Tweet |
Юрий Зинченко |
Во вступительном слове руководитель Московского общепсихологического семинара, профессор Борис Братусь отметил, что из двадцати прошедших семинаров последние три собрания были посвящены христианской психологии и соотношению теологии и психологии.
Декан факультета психологии МГУ, профессор Юрий Зинченко, который напомнил, что о нравственности психологи как научного направления уже не раз поднимался вопрос. Приглашение на факультет служителя Русской Православной Церкви – не «экзотика» и не разовое событие, но видится продолжением работы, которая ведется уже многие годы. «Каким бы ни был научно-технический прогресс, как бы далеко ни прорывалась виртуальная реальность, вопрос о высших целях существования науки будет оставаться самым главным», - отметил Зинченко.
Также он напомнил слова патриарха Кирилла о необходимости взаимопроникновения науки и Церкви, сказанные Предстоятелем Русской Церкви на богослужении храме святой Татианы при МГУ 25 января.
Предваряя свое выступление, архиепископ Петропавловский и Камчатский Игнатий выразил пожелание придать встрече форму беседы и свободного обсуждения, чтобы услышать мнения слушателей об обсуждаемой проблеме, что представляется ему крайне важным.
Во вступлении к докладу владыка Игнатий обозначил существенные различия между научным и святоотеческим подходами к феномену самосознания: что наука аналитична, исследует самые разные направления человеческой деятельности и разные направления науки всё больше и больше обособляются друг от друга, а православие синтетично.
«Единственная цель Православной Церкви, которую Христос основал на земле – дать человеку возможность самому прийти к Богу» - не раз подчеркивал владыка Игнатий. Все остальное – иконопись, гимнография, богословие, богослужение, таинства – средства для облегчения этого пути.
Говоря о самосознании в науке, архиепископ Игнатий сравнил его с «черным ящиком». Во-первых, пояснил докладчик, мы никогда не имеем возможности во всей полноте изучить хотя бы одно явление, во-вторых, при изучении явлений духовного порядка использование научной методологии невозможно, и, в третьих, даже изучив каждое проявление личности, нельзя с уверенностью утверждать, что из частей мы сможем сложить целое.
Святоотеческая парадигма в изучении самосознания исходит из других принципов, изначально сформулированных в Евангелии, личности Христа и апостольских посланиях.
«Святые отцы – это православные психологи», - отметил владыка Игнатий. - «Они сформулировали подходы, нашли методики в аскетическом понимании».
Докладчик подчеркнул, что залог истинности суждений святых отцов в том, что они видят все в истинном свете, будучи движимы Духом Святым, что является итогом многолетнего аскетического пути. Именно поэтому, как отметил владыка, «святые отцы в основных положениях аскетики согласны друг с другом».
Архиепископ Петропавловский и Камчатский Игнатий |
Основой второй части доклада стал анализ книги святителя Феофана Затворника «Начертания христианского нравоучения».
Архиепископ Игнатий подробно рассмотрел образы грешника и праведника, приведенные святителем Феофаном. Главное отличие между ними заключается в том, что праведник умеет всматриваться в движения собственной души, видеть, насколько тот или иной факт внутренней жизни греховен или добродетелен, откуда он зарождается и куда может привести (или, по слову святителя, «возвыситься над собой и внешним миром»), а грешник не умеет отличить внутренние мысли, чувства и движения души от своей личности.
Именно с изучения себя начинается духовный путь человека, а самосознание становится для него «путеводной звездой». При этом самосознание и нравственное создание неотделимы. «Если оно не содержит нравственного компонента – оно не является самосознанием» - отметил владыка Игнатий.
Докладчик привел определение «нравственного чувства», данное русским психологом Вениамином Снегиревым. Оно состоит из следующих компонентов: 1) способности различать как плохие и хорошие свои и чужие действия вне зависимости от их приятности и полезности, 2) чувство долга. 3) чувство нравственной свободы делать хорошее или плохое. 4) внутреннее нравственное наказание или удовлетворение, «чувство справедливости».
«Видеть свое собственное состояние и оценить его одномоментно – факт духовного самосознания высокого уровня», - добавил владыка Игнатий. - «Из этого исходит вся остальная аскетика. На способности увидеть и оценить свое состояние и поступки построена исповедь».
Религиозное чувство, чувство общения с Богом –также свойство развитого самосознания.
В заключение докладчик высказал мнение о том, что по мере духовного роста подсознание человека уменьшается. Духовно высокий человек духовно высокий подсознания почти не имеет, так как все его сознание просвещается истинным светом.
После доклада архиепископу Игнатию были заданы многочисленные вопросы. Слушателей особенно интересовали проблемы взаимодействия психологической науки с аскетикой, вопрос определения души и факт невозможности изучить ее сущности научными методами, о чем неоднократно говорилось в докладе.
Отвечая на вопросы, владыка Игнатий вновь отметил необходимость «наводить мосты, а не строить стены» между святоотеческой традицией и психологией и сообщил, что в данный момент работает над диссертацией, посвященной проблеме самосознания. «Психологические методы могут оказать большую пользу», - считает владыка. – «Можно объективно увидеть, как изменяется человек, зафиксировать его нравственное состояние. Внутренние же процессы духовной жизни, взаимодействие человека с Богом – это тайна, которую исследовать нельзя».
Борис Братусь |
Организаторы семинара отметили, что сегодня отношения между теологией и психологией сложны, и выразили надежду на продолжение конструктивного диалога, задача которого – «создание вопросов, которые будут тревожить, а не ответов, которые будут удовлетворять».
Особенно значительным было признано определение самосознания как области исключительно нравственного аспекта. «Этот поворот крайне важен», - отметил Юрий Зинченко, - «Мир вышел на вопрос о предельных ценностях и от того, как он будет решен, зависит судьба мира. Остальное вторично и сегодня мы услышали это ясно и твердо».
Другой существенный тезис в докладе архиепископа Игнатия - вопрос об ограниченности науки и ее связи с богословием. «Надо понять, что то, что мы изучаем – не есть целое. Условием науки является необходимость зафиксировать предмет и выделить его часть. Мы ко многому не имеем отношения и этого не надо стесняться. Несовпадение измерений науки и религии надо принять как факт, который не является ни плохим, ни хорошим», - отметил Борис Братусь.
В заключение архиепископ Игнатий поблагодарил организаторов и слушателей за внимание и интерес к обсуждаемой теме и выразил надежду на дальнейшие встречи в стенах Московского Университета.
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!