Tweet |
А дело всего лишь в небольшом изменении и незначительном сдвиге в административной риторике: то, что прежде, если раньше она поддерживалась лозунгом «служения науке», то теперь производится из требования «эффективно и качественно оказывать образовательные услуги». Самое удивительное, что переход от одной риторической фигуры к другой осуществляется плавно, без разрывов, как будто между «служить» и «обслуживать» нет абсолютно никакой смысловой разницы, как будто это взаимозаменяемые и эквивалентные понятия. Но наибольший интерес представляет не та ситуация, когда понятия служения и обслуживания незаметно перетекают друг в друга, а их частое использование в современной российской административной университетской риторике одновременно: с одной стороны: с одной стороны от преподавателя требуется напряженный бескорыстный труд во славу науки, с другой — он должен соответствовать запросам общества и вызовам рынка, еще конкретнее — обслуживать интересы студенчества.
Давайте теперь проверим, вправду ли эти требования не противоречат друг другу, есть ли у преподавателя возможность маневра между императивами служения и обслуживания, и самое главное, в чьих интересах они так настойчиво продвигаются? Действительно ли уже мало актуальна и никак не соответствует действительности известная сентенция Чацкого-Грибоедова: «Служить бы рад, прислуживаться тошно»?
Огромное количество современных исследований, посвященных истории и идеологии университета, свидетельствуют, что проблема автономии университета, независимости университетской корпорации от государства, Церкви или политической партии в условиях ограниченности доступных материальных и финансовых ресурсов существовала всегда и решалась по разному. Знания могут продаваться за деньги, но со времени сократической критики софистов в европейской философии образования устоялось мнение, что торговля знанием не может быть самодостаточной задачей, первоочередной по отношению к задаче открытия и обнаружения нового достоверного знания. И уж тем более никогда прежде так откровенно, как в речах современной университетской администрации, этос совместного исследования, сотрудничества преподавателя и студента не подменялся простым рыночным принципом оказания образовательных услуг. Как может учиться тот человек, который в этой схеме заведомо лучше и больше знает и просто выбирает ассортимент необходимых ему знаний, как выбирают товар на полке супермаркета? Каким авторитетом и автономией обладает тот, кто полностью зависит от сложившейся рыночной конъюнктуры и социальной ситуации?
Но самое тяжелое последствие — это раскол интересов и усложнение структуры университетской корпорации, многократное разрастание и усиление административного аппарата, который теперь не только организует и регулирует учебный процесс, согласовывая интересы студентов и возможности преподавателя, но (опасно говорить) — распределяет и контролирует финансовые потоки, известно в чью пользу. Здесь-то как раз в помощь и оправдание может пригодиться исторический жаргон «бескорыстного служения на пользу науки», именно таким образом происходит наложение и оказывается возможно и весьма выгодно фантастическое сочетание служения и обслуживания.
Так что же, «тошно ли прислуживаться»? Как преподается в условиях формализации, квантификации, тестирования, аттестации, мониторинга, бюрократизации, а точнее всеобщей и всеобъемлющей менеджериализации университетского образования? Трудно тому, кто не обладает способностью различения двух христианских аскетических понятий: служения и человекоугодия, кто не умеет служить без человекоугодия. Выручает и обнадеживает в этой сложно и грустной обстановке только то, что через унижение и несправедливости, которым подвергается в университете преподаватель, может, наверно, прорасти и пробиться подлинно христианское отношение к своему служению, смиренному и самозабвенному труду во благо ближнего.
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!
"Снявши голову по волосам не плачут": к сожалению, синод в обмен на блага суетного мира согласился во всем с ельциноидами и в том числе с уничтожением отечественной культуры.
Невразумительные рассуждения - ни что иное как интеллигентская болтовня. Надеюсь, на здравомыслие редакции: ищите мыслящих по- христиански не в синодальной тусовке, а в народе.
Вы создаете "правсомол" и потому все сказанное - "семя, посеянное на дороге".
дорогим близким и верным!Разрешите поздравить Вас с праздником!Я от всей души желаю Вам всех благ и удачи во
всех Ваших благих делах и предприятиях!Отличного Вам
здоровья и настроения при любой погоде!
Все тезисы как бы завуалированы, как будто автор боится наказания за свои крамольные высказывания. И в результате остается непонятным, кому прислуживают преподаватели: то ли студентам, то ли администраторам, то ли тем, кто финансирует образование...
А служить студентам, по моему мнению, так же достойно, как и служить науке. И в том и в другом деле требуется недюжий талант, поэтому редко, когда преподаватель может совместить эти оба служения. Тем не менее, и такие примеры есть.
Я ушла из области образования около 10 лет назад, и мне было очень интересно узнать, что же там происходит сейчас, но из вашей статьи, Ирина, я к сожалению ничего не смогла почерпнуть.
Особенно удручает финал, где вместо решения проблемы (для меня лично так и не понятой), предлагается христианское смирение.
Вы сами верите в бесплотных фанатов, сеющих разумное, доброе, вечное в христианском смирении и все такое прочее?
В реальности "учить" будут и уже "учат" в большей массе дельцы, минимизирующие усилия и максимизирующие доход. Работа в нескольких вузах, формальный подход к проверке работ, знаний студентов (это если еще не чистое стремление заработать на этом), конвейер...
А исходная посылка - власть имущим не нужна масса образованных мыслящих людей. Потому что им трудно впарить ахинею, ими трудно манипулировать, они устраивают революции и слишком много думают :)