиваться не в разговорах (где они так часто - чеки без покрытия), а на глубине, вот в этом самом опыте tout est ailleurs, как, в сущности, свидетельство о нем. Тогда они звучат, сами становятся даром, таинством.

    Пятница, 30 марта 1973

    …Только когда записываешь, понимаешь, сколько в нашей жизни действительно пустого времени, сколько суеты, не заслуживающей никакого внимания, сколько неважного, съедающего, однако, не только время, но и душу. Все эти дни по вечерам - от усталости, может быть, или от внутреннего отвращения к тому, что нужно делать, от невозможности сесть за письменный стол - пассивное сидение у телевизии. Чувство: ""Плоть опечалена, и книги надоели…"

    Понедельник, 2 апреля 1973

    Смиренное начало весны. Дождливое воскресенье. Тишина, пустота этих маленьких городков. Радость подспудной жизни всего того, что за делами, за активизмом, того, что сам субстрат жизни. И поздно вечером снова тьма, дождь, огни, освещенные окна… Если не чувствовать этого, что могут значить слова: "Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим…"? А это суть религии, и если ее нет, то начинается страшная подмена. Кто выдумал (а мы теперь в этом живем), что религия - это разрешение проблем, это - ответы… Это всегда - переход в другое измерение и, следовательно, не разрешение, а снятие проблем. Проблемы - тоже от диавола. Боже мой, как он набил своей пошлостью и суетой религию, и она сама стала "проблемой религии в современном мире", все слова, не имеющие ни малейшего отношения к субстрату жизни, к голым рядам яблонь под дождливым весенним небом, к страшной реальности души во всем этом.

    Четверг, 27 сентября 1973

    …Иногда мне думается, что каждый человек призван сказать или сделать что-то одно, может быть, даже и маленькое - но подлинное и то, что только он призван сказать или сделать. Но жизнь так устроена, что его вмешивают во все, и тогда он теряет себя и свое и не исполняет своего призвания. Он должен все время делать вид, что он действительно все понимает, все может и обо всем имеет что сказать. И все становится поддельным, фальшивым, показным...

    …Суть христианства мне всегда, с детства, представлялась в том, что оно не разрешает проблемы, а снимает их, переводит человека в тот план, где их нет. В том же плане, в котором они есть, они потому и есть, что они неразрешимы. Поэтому христианство есть всегда проповедь - то есть явление того, другого, высшего плана, самой реальности, а не объяснение ее…

    Вторник, 12 октября 1976

    …Начало "ложной религии" - неумение радоваться, вернее - отказ от радости. Между тем радость потому так абсолютно важна, что она есть несомненный плод ощущения Божьего присутствия. Нельзя знать, что Бог есть, и не радоваться. И только по отношению к ней - правильны, подлинны, плодотворны и страх Божий, и раскаяние, и смирение. Вне этой радости - они легко становятся "демоническими", извращением на глубине самого религиозного опыта. Религия страха. Религия псевдосмирения. Религия вины: все это соблазны, все это "прелесть". Но до чего же она сильна не только в мире, но и внутри Церкви… И почему-то у "религиозных" людей радость всегда под подозрением. Первое, главное, источник всего: "Да возрадуется душа моя о Господе…" Страх греха не спасает от греха. Радость о Господе спасает.

    Чувство вины, морализм не "освобождают" от мира и его соблазнов. Радость - основа свободы, в которой мы призваны "стоять". Где, как, когда извратилась, замутилась эта "тональность" христианства или, лучше сказать, где, как и почему стали христиане "глохнуть" к ней?..

    Вторник 7 ноября 1978

    …Служил утреню. После вчерашнего дня в солнечном одиночестве Park Ave., после вдумывания, вживания в "благодарение" особенно чувствовал сегодня именно благодарственный характер нашего богослужения.

    Среда, 10 сентября 1980

    …Простой вопрос о простом земном, человеческом счастье. О радости, преодолевающей страх смерти. О жизни, к которой призвал нас Бог. О том, для чего - "о чем" - сияет солнце, для чего и о чем - эти наши лабельские горизонты, эти мягкие горы, покрытые лесом, это огромное небо, этот блеск лучей...

    Понедельник, 23 ноября 1981

    Сама панихида была очень торжественной. Митрополит с двумя епископами, тридцать священников, семинарский хор, полная народу огромная готическая chapel, "мощное пение" и т. д. Из тридцати священников дай Бог пять прочли хоть несколько строчек Флоровского. И вся служба как будто никакого отношения к нему не имеет, вся выросла из каких-то мелких амбиций, желания покрасоваться не где-либо, а в самом Принстоне! И все расходятся очень довольные, как после удачного спектакля... После службы был какой-то прием, но мы уехали.

    Знаю, что ворчу. Знаю, что это во мне самом - тьма, которой я поддался и которая не дает видеть хорошего, положительного, пробиться сквозь всю эту ужасающую дешевку. Но, увы, есть и она.

    Великая Пятница, 16 апреля 1982

    …Простые вопросы:

    Чего хочет от нас Бог?

    Чтобы мы Его любили, чтобы приняли Его как источник, смысл и цель жизни: "душа души Моей и Царь..."

    Как "можно" полюбить Бога, где locus этой любви?

    В Его самораскрытии, самооткровении нам в мире и в жизни.
    Вершина и полнота этого самооткровения - Христос.
    Все - "отнесено" к Нему. Для этого воплощение, вхождение в мир природы, времени, истории.
    Следовательно, любовь к Богу - Христос.
    Радость о Нем.
    Любовь к Нему.
    "Отнесение" всего к Нему.
    Собирание всего в Нем.
    Жизнь Им, узнаванием Его во всем Духом Святым.
    Церковь: возможность и дар этой любви и жизни.
    Аминь.

    Воскресенье, 3 октября 1982

    "…За окнами удивительный вид на Нью-Йорк… вода, небоскребы. И солнце, каждый день солнце. Кругом любовь и волнения. Только что, после причастия, ушел о. М. "Идеже празднующих глас непрестанный и видящих Твоего лица доброту неизреченную". No comments. Вера, надежда, любовь".

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Феофания, Почаев28.02.2008 15:46 #
    ОТ прочтения дневников остается ощущение чтения мирской литературы, в душе опустошение и рассеяние. Не хочется. Простите.
    Анастасия, Москва28.02.2008 12:14 #
    Замечательная книга. Вообще книги Шмемана открыли в своё время мне глаза на Главное, что есть в христианстве. Помогли встретиться с Радостью, со Светом. А устав, и даже покаяние - это средства, а не цель.
    И уж конечно смешно судить о человеке, Пастыре по одной вырванной из контекста цитате. Как мы, православные, любим вешать ярлыки. "Я Шмемана не читала, но считаю...". Когда же мы начнём освобождаться от этого совкового наследия - "батюшка, благословите шоколадку съесть", квартиру продать, книжку прочитать...
    Александр, Н.Новгород27.02.2008 23:35 #
    Вера, простите ещё, раз. И снимем. Я задавал вопрос о. Максиму.
    Вера26.02.2008 3:50 #
    Александр, Н.Новгород,
    мне не хочется ввязываться в дисскусию по данному вопросу. Скажу только, что в моей душе нет отклика на труды А.Шмемана. Не книжное, а натуральное я почему-то чувствую в трудах других великих Святых...
    В наш век много литературы, в которой не просто разобраться духовно слабому человеку, нужно чтобы кто-то иногда подсказал окончательно и правильно.
    Спасибо, о. Максиму.
    Александр, Н.Новгород25.02.2008 16:54 #
    Вера, дорогая, простите, ради Бога, я никогда не писал комментарии и не участвовал на форумах, и мне неудобно писать много, на чём-то настаивать. Ну, ведь как естественно Вам, прочтя предложенный о. Максимом маленький отрывок, всё сразу и понять о человеке. Нет? "...внутреннем отчуждении. Чувство такое, что что-то случалось, происходило со мною, но в чем "я" оставался пассивным. Хиротонии не помню совсем...". Прям, и как такие в священники попадают?! Брр... Вот так вот из частных интимных вещей, которые есть в каждом человеке, делать идейный вывод, а потом на дискуссиях горячиться...:) Вот Вас, Вера, это шокировало, а людей близких о. Александру, видимо, нет. А и меня тоже. И, я думаю, что и многих других читателей этих дневников тоже нет. Мне тут даже удивительно, что о.Александр всё равно постоянно в состоянии задавать "…Простые вопросы: Чего хочет от нас Бог?... (и последующий текст)" Если б о.Максим пописал... может, я что-то понятное непонятно выразил? Просто вот есть же такая вещь, что некие люди формулируют и произносят такое, что до них не могло быть ещё получить своего выражения, и их запоминают во времени. Не было слов, не понятно было, что с тобой происходит, а прочёл что-то - и увидел, что не у тебя только так, что более внятно можно это сказать, и как воздуху глотнул свежего (а у иных "как будто пил чистую свежую воду"). Вы, наверное, ещё не обнаруживали, что "любимые батюшки" могут не любить друг друга. Что-то им, любимым, не нравится друг в друге. Время пройдёт - глядишь, и любимые батюшки поменяются, и что-то за батюшками в себе и в церкви и во времени станет видно. Нет? Да, и сейчас, Вера, наверное, не надо читать эти дневники. Потом, может быть, попозже, когда подустанете от чего-нибудь натурального в жизни, а не книжного. Не обижайтесь, это ведь, как кто скажет - так на душе и ляжет. Один скажет, что ты - тугодум, а другой, скажет, что понимание прийдёт позже и подарит этим надежду, что и нормально это всё с тобой и всё ещё у тебя будет. "Идеже празднующих глас непрестанный и видящих Твоего лица доброту неизреченную", "Между страхом и надеждой, между страхом и надеждой".
    Всё, работать надо :)
    Светлана, Москва25.02.2008 16:36 #
    Глубоко....мудро....проникновенно....тепло.
    Обязательно постараюсь найти и прочитать эти дневники.
    Спасибо.
    С уважением,
    Светлана Завьялова.
    Вера25.02.2008 12:08 #
    Я плохо поняла комментарий Александра (Н.Новгород), но прочитав из Шмемана, мне стало не по себе...Особенно от прочтения воспоминаний Шмемана о своем посвящении в диаконы. Пользы мне кажется для души никакой в его трудах.
    Как правильно, выразился прот.Максим Козлов, Брр...

    Александр, Нижний Новгород25.02.2008 8:51 #
    Со вздохом, батюшка, комментарий на Ваш комментарий. Говорить много - некрасиво получится. При всём уважении... Козлову не нравится Шмеман, Мещеринову Шмеман нравится. Козлову не нравится Мещеринов... ну, и проблемы, которые ассоциируются с этими оппозициями... Мещеринову видятся проблемы в чём-то, Козлову такая постановка возмутительна... - не буду говорить, о чём я: те, кто видел и дисскусии о дневниках, и круглые столы с участием о.Петра, понимают, какие проблемы и какие возражения. Так и что? Почему не сказать тогда, что мы - разные (Шмеман и Флоровский, м. Мария (Скобцова) и о. Асмус, Бердяев и Флоренский, старообрядцы и никониане, Шаргунов и Найман, о.Кочетков и Николаева, не знаю, что ещё такое зацепить...? И это не случайная вещь, отстраиваемая, а постоянная. И почему подобные оппозиции не отнести к разряду "неприятия исторического христианства" и нелюбви к монашеству :)? Светская макулатура. Наверное. Динамика отношений (у Вас её не было с АИ?) Ненавидение исторического пути... Хорошо, наверное, знать много вещей и мотивированно не любить другого. Нытьё, тяготение... неприятный тип этот Шмеман. И я неприятный тоже, и тоже ною, и тоже у меня тяготение. Но я в церкви, и то, что я смог вычитать у Шмемана, не родило у меня ненавидения... впрочем, не так, конечно, книжки влияют, и ими перебаливают, но всё равно у нас, скорее, "Шмеман" будет под подозрением, чем "Шаргунов", и решится дело не обсуждением, а хлёсткими "ленинскими" характеристиками... не знаю. Ну, надо же дать отчёт, что и это, шмемановское - тоже норма, которая бывает, а не так, что для большого числа людей то, на чём он настаивал понятно, а для другой - невыносимо. Простите. Почему-то комментарий Ваш сегодняшним числом, хотя он давно в ответах на вопросы уже читался. Да, ещё: Кураев собачек не любит - совершенно точно, он говорит, что у них души нет, это, мол, точно так. Не знаю, может у собачек нет, не держу, а у кошек точно наличествует... а у алжирского дея... вот, что мой грошовый ум создал...
    прот. Максим Козлов, Москва24.02.2008 7:46 #
    Развернутый комментарий:
    При всей интересности прочтения этой книги (и попутных сожалениях о том, что было из нее выкинуто руками наследников страха ради иудейска) стало только еще яснее, как Шмеман мне бесконечно далек и, если честно, антипатичен. Постоянное нытье, абсолютное нечувствие красоты и логики устава, сведение всех литургических переживаний только к радости (и ерническое отталкивание от остальных, прежде всего, от покаяния и сокрушения), неприятие исторического христианства с бытом, благочестием, Традицией, какая-то патологическая нелюбовь к монашеству (объездив полмира, ни разу не побывать на Афоне!),свтоотеческому богословию и аскетике ( ни одной книги ни одного святого за весь дневник, зато сколько светской макулатуры!), вечное тяготение своими священническими обязанностями (почитайте. что и как он пишет об исповеди) и любовь ко времени, когда он от них свободен (будь то на любимой канадской даче, будь то в бесконечных разъездах), невидение исторического пути России и значения Русской Церкви. Характерна динамика отношений с Солженицыным.
    Бррр! И, конечно, острота ума, едкость характеристик, многие верные портреты, как же без этого.
    Не Иоанн Сан-Францисский, прямо скажем. И если это сравнение некорректно, даже не Флоровский или Мейендорф с их органическим чувством церковности и любовью к отцам. Но написанное не означает, что я советую книгу не читать. Весьма познавательно, особенно для интересующихся темой, как первоисточник по евлогианско-американской церковной истории.
    Собственно, по прочтении Шмемана становится понятнее, почему т.н. Американская Автокефальная Церковь в собственном смысле никогда не стала Американской Поместной Церковью.
    С людьми подобного умонастроения она и не могла ей стать.

    Чтобы почувствовать разницу две цитаты ( благодарю друга иерея за идею ):
    прот. Александр Шмеман:
    " Сегодня - по старому стилю праздник Казанской иконы Божией Матери: тридцать лет со дня моего посвящения в диаконы на rue Daru митрополитом Владимиром. Теперь все это помню как в тумане, отрывками. Помню, что накануне был в каком-токаменном отчаянии, так что со всенощной уехали домой до конца. Ни молитвы, ни радости, ничего, действительно пустота. Посвящение было в рабочий день, в церкви не слишком много было народу. Самой Литургии, себя на ней совсем не помню: знаю, что вокруг престола меня водил о. Тихомиров, что служили с митрополитом о. Н.Сахаров, о.Киприан, о.Савва. Помню только, что до хиротонии стоял в углу, за столами со священническими облачениями, и снова был в каком-то внутреннем отчуждении. Чувство такое, что что-то случалось, происходило со мною, но в чем "я" оставался пассивным. Хиротонии не помню совсем..."

    архимандрит Павел Груздев:
    "...Федоровский кафедральный собор, где рукопологали отца Павла был полон народу. Пришли многие, кто знал Павла Груздева еще по Мологе...
    "Вся церковь плакала, - вспоминает отец Павел,- из нищеты...ой! Арестант ведь. Не мог и я удержаться, плакал..."
    "Помоги мне, Господи, поприще и путь священства без порока прейти. Иерей Павел Груздев."- записал батюшка в своем дневнике в этот знаменательный день."

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru