Tweet |
Священник Павел Конотопов, старший священник храма прп.Серафима Саровского в «Экспоцентре»
В пост мы отказываемся от определенного рода еды и развлечений, чтобы для начала, хотя бы на уровне организма образовалось свободное пространство, которое постепенно должно заполниться иной жизнью, о которой сказано: «не хлебом единым сыт человек». Это может показаться странным, но иной раз, для того, что бы ощутить духовный голод, для начала необходимо испытать физический. Казалось бы, это очень простая вещь – отказаться на время от чувства сытости и чувств связанных с получением удовольствий вообще. А сколько этот добровольный отказ дает человеку!
При таком изменении образа жизни вполне естественно наступают и последствия: наиболее обостряются те страсти, которые человек более всего удовлетворяет. Они тут же выходят на поверхность, и ты, видя их, начинаешь пытаться что-то изменить, что-то сделать, хотя это очень трудный и непростой процесс, связанный для начала с осознанием и признанием самому себе в том, что ты нездоров.
Как все это простыми словами можно донести и до 10-летнего и более маленького человечка, я до сих пор не могу понять до конца.
Но точно знаю одно, необходимо начать с самого себя. То, как ты сам проживаешь пост, и более широко, свою жизнь, отражается как в зеркале в твоих близких, особенно в детях.
Что касается объяснений, то помимо слов и дел, есть, конечно, и разумный путь: рассказать, что к чему. Это мы, конечно, делаем. Также, слава Богу, у нас есть духовник семьи, к которому мы обращаемся в тех случаях, когда сами не можем справиться с ситуацией, в том числе и с собственными детьми.
В Прощеное воскресенье мы все вместе приходим в храм, просим прощения друг у друга. Это хорошее дело, в котором дети принимают самое непосредственное участие. Попытка деятельного покаяния, когда необходимо переступить через осознание собственного превосходства как родителя, признать свою правоту и просить прощения у собственных чад. Для них и это тоже пример. Много ли мы знаем родителей, просящих прощения у собственных детей? Задайте себе этот вопрос.
Мы не имеем возможности все вместе ходить на канон Андрея Критского, но мы его обязательно читаем дома. Собираем старших детей, девочки присоединяются к матушке, которая поет, все стараются внимательно следить за чтением канона. Так же, постом, мы обязательно перед сном читаем маленьким детям Евангелие, а старшие дети уже сами его читают. Стараемся за пост прочесть всю евангельскую историю.
Думаю, для каждого из нас, есть масса вещей, которые можно делать в Пост вместе: ходить на службы, вместе молиться, читать Евангелие, делать какое-то доброе дело. Хотя и у меня напряженный жизненный ритм но мы всегда стараемся придерживаться постом определенных установлений, которые много лет уже неизменны: не смотрим телевизор, вместе с прихожанами участвуем в чтении Псалтири и Евангелия по соглашению и т.д. И, думаю, по мере сил нужно пытаться продолжать делать все это, как бы иной раз ни было тяжело. Главная мысль, которая довлеет над всем такова: если твоя жизнь не соответствует твоим собственным словам - дети видят это несоответствие, и в их душах укореняется точно такая же модель поведения.
Я думаю, прежде собственное, а потом и совместное семейное углубление в то, что связано с Постом, дает добрый посев.
Следовательно, пост в семье – это куда большая ответственность, духовная жизнь в это время должна быть более глубокой, чем если бы детей вообще не было в семье.
Необходимо, чтобы каждый член семьи понимал смысл поста, то, ради чего собственно он добровольно себя ограничивает. Тогда есть и результат. Я вижу это на примере собственных детей. В какой-то момент 9-летний Коля и 8-летняя Таня сказали нам: «Мы хотим попробовать пожить первую неделю поста как взрослые, поститься в полную силу».
Конечно, полный отказ от пищи или сухоядение для детей неприемлемы. Так что у нас в семье есть основной принцип постной пищи - ее предельная простота. В первую неделю дети с удовольствием питаются макаронами и винегретом, в остальные же недели, кроме, конечно, Страстной, у них облегченный режим поста.
Священник Александр Стародубцев, клирик храма св.мц.Татианы при МГУ
Если начинать с того, что непосредственно предшествует Великому посту, а именно с Прощеного воскресенья, в этот день обычный священник увидится с семьей, скорее всего, поздно вечером, после чина прощения у себя в храме. В этот вечер стараешься успеть пообщаться со всеми членами своей семьи, даже самыми маленькими, у всех попросить прощения. Но в рядовой, старающейся быть православной, семье испрашивание прощения не должно быть чем-то особенным и совершаться с полной серьезностью исключительно в последний день перед Великим постом. Апостол дал еще две тысячи лет назад указание «Да не зайдет солнце во гневе вашем» (Еф.4:26). И поэтому если человек обидел кого, или сам затаил обиду, то и прощать самому, и испрашивать прощения нужно в тот же день когда это произошло. «Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, то не утруждай себя постом и молитвой... Бог не примет тебя». Это сказал прп. Ефрем Сирин. В Прощеное воскресенье нужно объяснить детям, насколько важно прощение обид, а также и то, что желательно научиться не просто говорить «прости» непонятно за что, а обозначить, за что именно ты просишь прощения.
Поститься дети начинают обычно после 7 лет, однако начинать готовить малыша к посту можно и раньше. Пост для ребенка - это время, когда он научается контролировать свои желания. Мы не говорим, конечно: «Сынок (или дочка), с сегодняшнего дня мультики не смотреть, мороженого не есть, потому что ты православный». Просто постепенно, с помощью Господа, дети, слыша о Боге, изучая Евангельскую историю, сами тянутся к тому, чтобы, как родители, тоже поститься в определенные периоды в году. Моя дочка постарше без всякого принуждения старается и в еде соблюдать пост, и в развлечениях. Совсем маленькие в еде никак не ограничиваются, но знают, что в пост мультики если и будут, то только в воскресенье, и то в меру. Уже с 4-5 летнего возраста, а можно и раньше, ребенок должен узнавать о Боге и Его Сыне, который пострадал за всех нас, и в том числе о том, что Он показал нам пример поста. Часто встречаются родители, которые сталкиваются с неуправляемыми детьми, с детьми не умеющими контролировать свои желания, нередко эти дети лишь слышали о посте, но ни они, ни их родители реально не постились.
Особенный пост, конечно, несет матушка, ибо если кормишь еще ребенка, то пост в плане еды опускается. Остается пост, касающийся развлечений. И любая женщина, беременная или кормящая, в период поста ставится перед, может быть, еще более сложным видом поста, по сравнению с не находящимися в таком положении.
Конечно, пост «с семьей» ничем не должен отличаться от поста холостого человека. В периоды поста, в первую очередь Великого, диавол особенно ополчается на человека, а если у человека семья – «малая церковь» - то козни его еще сильнее. Нужно помнить об этом в пост. Воспоминание о Пасхе, о том, что когда она наступит, все будет совсем по-другому, придают силы. Надо помнить, что чем диавол нас искушает, тем же Господь нас испытывает, проверяет нашу веру. Дай Бог каждому найти во время поста в себе то, что его борет, что его мучает, и вести с этим с Божией помощью непрестанную борьбу в ожидании светлого Христова Воскресения.
Tweet |
Вставить в блог
Великопостные решения для молодой семьи4 марта 2011
|
Поддержите нас!