rss
    Версия для печати

    Дед Мороз: культурный символ или реальная личность?

    Вопрос о том, как относиться к Деду Морозу, встает перед многими православными родителями. Периодически дискуссии на эту тему возникают на различных интернет-форумах. Два полюса православного отношения к Деду Морозу лаконично выразили участники дискуссии на Родительском форуме Православной беседы.
    • - Отрицательное: может, стоит раз и навсегда объяснить ребенку, что «волшебство с христианством по разные стороны баррикад»?
    • - положительное: «пусть сказка будет сказкой, а святое святым», то есть не надо смешивать мир вымысла и реальность. И то, и другое в детстве имеет право на независимое существование.

    Действительно, обыкновенный, не святой ребенок не может обойтись без таких «светских» элементов жизни, как игра, песенка, сказка. Если они проповедуют добро, учат любить окружающих людей, заботиться о сотворенном Богом мире - в них нет ничего опасного для ребенка. Это не противоречит его православию, а скорее готовит душу для более глубокого, всестороннего впитывания веры в будущем. Искусственная изоляция ребенка от всей сокровищницы детской культуры, накопленной человечеством за много веков, приведет к деформации его психики - какие-то сферы души так и не оживут в нем.

    Если посмотреть на фигуру Деда Мороза с этих позиций, он вызывает только позитивную реакцию. Ведь в основе его действий - доброта, милосердие и готовность на творение чуда для другого. К этому же он призывает и детей - об этом свидетельствует «Обращение к детям планеты Всероссийского Деда Мороза и Санта Клауса Лапландского», размещенное на сайте проекта «Великий Устюг - Родина Деда Мороза». В этом документе, в частности, говорится: «Берегите мир на планете. Ведь только там, где царят мир и дружба, где один человек стремится понять другого, происходят настоящие чудеса. <...> Не забывайте каждый день делать хотя бы одно маленькое чудо. Ведь каждый шаг на пути к мечте - это доброе чудо! Каждое слово, дающее надежду, - это доброе чудо! Каждый миг радости, подаренный людям, - это доброе чудо! Вам предстоит совершить великое множество чудес и сделать мир лучше, добрее и счастливее» (http://www.udedamoroza.ru/).

    Отношение к Деду Морозу Русской Православной Церкви неоднозначно. С одной стороны, его «присутствие» под елкой настолько привычно для глаза русского человека, что даже не вызывает вопроса - и среда священнослужителей в этом не исключение: «Как это нет Деда Мороза, когда елка и Дед Мороз стоят в каждой духовной семинарии? Дед Мороз - это культурная традиция, которая присуща России и другим народам», - сказал в 2002 году в одном из интервью митрополит Калининградский и Смоленский Кирилл (http://www.interfax-religion.ru/).

    Если воспринимать Деда Мороза как светский символ, олицетворяющий нравственные идеалы добра и сочувствия, а также таящейся в каждой душе надежды на чудо, он вызывает сугубо положительные эмоции. И совершенно естественно, что под елкой даже в православной семье будут стоять Дед Мороз со Снегурочкой - стоят же они, по свидетельствам журналистов, даже в Чистом переулке. И Его Святейшество воспринимает Деда Мороза именно так - как символ добра, любви и чуда для детей: «Все, что несет в себе добро, надо приветствовать. А Дед Мороз раздает подарки, утешает, радует детей» (/www.portal-slovo.ru).

    Однако сказка о Дедушке Морозе последние годы все более настойчиво вторгается в настоящую жизнь. Если принимать те правила игры, которые предлагает грандиозный проект «Великий Устюг - Родина Деда Мороза», то Дед Мороз становится больше чем просто изображением на пакетах и витринах, фигуркой на елке или под ней - он предстает перед миром живой личностью. А если его пытаются сделать живым и настоящим для ребятишек нашей страны, то у священнослужителей и воцерковленных родителей естественно возникает вопрос: а кто он такой?

    Одни светские этнографы возводят его происхождение к богам славянского пантеона. Другие предлагают западную версию святителя Николая (мысль, для церковного человека звучащая просто кощунственно; как резко, но верно выразился один из участников той же дискуссии на Родительском форуме, «мирликийскому архиепископу место в красном углу, а не в красной шубе»). Воцерковленные деликатно обходят эту тему, предлагая не смешивать сказку, пусть и воплощаемую в жизнь, с религией. Впрочем, был прецедент и радикального церковного отношения к личности Деда Мороза - в 2001 году епископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан (Лазаренко) заявил, что РПЦ поддержит проект «Великий Устюг - Родина Деда Мороза», только если Дед Мороз примет крещение. Не в буквальном смысле, разумеется, - понятно, что сказочный персонаж не может участвовать в Таинстве, - просто в качестве одного из пунктов его, Деда Мороза, биографии должен быть указан факт его крещения в Православие.

    Предложение вызвало бурную реакцию в СМИ (как отрицательную, так и, на удивление, положительную, суть которой сводилась к мысли, что лучше уж пусть национальный проект тяготеет к христианству, чем к язычеству http://premier.region35.ru/gazeta/np179/10s.shtml?print ), но, судя по всему, изменений в биографию Деда Мороза не добавило.

    «Сам» Дед Мороз формулирует свои отношения с Богом весьма обтекаемо. В уже цитированном выше «Обращении...» они с Санта Клаусом Лапландским именуют себя так: «Мы, великие зимние волшебники, творцы новогодних и рождественских сказок, исполнители самых заветных желаний... облеченные чудотворной властью, данной нам по канонам новогоднего времени, волею и именем всех светлых сил планеты». Немножко эзотерикой отдает, правда? Но, в общем-то, благие намерения инициаторов проекта понятны: Дед Мороз, как и Санта Клаус, должен быть добрым волшебником для всех детей планеты, независимо от их вероисповедания. И единственная возможность для этого - своего рода экуменическая позиция Дедушек в широком смысле слова.

    Но даже это не принципиально для воцерковленного родителя - потому что конфессиональная принадлежность Винни Пуха или Чебурашки тоже не оговорена их создателями, что же теперь, совсем не показывать детям добрых советских мультфильмов?

    Важнее всего, на наш взгляд, другой момент. Дело не в личности Деда Мороза, а в его «функции», в том месте, которое ему пытаются отвести в детской картине мира. Когда начинаешь задумываться над отношением к «ожившему» Деду Морозу воцерковленного ребенка, возникает некоторое смущение. Речь идет не о том добром седобородом дедушке в красном полушубке, который на очередной рождественской елке, радушно улыбаясь, вручит вашему чаду коробку со сладостями или плюшевую игрушку. На его месте может быть и Снежинка, и Принцесса, и любой другой сказочный персонаж. У ребенка это не вызовет ни малейшего недоумения: мы же сейчас играем в сказку, понятно, что ее герои «понарошку» оживают. Ну, как на сцене во время спектакля - или как в игре самих детей.

    Но совсем другое дело, когда ребенку предлагают общаться с Дедом Морозом «взаправду», как с реально существующей личностью. Раньше, в советские годы, это общение было в основном мысленным или в виде письма, которое ребенок оставлял под подушкой, на подоконнике и т. п. Последние годы Дед Мороз «поселился» в Великом Устюге, где есть специальная «почта Деда Мороза» для писем, которые пишут ему ребятишки.

    Изменилась форма, но суть отношений осталась той же. Ее можно выразить в краткой формуле: «Попроси Деда Мороза о чем хочешь - и он постарается это сделать». Слишком уж это напоминает известное евангельское «просите, и дастся вам», чтобы не начать размышлять о том, что же происходит на самом деле.

    Продолжение читайте завтра...

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Эля, город ...Россия, Южный ФО, Ставропольский край, Изобильный9.03.2011 13:27 #
    И ещё одно Никола Зимний, придверник Рождества а не язычного нового года.
    Если православным на Руси сказать, что святитель Николай Чудотворец в общем-то не русский, многие могут и обидеться: «Как это?! Какая разница, какой он национальности, - наш он, наш, самый что ни на есть родной!..».
    Нет, наверное, такого православного храма, нет домашнего красного угла, где не было бы его иконы, нет православного человека, хотя бы раз в жизни не обратившего к нему молитвенной просьбы о помощи и заступничестве. Этот добрый пастырь, небесный человек, святой не суровый и грозный, но милующий и заботливый, - мнится нам, и до сих пор весь здесь, на земле, он включил и нас в число своих чад, отзывается на наши заботы и печали, столь часто - такие неказистые, житейские, которые «небесными» и не назовешь... И сердце подсказывает: сейчас, когда уже начинает теплиться заря приближающегося светлого Рождества Христова, день Николы Зимнего - теплый, добрый - не зря так естественно и органично укладывается в череду радостных зимних дней.
    "И засияли по всей Руси твои ёлки, и заплясали плюшевые зайцы..."
    О том, как в западных странах святитель Николай Чудотворец превратился в Санта-Клауса, а чудесные «узельцы три злата» - в чулок, набитый сластями и целлулоидными покемонами, написано и сказано современными церковными витиями предостаточно, сказано обличительно и сурово... Нет, конечно, тенденции века сего - превращать Рождество Христово в праздник распродаж, подарков и сплошного джинглбеллса, мы оправдывать не станем. Однако обличая «загнивающий Запад», вспомним, что мы все-таки - христиане, и от дальних обратим взор - ближе, еще, еще ближе - на самих себя, готовясь бросить камень, только если сами без греха, если вот эти мирские подарочные радости нам самим абсолютно чужды... Подобная болезненная заноза в нашем безукоризненно православном сознании, ложка дегтя в бочке нашего ежегодного постного предрождественского подвига - Новый год.
    Увещевая с амвона прихожан блюстись от новогодних «скаканий и плясаний», измозолил язык не один батюшка. И стыдливое напряжение (как бы случайно не вырвалось в кругу братьев и сестер под Новый год: «С наступающим!») хорошо знакомо, наверное, всем нам, современным новообращенным. Однако нам, советским (да-да, пока еще советским) людям, не так-то просто вытравить из памяти («о память сердца, ты сильней рассудка памяти печальной!» - помните слова поэта?) образ Деда Мороза (которого, помню, один воцерковленный малыш, ученик воскресной школы, назвал «специальным Божьим зимним ангелом»), полночный бой курантов, тепло семейного круга, в котором под звон бокалов с неизменным шампанским, советским символом всего праздничного, раздаются искренние пожелания нового счастья... Не только, нет, не только всероссийская пьянка (увы, что есть, то есть), телевизор и салат оливье - в новогоднем празднике до сих пор, со времен господствующего атеизма, когда Новый год был одной из отдушин в календаре, в котором «красное число» значило совсем не то, что в православном (как быстро мы это забыли!..), осталось ощущение сказки и чуда, ощущение чего-то доброго и неподдельного, что бывает только от Бога, а не от лукавого. Да, все это, конечно, - не духовное, а душевное (за недолгие годы своего воцерковления мы научились оперировать подобными классификациями, вычитанными у святых отцов, но увы, далеко не всегда выстраданными, проверенными собственной жизнью). Но душевное - почва, в которую должно лечь зерно духовное, зерно Христово. Если этой почвы нет - во что ляжет зерно? Одна из наших бед - в том, что, ринувшись покорять духовные высоты христианства, мы во многом не были просто людьми... Вспоминается мудрое наставление, которое один архиерей давал взыскующим монашеского пострига: «Ты стяжаешь облик ангельский - смотри же, не утрать облика человеческого».
    Знаю, знаю, что среди читающих эти строки может обрестись немало ригористов, которые тут же обвинят пишущего во всех смертных грехах и сберут на его главу угли неугасающие: он призывает ослабить пост и праздновать языческий Новый год!.. Нет, вовсе не призываю. Рождество Христово, к встрече которого мы готовимся постом, остается для нас в эти дни главным чаемым событием. Однако я пытаюсь представить святителя Николая Чудотворца, праздник которого - при дверях Рождества, на месте этих суровых людей, представить - вырывающим из рук у детей новогодние подарки, топчущим ногой елочные игрушки, изрекающим анафему поднявшим бокалы с шампанским... Нет, простите, этого я представить не могу.
    Эля, город ...Россия, Южный ФО, Ставропольский край, Изобильный9.03.2011 13:20 #
    Извините но у вас картины явно не того дедушку выложили. У нашего Российского язычного дедушке борода длинее а не короткое. А на картинке у вас заграничный дедушка Санта а не наш Росийский язычный дедушка мороз. Вот данные про нашего Российского деда мороза. Возможно, кто-то удивится, но наш Дед Мороз никогда не состоял в родстве ни с христианскими святыми, ни с американскими Сантами. Его генеалогическое древо уходит корнями в самое что ни на есть дремучее язычество. Но не в Шкловские степи…Так что новогодний праздник можно приписать к язычному празднику.
    У нас новогоднего деда зовут Дедом Морозом, и к святому Николаю он никакого отношения не имеет.
    Русский Дед Мороз – скорей языческий дух, персонаж народных поверий и
    сказок. У восточных славян представлен сказочный образ Мороза -
    богатыря, кузнеца, который сковывает воду "железными морозами”. Сами
    Морозы часто отождествлялись с буйными зимними ветрами. Известно
    несколько народных сказок, где Северный ветер (или Мороз) помогает
    заблудившимся путникам, указывая дорогу. Герой русских народных сказок
    Морозко или Мороз красный нос - хозяин погоды, зимы и мороза. Изначально
    его называли Дедом Трескуном и представляли маленьким старичком с
    длинной бородой и суровым как русские морозы нравом. С ноября по март
    Дед Трескун был полновластным хозяином на земле. Даже солнце его
    боялось! Он был женат на презлющей особе – Зиме. Деда Трескуна или Деда
    Мороза отождествляли также с первым месяцем года – серединой зимы –
    январем. Холоден и студен первый месяц года – царь морозов, корень зимы,
    ее государь. Он строгий, льдистый, ледяной, пора снеговеев. В народе
    про январь говорят и так: огневик и студень, снеговик и трескун, лютый и
    лютовей.
    В русских сказках Дед Мороз изображается как взбалмошный, строгий, но
    справедливый дух зимы. Вспомните, к примеру, сказку "Морозко”. Добрую
    трудолюбивую девушку Морозко поморозил-поморозил, да потом одарил, а
    злую да ленивую – заморозил насмерть. Поэтому, во избежание
    неприятностей некоторые северные народы и сейчас задабривают старика
    Мороза – в торжественные ночи бросают за порог своих жилищ лепешки,
    мясо, выливают вино, чтобы дух не злился, не мешал охоте, не губил
    посевов.
    Образ Деда Мороза отражен в древнеславянских сказаниях (Карачун,
    Позвизд, Зимник), русских народных сказках, фольклоре, русской
    литературе (пьеса А.Н. Островского "Снегурочка”, поэма Н.А. Некрасова
    "Мороз, Красный нос”, стихотворение В.Я. Брюсова "Царю Северного
    полюса”, карело- финский эпос "Калевала”).
    Образ Деда Мороза перекликается и с дохристианскими славянскими
    божествами. Так, Позвизд - славянский бог бурь и непогод. Стоило ему
    тряхнуть головой - на землю валил крупный град. Вместо плаща влачились
    за ним ветры, с полы его одежды падал хлопьями снег. Стремительно
    носился Позвизд по небесам, сопровождаемый свитой бурь и ураганов. В
    легендах древних славян существовал и другой персонаж - Зимник. Он, как и
    Мороз, представлялся в виде старика небольшого роста, с белыми волосами
    и длинной седой бородой, с непокрытой головой, в теплой белой одежде и с
    железной булавой в руках. Где он пройдет - там жди жестокой стужи.
    Среди славянских божеств выделялся своей свирепостью Карачун - злой дух,
    сокращающий жизнь. Древние славяне считали его подземным богом,
    повелевавшим морозами.
    Белорусский брат Деда Мороза - Зюзя, или бог Зимы — представляется как
    дед с длинной бородой, который живет в лесу и ходит босиком.
    Со временем Мороз менялся. Суровый, в компании Солнца и Ветра
    разгуливающий по земле и насмерть морозивший встретившихся на пути
    мужиков (в белорусской сказке "Мороз, Солнце и Ветер”), он из грозного
    постепенно превращается в справедливого и доброго деда. Позже у Деда
    Мороза появилась внучка Снегурка или Снегурочка, героиня многих русских
    сказок, снежная девочка. А сам Дед Мороз стал приносить детям подарки
    под Новый год и выполнять сокровенные желания.
    В СССР Дед Мороз стал символом праздника Нового Года, заменившего в
    наиболее любимый (особенно детьми) в дореволюционной России праздник Рождества Христова.
    Сейчас российский Дед Мороз живет в городе Великий Устюг, который
    расположен на северо-востоке Вологодской области, в 410 км от Вологды.
    При желании можно съездить в гости к Деду Морозу, побеседовать и
    сфотографироваться с ним, отправить открытки знакомым со специальным
    штемпелем и автографом Деда Мороза...
    Адрес Центрального почтового отделения Деда Мороза: 162340, г. Великий
    Устюг, Деду Морозу. Официальный сайт Российского Деда Мороза: www.dom-dm.ru/

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru