rss
    Версия для печати

    Для пользы и спасения человека

    15 января - обретение мощей преподобного Серафима Саровского. В преддверии праздника мы публикуем интервью со священником Павлом Конотоповым, который отвечает за совершение регулярных богослужений в храме имя преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной, подготовленное редакцией журнала "Экспокурьер".

    - Отец Павел, в чем Вы видите особенность работы храма на территории выставочного комплекса и в районе нового делового центра столицы «Москва-Сити»?

    - Жизнь трудового человека, который работает в выставочном комплексе, и если взглянуть шире – в бизнес центре нашей столицы, весьма напряженная. Целый день человек занят разнообразной работой, и, естественно, через некоторое время у него накапливается усталость, наступает внутреннее опустошение, он как бы выгорает на своей работе. И если в жизни человека существует реальная возможность зайти в храм Божий, который находится непосредственно рядом с рабочим местом, или хотя бы, проходя мимо, взглянуть на него –  само это является большой ценностью.

    Храм Божий, всем своим видом говорит о более высоком предназначении человека, которое, заключается не только в достижении земных благ. В храме каждый можно помолиться, попросить у Бога сил жить и трудиться, попросить внутренних сил, для того, чтобы справится, к примеру, со своими не очень правильными мыслями и чувствами, и, наконец, просто побыть с Богом один на один в тишине.

    И то, что стараниями генерального директора «Экспоцентра» Владислава Леонидовича Малькевича и его соратников в «Москва-Сити» появился храм - действительно важное событие. Даже небольшой по размерам храм, в данном месте Москвы велик по своему значению.

    Цель существования храма в Деловом центре, равно как и в любом другом месте, - совершение регулярных богослужений и таинств. Кроме этой функции, конечно, существуют и иные. Естественно, имеется возможность встретиться со священником, с которым можно пообщаться на разные темы. Можно задать любые вопросы, которые касаются, как аспектов личной жизни человека, так жизни Церкви и общества. Церковь всегда открыта людям, приходящим с разными вопросами, нуждами и просьбами.

    - Как Вы смотрите на взаимоотношения в рамках православной традиции таких разных явлений, как предпринимательская активность и духовное подвижничество?

    - Предпринимательская деятельность и подвижническая деятельность в каком-то смысле разнонаправлены. Если рассматривать подвиг в том ракурсе, в каком мы его можем видеть на примере житий прославленных нашей церковью святых, то суть их подвижничества касалась удаления от мира и от всего того, что человека к этому миру привязывает. Предпринимательская деятельность имеет противоположный вектор.

    С другой стороны, если рассматривать вопрос так, что Господь каждому человеку дал некие таланты – кому-то дал быть великим постником, а кому-то гениальным предпринимателем, – то, наверное, здесь можно говорить об общей гармонии Божественного замысла, т.к. каждый человек реализует данный ему от Бога талант, пытается этот талант не растратить. Мы знаем притчу о талантах, и если её толковать и в прямом, и в переносном смысле, то в любом случае, человек, зарывая талант в землю, согрешает, не пользуясь тем даром, что дал ему Господь.

    Другое дело, что любой талант мы должны использовать очень аккуратно, особенно в сфере предпринимательства, где есть понятие «жажды наживы». Последняя толкает людей на поступки, мягко говоря, не всегда честные по отношению, как к конкурентам, так и к собственным компаньонам.

    Если человек способен реализовать предпринимательский талант, и при этом не обманывать, то честь ему и хвала! В этом смысле предпринимательство как подвижничество, вполне возможно. В предпринимательской деятельности честность перед Богом и собственной совестью может иметь определяющее значение для того бизнеса, который человек ведет.

    Бывает, человек попадает в сложное положение, когда его вынуждают обманывать или не честно поступать. Пытаясь противостоять этому, он идет в храм Божий для покаяния, ибо неспособность поступить по иному, определенно нуждается в осмыслении и последующем покаянии, жертвует на церковь, на социальные программы, просто помогает нуждающимся. Тогда появляется надежда, что Господь поможет ему преодолеть те проблемы и немощи, которым человек подвержен, и непростая ситуация, сложившаяся поневоле или по человеческой слабости, будет от Бога разрешена.

    Есть один очень важный критерий, о нем говорит апостол Павел: «Не участвуйте в делах тьмы». Если его сделать принципиальным в жизни, то тогда, Бог даст, все дела устроятся. Может быть, не будет больших прибылей и большого успеха, но при такой честности, Господь обязательно даст все необходимое, в меру.

    - Какие духовные ценности, на Ваш взгляд, должны быть востребованы представителями современного отечественного бизнеса?

    - Духовные ценности для каждого верующего - заповеди Божии, по которым человек старается жить. Если мы от этих заповедей отклоняемся, то у нас возникают сразу же проблемы, прежде всего, с собственной совестью, которая нас начинает обличать. Обманул, и думаешь – зачем? Сказал неправду, и опять думаешь – зачем? Раздражаешься на своего коллегу по работе, и опять думаешь - зачем?

    Всегда были и есть духовные ценности, которые определяют облик человека. В каждом человеке должен быть стержень - закон, по которому человек живет. Апостол Павел пишет в своих посланиях, что существует естественный нравственный закон, по которому человек живет, даже если не имеет никакого понятия о Боге и Его законе. Этот закон, который есть внутри каждого, определяет духовный, моральный, в конце концов, человеческий облик. Дальше следует закон Божий, который Господь дал Моисею. Всего лишь десять заповедей, но попробуй хотя бы день проживи по одной из них и посмотри, что получится. Еще более совершенный закон дал Христос в заповедях Блаженства.

    У каждого человека есть невероятная широта выбора – как жить: по внутреннему нравственному закону, по ветхозаветным заповедям, по новозаветным установлениям. В этом и заключается первая и самая большая ценность, которая у нас есть – свобода выбора, свобода воли, данные каждому Господом. Но если ты православный верующий человек, то для тебя мерилом жизни и высшей духовной ценностью является Евангелие. По нему ты должен соизмерять все свои поступки, действия, мысли. В свою очередь внутренние духовные ценности определяют внешний этикет, поведение человека, его отношения с другими людьми, в том числе и в бизнесе. Если ты стремишься не лжесвидетельствовать, не обманывать своих партнёров, то уже поступаешь в соответствии с заповедями.

    Любой верующий человек, начиная какое-либо дело, обязательно помолится и попросит, чтобы Господь ему в этом деле помог. Вполне естественно в этом случае сходить в храм, заказать молебен на начало доброго дела, или, к примеру, Святителю Николаю, или тому святому, которого сам человек почитает. Наконец, можно попросить Бога своими словами, например: «Господи, начиная новое дело, я не знаю, что из этого получится, но помоги мне, пожалуйста!» И начинать без страха, следуя своим внутренним правилам, заповедям, ценностям.

    - Сейчас многие прихожане-предприниматели обращаются к священнослужителям с просьбой освятить их предприятие, какую-то новую продукцию, которая начинает выпускаться. Не будет ли противоречить канонам Писания, традициям Русской Православной Церкви, например, просьба провести освящение той или иной экспозиции на выставке?

    - Я знаю одних православных предпринимателей, которые занимаются выставочным бизнесом. Они, начиная ту или иную выставку, зовут священника с просьбой, чтоб тот отслужил молебен на начало доброго дела и окропил всё то, что будет экспонироваться. Я не думаю, что здесь есть какие-либо противоречия. Мы освящаем квартиру, машину, самих себя в таинстве Евхаристии, когда причащаемся Господа. Это вполне естественное движение души верующего человека, который хочет, чтобы Господь сопутствовал ему во всех его делах, во всех сторонах жизни.

    Важно понимать другое: освящение не есть какой-то магический ритуал – освятил выставку, и все будет замечательно. Знаете, в перестроечное время ходил такой полу-анекдот - один человек в монастырь пожертвовал очень значительную сумму, а через год разорился и пришел к настоятелю монастыря с возмущением и вопросом: «Почему я столько денег отдал и остался ни с чем!?»

    Кто-то, может понести испытание богатством, властью, у него на это хватает душевных сил и качеств, а кто-то не в состоянии. Одному Господь приумножает и дает, раз видит, такую способность человека не стать своему богатству рабом. Для другого же, преумножение того, что он имеет, может стать губительным. И Бог, поступая таким образом: спасает человека, избавляя от предмета, который может послужить средством погибели. Очевидно, что не существует прямой зависимости размеров жертвы человека в храм и будущим его благосостоянием.

    Здесь уместно вспомнить одного библейского персонажа - праведного Иова многострадального. Он был богатейшим человеком своего времени. Господь, испытывая его, попустил потерю любимых детей, имущества и, в конечном итоге, здоровья.

    Но Иов остался непоколебимым в своей праведности, понимая, что то, с чем он столкнулся, есть испытание от Бога. Жена его приходила к нему и говорила: «Что твой Господь? Ты вот сидишь в пепле, в гнойных струпьях, и потерял все! Прокляни Бога!» Но он ей ответил: «Неужели мы от Бога всегда готовы принять только хорошее, а плохое не готовы?»

    В этих словах ветхозаветного праведника есть ответ многим людям, которые ищут в церкви той поддержки, логика которой состоит в отдаче и приумножении от вложения. Для пользы и спасения человека может быть обратная ситуация, ты принес жертву в храм, а в конечном итоге потерял свой бизнес. Но ведь Бог, таким образом ответил тебе! И это самое ценное, что может быть в жизни человека – увидеть ответ Господа на нашу к Нему молитву.

    - Что бы Вы пожелали нашим читателям, экспонентам и посетителям выставок «Экспоцентра»?

    - Мои пожелания посетителям выставок, экспонентам заключаются в том, чтобы люди, прежде всего, ориентировались не на какие-то сиюминутные выгоды своего дела, а на долгосрочную перспективу.

    Ничто так не портит дело, как сиюминутное желание внезапно много заработать, не особо напрягаясь, получить выгоду, на которую ты и не рассчитывал.

    Важно, чтобы всегда в деятельности человека были духовные рассуждения: что я делаю, зачем я делаю, кому от этого хорошо, кому от этого плохо, а главное, в рамках ли это того Евангельского закона, если я христианин, по которому стараюсь жить. И если это не так, то нужно постараться найти в себе силы отказаться от внешне очень выгодных, но, по сути, очень неправильных предложений. Если не выдержал и не справился с подобного рода искушением, то покаяние не должно заставлять себя ждать.

    Желаю, чтобы ваш бизнес был не только делом ваших рук, но и чтобы Господь исправлял его, был бы вместе с вами в ваших делах!

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru