Tweet |
Через девять месяцев, 25 декабря, празднуется рождение Спасителя. Праздник Рождества Христова литургически неотделим от Богоявления (Просвещения, Крещения), но если следовать хронологии евангельских событий, то далее следует Обрезание Господне (1 января – на восьмой день после Рождества).
Наконец, на сороковой день от Рождества Христова, 2 февраля, мы молитвенно вспоминаем встречу Младенца Христа со старцем Симеоном. Праздник длится семь дней, его отдание – 9 февраля, а тут уже меньше полутора месяцев до 24 марта – предпразднства Благовещения.
Сретение входит в число двунадесятых праздников. Как мы знаем, все двунадесятые праздники делятся на Господские (например, Рождество, Богоявление, Вознесение) и Богородичные (Рождество Богородицы, Введение, Успение и др.). К какой из этих двух разновидностей отнести Сретение Господне? Само евангельское событие, да во многом и богослужебные песнопения говорят о том, что этот праздник – Господский. Между тем мы можем легко убедиться в том, что по своему рангу Сретение оказалось ниже не только всех двунадесятых Господских, но и двунадесятых Богородичных праздников.
В этом году нам повезло: Сретение пришлось на вторник седмицы мытаря и фарисея, поэтому служба Октоиха отменена, а к Триоди мы вернемся лишь в субботу вечером. Таким образом, праздничной службе не надо ни с кем делить место под солнцем. Но так бывает не всегда.
В 2004 и в 2009 гг. Сретение приходилось на воскресенье. В 2004 г. – на Неделю о Страшном суде, в 2009-м – на Неделю о блудном сыне. Если бы Сретение было Господским праздником, то воскресная служба была бы отменена. Здесь этого не произошло. Более того: служба двунадесятого празника оказалась на третьем месте! Судите сами: сначала – воскресная служба Октоиха, т. е. воскресные стихиры и воскресный канон – на первом месте. Дальше – стихиры и канон Триоди. И лишь потом – минейная служба Сретения.
Но и это еще не всё. В прошлом 2010 году, как мы помним, случилась самая ранняя Пасха. За полтора десятка лет до этого, в 1994 году Юрий Иванович Рубан, доцент СПбГУ, писал в своей замечательной книге «Сретение Господне»: «Хотелось бы надеяться, что в 2010 году, когда праздник Сретения Господня вновь совпадет с понедельником первой седмицы Великого поста, он не будет унижен перенесением его на день раньше (в качестве события будто бы «маловажного»), но совершится в свой законный день – второго февраля». Однако праздник все же был перенесен: следуя указанию Типикона (по оценке Ю. И. Рубана, не отличающемуся большой древностью), праздник передвинули на день раньше – на Прощеное воскресенье. Таким образом, он не только вновь, второй год подряд, оказался на третьем месте, но и – единственный среди двунадесятых праздников! – был перемещен на другой день. Событие, совершившееся на 40-й от Рождества Христова, праздновали в 39-й день.
И всё же в последовании Сретения есть моменты, которые позволяют сблизить этот праздник с двунадесятыми Господскими праздниками. Это, во-первых, наличие входного стиха на литургии: «Сказа Господь спасение Свое, пред языки откры правду Свою». Такого нет даже на Успение (этот праздник нередко пафосно именуют Богородичной Пасхой), но это нормально для двунадесятых Господских праздников.
Во-вторых, это особый отпуст. Относительно Богородичных праздников в Служебнике находим специальную ремарку, обращенную к священникам: «Ведомо же будет тебе о сем, иерею: егда отпуст глаголеши дневный, или на праздник Богородицы, да не имаши глаголати в нем: Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, честнаго и славнаго Ея Рождества, или Успения, или Введения <…> понеже не Рождество Богородицы, ниже Введение, или Успение Ея подвизаем к Богу на молитву, но саму Пресвятую Богородицу <…>». Если Сретение – всецело Богородичный праздник, то, естественно, сказанное относилось бы и к нему. В самом деле, мы не говорим: молитвами честнаго и славнаго Ея Сретения, но произносим отпуст, обычный по своему содержанию и структуре для Господских праздников: Иже во объятиих праведнаго Симеона носитися изволивый, нашего ради спасения, Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец.
Главнейшие песнопения праздника – тропарь и кондак – также не дают однозначного ответа на вопрос о характере праздника. Тропарь (это прежде всего песнопение вечерни) обращен к Богородице (и к праведному Симеону!), кондак (на утрене после 6-й песни канона) – к Спасителю.
Если же перейти от уставного богослужения к паралитургической поэзии, то ту же двойственность природы сегодняшнего праздника мы видим и в церковнославянском акафисте в честь Сретения: часть хайретизмов (начинающихся, впрочем, не с обычного радуйся, а с гряди) обращена к Спасителю, часть – к Богородице (причем в разных икосах – в разной пропорции), рефрен икосов – к Богородице (Гряди, Пречистая, Господь с Тобою и Тобою с нами), рефрен кондаков (Аллилуиа) – к Спасителю, за строфами акафиста следуют две молитвы: первая – Спасителю, вторая – Богородице.
Tweet |
Вставить в блог
Сретение Господне: чей праздник?15 февраля 2011
|
Поддержите нас!