rss
    Версия для печати

    Патриарх всея Руси у Одигитрии зарубежья

    В самом начале Рождественского поста Святейший Патриарх Алексий посетил Собор Святых Новомучеников и Исповедников Российских в Мюнхене (РПЦЗ). Обозреватель журнала «Мы в России и зарубежье» и прихожанка этого храма Варвара Базанова делится своим личным восприятием этого события.
    http://www.sedmitza.ru/Когда в мае 2007 года было восстановлено каноническое общение двух частей Русской Православной Церкви, то и в зарубежных храмах стали молитвенно поминать Патриарха Московского и всея Руси. При этом формула «Великаго Господина и Отца нашего Алексия» даже среди сторонников единения c Московским Патриархатом не всеми могла быть произнесена или воспринята искренне. Своих отцов-архиереев мы знаем, а Патриарх все же от них отличается... По крайней мере, такое впечатление складывалось у меня от патриарших служб, на которых приходилось бывать в Москве. Тем с большим трепетом воспринималось известие о том, что Святейший выразил желание помолиться перед Курской-Коренной Иконой Божией Матери, Одигитрией1 русского рассеяния. Она должна была находиться в наших краях как раз тогда, когда и Патриарх, который время от времени поправляет свое здоровье в баварской столице. Неужели удастся увидеть его вблизи, в менее формальной обстановке? Хоть бы это помогло справиться с внутренней предвзятостью...

    Однако когда началась подготовка к приезду Патриарха, мне показалось, что это скорее «нашествие иноплеменников» в лице сотрудников служб безопасности. Они сразу стали заправлять в нашем родном соборном храме: эти двери запереть вообще, тут чтоб никто не стоял, свечи прекратить продавать, владыка наш пусть ставит машину не на своей парковке, а в другом месте... Мы, мол, себе не представляем, сколько будет народу, нужна железная дисциплина, чтобы Патриарха не затоптали. И на самом деле, когда начались поминутные телефонные звонки: «Правда ли сам Патриарх приезжает? Все-таки личность такая известная, как бы на него взглянуть!» - у меня закрались сомнения - вдруг все-таки затопчут. Отвечать поэтому старалась отрезвляюще: «Да, в четверг 29 ноября будет молебен перед чудотворной иконой, и Патриарх будет присутствовать. Только он по телевизору не отличается от того, каким можно увидеть его здесь. А если перед иконой Божией Матери хотите помолиться, приходите лучше на Введение, обстановка будет спокойнее».

    Когда же пришел назначенный день, народу оказалось не так много. Не мало, конечно, - почти как на Пасхальной заутрене. Только зря опасались охранники: никто никого не топтал, и даже просто любопытные вели себя вполне достойно. Икону привезли заранее, так что все, кто пришел вовремя, успели спокойно к ней приложиться. Как всегда, тепло, радостно и спокойно стало на душе от присутствия Пресвятой Богородицы в Ее чудотворном образе. И в этой обстановке зашедший под пение входного «Достойно есть» Патриарх Алексий, столь чужой доселе, сразу стал намного роднее. Кто-то из наших прихожан после службы поделился наблюдением, что Святейший, несмотря на привычку быть окруженным массами, смотрит не поверх толпы, а на людей. Он прошел в алтарь для облачения. Начался молебен с акафистом. Акафист пели не обычный, Богородичный, а именно написанный уже в годы изгнания акафист Курской-Коренной.г. Мюнхен

    Сильнейшее впечатление на меня произвело чтение Святейшим слов первого икоса: «Ангели удивишася зряще Тя, Владычице, иконою Твоею, яко столпом огненным нам предходящую в великом исходе нашем из земли беззаконниками порабощенныя...» Тем, что его устами, устами предстоятеля Русской Церкви, произносились слова молитв, написанных в годы глубочайшего разделения нашей страждущей Матери-Церкви, это разделение стиралось... Тут я почувствовала единение большее, чем на торжественном богослужении в храме Христа Спасителя на Вознесение Господне и последующих торжествах. Да, теперь мы единая Русская Церковь. Не только нас, «зарубежников», пустили вновь служить на родине, совершать Божественную литургию в таких местах, как Успенский Собор, - теперь и другая часть Русской Церкви, столь долгие годы враждебная нам, в лице своего предстоятеля пришла молитвенно припасть нашей святыне, трепетно хранимой Зарубежной Церковью и ее же охраняющей Курской-Коренной иконе. И не только пришла поклониться, но и приняла наш особый путь изгнания как свой, произнося вместе с нами наши молитвы: «Радуйся во исходе и странствовании нашем иконою Твоею нам предтекшая!»

    И мы молились, молились вместе Заступнице рода христианского: и чада Зарубежной Церкви, и чада Московского Патриархата, и те, кто просто пришел посмотреть. Вопреки изначальным опасениям у нас в храме происходило сосредоточенное богослужение, а отнюдь не зрелище для любопытных.

    Наш храм, построенный в 1994 году, посвящен Святым Новомученикам и Исповедникам Российским. На отпусте же всегда поминаются святые, которым храм посвящен. И вот, этих святых поминает с нашего амвона Патриарх! Меня вновь охватила радостная дрожь: когда мы строили этот храм в честь Новомучеников, прославленных еще в 1981 году и долго не признаваемых Московским Патриархатом2, мог ли кто-нибудь о таком мечтать? Не чудо ли, что первый храм Зарубежной Церкви, который посетил Святейший, посвящен именно тем святым, без прославления которых не было бы возможным восстановление евхаристического общения внутри поместной Русской Церкви? Именно об этом после молебна сказал владыка Марк Берлинский и Германский, приветствуя в своем кафедральном соборе Патриарха Алексия. А Святейший, слова которого звучали в стенах родного для меня храма, без лишнего пафоса, искренне и по-отечески призывал нас под покров нашей общей для всех православных христиан Матери. Его речь дивно перекликалась со строками только что спетого акафиста: «Радуйся, вся разсеянная во едино собирающая! Радуйся, омофором Твоим светообразным вся покрывающая! Радуйся, раздоры и нестроения умиряющая!»

    В заключение остается сказать, что после посещения Патриархом нашего храма слова о «Великом Господине и Отце нашем Алексии» звучат иначе. Для меня лично снятие этого внутреннего противостояния - еще одно чудо иконы Божией Матери Курской-Коренной.

    1 В переводе с древнегреческого - путеводительница.

    2 Признание Свв. Новомучеников и Исповедников Российских было одним из четырех требований, которые РПЦЗ выдвигала РПЦ МП.

    Варвара Базанова (Мюнхен)

    Совместный проект издания "Татьянин день" и журнала "Мы в России и Зарубежье" 

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru