Tweet |
Последний раз развеска картин менялась в 48-м. Сколько продержится новая экспозиция, неизвестно. Говорят, что к 100-летию со дня открытия музея, то есть к 2012 году, будут отреставрированы новые помещения, вероятно, что-то изменится снова. А пока можно посмотреть, что подарил музей зрителям сегодня. Это 453 экспоната в картинной галерее, из них 180 новых. В залах, посвященных Античности, 390 предметов, выставленных впервые. Можно окунуться в атмосферу Гомеровского эпоса и оценить золото Трои - отдельные монеты, колбочки, использовавшиеся при приготовлении снадобий, элементы архитектурного декора.
Почти половина первого этажа в музее занята сокровищами Древнего мира. Как ни странно, никаких пометок, отличающих «старую» экспозицию от новой, не предусмотрено. Все смешано со всем. Наверное, частые гости ГМИИ смогут сказать, что Саркофаг с изображением Вакха и Ариадны как стоял здесь, так и стоит. Хотя даже сами смотрители на вопрос о новинках коллекции отвечают: «А зачем вам новинки? Смотрите все вместе. Это же ведь все Древний мир». С этим сложно поспорить.
В этих залах собраны предметы, найденные силами Пушкинского музея. Уже около 80 лет ведутся собственные раскопки музея в Северном Причерноморье. На Таманском полуострове (Юбилейное) была обнаружена стела с изображением двух воинов, датированная IV веком до нашей эры. Это полноценный архитектурный памятник, возможно, элемент более крупной композиции. Что интересно, это не слепок с изображения, а подлинник. Наверное, многие помнят просторные залы ГМИИ, где собраны образцы античной скульптуры, хотя они и поражают своим совершенством, но это лишь слепки. Подлинники же хранятся в музеях других стран. В обновленном зале можно прикоснуться к древности, глядя на такую же подлинную ионическую капитель из Боспорских Спарт или внушающую страх женскую голову, по предположению ученых, она принадлежит греческой богине войны Афине Палладе. Отличаются ли подлинники от слепков? Да. Слепки чаще всего представляют собой монолит, заменитель камня, и мы не можем почувствовать магию материала. Мы оцениваем лишь границы той или иной формы, не проникая внутрь, потому что материал этого не позволяет. Хотя, немного пофантазировав, можно оживить все эти экспонаты, заставить Дискобола метнуть свой диск, наконец. Стела из Юбилейного и голова Паллады хоть и уступают по четкости формы слепкам, но превосходят по своему внутреннему наполнению. Мы можем разглядеть эти неровно обработанные края, от времени отколовшиеся кусочки камня, даже переливающиеся и слегка шероховатые изгибы фигур, которые от того и шероховаты, что устали за это долгое время находиться где-то под землей. Но не на всех зрителей подлинники действуют впечатляюще. Кто-то шепчется рядом и говорит, что между слепками и подлинниками можно поставить знак равенства.
Обновления затронули не только Античность. Добавлены новые произведения в зале нидерландского и германского искусства XII-XVI веков. Среди самых ярких - картины Лукаса Кранаха. В то время холст еще не был так распространен, как сейчас, нидерландцы использовали деревянные доски. Это очень хорошо видно. Обработаны они тщательно, поэтому дошли до нас почти без повреждений. Интересно видеть то, как много зависит от материала и традиции в искусстве. Произведения европейцев плоскостны и отдаленно напоминают иконопись, не только сюжетом. Но постепенно эта плоскостность преодолевается, и вот уже слеза Христа на одной из картин совсем как настоящая.
Сами хранители музея приглашают в залы, дополненные новыми произведениями французского и итальянского искусства XVII-XVIII веков. А также в небольшой зал с византийскими и венецианскими иконами на первом этаже. Иконопись здесь занимает лишь половину помещения, но это очень эмоционально насыщенная экспозиция. Советский основоположник генетики Эфроимсон рассматривал в своих работах влияние разнообразных школ живописи на человека. И выяснил, например, что те, кому нравятся симметричные предметы предпочитают мастеров Возрождения и всех тех, кого мы можем назвать классиками. А те, кто не пугается асимметрии, выбирают Ван Гога и Пикассо. Кто-то тяготеет к ясности, кому-то больше по душе загадки мироздания. А вот иконопись - это совершенно особый вид искусства. Художник С. Н. Мусатов говорил Эфроимсону, что есть пять уровней понимания художественных произведений: «Первый - это И. Репин («Крестный ход»). Достаточно глядеть, чтобы все увидеть. Следующий уровень - В. Серов (портрет Ермоловой, портрет Шаляпина, «Девочка с персиками»). Нужно смотреть, думать и очаровываться. Третий уровень - В. Суриков («Меньшиков в Березове», «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни»). Нужно глядеть, видеть, мыслить, ассоциировать, вскрывать контрасты идей и чувств. Четвертый уровень - Врубель («Демон», «Царевна Лебедь»). Мало глядеть и мыслить, надо фантазировать. Пятый - высший этап, иконопись - видение вплоть до понимания, скорее чувствования мировой гармонии среди окружающих ужасов».
«Христос Пантократор» - икона, относящаяся к позднему константинопольскому искусству. Своим жестом Христос и ограждает, и говорит: «Остановись, посмотри вокруг». Не смотря на плоскостное изображение, внимательный зритель может почувствовать исходящий от иконы свет, знаменующий начало внутреннего диалога.
В этом зале встретятся и мозаичные изображения Мадонны и Младенца, и разнообразные воплощения канонических сюжетов. Вот «Благовещение» XIV века. На иконе появляется служанка, которая прячется за колонной. Редкая деталь для работ того времени. В этом проявляется и творческая свобода художника, и подтверждение: девушка как свидетель исторических событий. Изображение плоскостное, но будто отталкивается от материала, и композиция в целом выглядит сценично.
Постепенно в иконописную традицию входят триптихи и полиптихи, изготовленные специально для алтаря. В центре иконы, как правило, Мария с Младенцем, а вокруг апостолы. Такими произведениями украшались алтари Византийских храмов. Каждая икона отличается чем-то от предшествующих произведений. Хотя авторство многих работ не установлено, но, взглянув на икону один раз, можно запомнить ее либо по уникальному написанию лику святого, либо по цветовому решению всей композиции. «Мадонна с Младенцем на троне» в том же зале относится к последней четверти XIII века. Одежда Марии и Христа состоит словно из нескольких контрастных линий, чем при близком рассмотрении напоминает мозаику. А вот Мадонна у Николетто Семитского укрыта синим платком с золотым узором, напоминающим скорее богатое убранство европейских дворцов, нежели аскетизм раннего христианства. Икона XIV века - это переложение известного сюжета. В это время на Западе она постепенно превращается в картины Чимабуэ и Боттичелли. ГМИИ им. Пушкина гордится произведением Симоне Мартини «Мария Магдалина», датированным началом XIV века. Цвета иконы необычны - спокойные полутона, которые заметно отличаются от ярких и светящихся полотен того времени. Здесь внутренний свет. Не нужно долго смотреть, чтобы возникло одно-единственное слово - «успокоение».
Уже в ту пору заказчики икон просят вписывать их в композицию произведения. Часто это выглядит почти карикатурно. До нас дошла икона XIV века венецианской школы Марко ди Мартино под названием «Мадонна с Младенцем на троне с двумя донаторами и ангелами». Донаторы - это и есть заказчики.
Византия и в то время, и раньше была очагом развития иконописи. В зале музея можно уловить движение иконы от канона к светской живописи, а также прочувствовать тепло, которое всегда исходит от полотен того времени. Неизвестно, в чем таится загадка этой камерности и гармонии. В воске или позолоте, а для верующих, конечно, и в ином.
Мы рассказали лишь о немногих обновлениях в Музее им. А. С. Пушкина. Продолжение следует...
Tweet |
Вставить в блог
Пушкинский обновленный18 января 2008
|
Поддержите нас!