В ГМИИ им. Пушкина после триумфального успеха выставки «Шанель: по законам искусства» открылась новая экспозиция, обращенная к категориям совершенно не светским. Вечный путь, какой он? На этот вопрос со 2 декабря по 27 января отвечают мастера XVII-XX веков. «Перед распутьями земными...»
Tweet |
![](http://www.taday.ru/data/906/649/1234/1.jpg)
Куратором выставки является Ирина Данилова, искусствовед, организовавшая до этого еще две выставки, связанные с образом дороги. В 2000 году это была «Россия в пути. Путная икона» и в 2004 «Вавилонская башня. Земля - Небо». Сегодня мы видим своеобразное продолжение этой темы, только в более широкой философской интерпретации. Организаторы предварили выставку несколькими ремарками. У зрителя могут возникнуть затруднения при восприятии художественных произведений, поэтому рассматривать картины нужно терпеливо. И еще одно: некоторые работы сопровождаются цитатами известных поэтов, мыслителей, не связанных эпохой с художниками. Некоторые из них действительно очень кстати.
Авторский замысел организаторов заключается в представлении эволюции образа дороги в жизни человечества. В веке XVII научные открытия Галилея, Ньютона, Коперника начинают переосмысливаться и переоцениваться. Отсюда обращение художников к вечным темам поиска пути, верного вектора движения. В XVIII веке дорога - это обращение к видимому пространству, освоение всего сущего. XIX век подчас обнажает непроглядную тьму прошлого движения. Как бы сказали марксисты, классовое неравенство, но все же движение человеческого духа. Век ХХ - век революций и изобретений. И снова здесь бои за будущее, мечты о прогрессе.
Первое, что увидит зритель на выставке, - карты мира прошедших веков. И ведь мир был таким маленьким! «Бегство в Египет» Якоба Йорданса - самая первая картина, яркая, но композиционно разобщенная. Глаз будто теряется, на какой детали ему остановиться. Движение началось. Волхвы, младенец, Мария, дорога... Селион де Влигер с его маринами (морскими пейзажами). Во многих работах этого времени какой-то свой единый дух, легкая дымка, покрывающая бушующие на земле или в море страсти. Поражает пейзаж Мейндерта Хоббела «Аллея в Мидделхарнисе» 1689 года, привезенный из Национальной Галереи в Лондоне. Большое полотно, будто надвое разделенное: земля и небо. Почти незаметные люди, где-то в сторонке обрабатывающие свой кусочек земли, на фоне вечного спора. И высокие-высокие деревья. «Деревья - только робкий переход между двух далей - все чего-то ждет, дорогой этой так легко уйти», - гласит подпись Р.-М. Рильке под картиной.
![](http://www.taday.ru/data/908/649/1234/3a.jpg)
Вообще интересно, что в работах XVII века небо на полотнах занимает значительную часть, оно гораздо больше земли, ему отводится больше места. В следующих веках художники, словно опускаются на землю и... Некоторые берут в руки плуг, как, например, в работе Жана-Батиста Греза «Первая борозда». Но лица у людей совсем не счастливые. Здесь же «Бурлаки» Репина с невыразимой скорбью и агрессией смотрят на нас. Их борьба перебивается кротостью странников Петрова и Нестерова. «Наша земля - большая переселочная дорогая, а мы, люди, - путники», - говорит Генрих Гейне. В этом же веке мазок художника становится смелее и даже небрежнее, как в «Бурной погоде» Коро. Разнонаправленные движения кисти, будто нерешительность художника «перед распутьями земными». А у Иванова эта свобода имеет совершенно иной отпечаток. В 1845 году он изображает «Аппиеву дорогу при закате солнца». Короткое сообщение рядом гласит, что, по преданию, на этой дороге апостол Петр, направлявшийся в Рим для проповеди христианства, заколебался в предчувствии ожидающих его страданий. И в это же мгновение он увидел Христа, идущего в Рим вместо него. Раскаявшись, Петр спросил Его: «Камо грядеши, Господь?» (Куда идешь, Господи?)
В работах XIX века земное пространство становится еще больше. И разночтения при его изображении становятся все отчетливее. Кто-то здесь показывает бурлаков на берегу французского побережья, а кто-то показывает очень точно прорисованный, даже где-то графичный пейзаж, немного светящийся изнутри. Прогресс в преддверии нового века вторгается в работы европейских мастеров. «Дым окружной железной дороги» Луиджи Луара то вот-вот рассеется, то, наоборот, поглотит все вокруг, фантазировать можно долго.
А вот Ван Гог удивляет круговой порукой, закольцованным и законченным путем - «Прогулка заключенных». И здесь же его динамичная работа «Пейзаж в Овере после дождя». Четкие и контрастные мазки словно тянут и увеличивают пейзаж, он движется и растекается. А контрастирует и, может быть, немного спорит с Ван Гогом Анри Руссо. «Вид моста Севр и холмов Кламара, Сен Клу и Бельвю» - застывшая статика. Застывшие в небе аэроплан и дирижабль предвещают новую дорогу. Но какой она будет?
![](http://www.taday.ru/data/914/649/1234/2.jpg)
Наивная и светлая работа, выполненная в неожиданных тонах - розовом, оранжевом, желтом - Александра Лабаса заставляет погрустить. «Дирижабль и детдом», а ведь это уже 1930 год.
Дальше путь человека становится все более индивидуальным, приближенным к земле, политическим. Гремят революции, и Малевич пишет «Скачет красная конница», а Маяковский - «Клином красным бей белых». Дорога теперь - это данность и даже обязанность. Это не узкая тропинка или реликт, который надо отыскать. Она вот сейчас здесь, и по ней надо идти. У Бургановой «Дорога» - это металлический клин посреди картины, яркий и острый. А у Пименова в «Новой Москве» - счастливая дорога видна сквозь прозрачное стекло автомобиля. Картина написана в 1937 году, в пик сталинских репрессий. Если здесь все легко, чисто и невесомо, то у Кустодиева над домами нависает красное туловище революционера, который идет сквозь все и вся. Куда идет? Не ясно. Но идет уверенно. Скульптура Эрнста Неизвестного «Проходящий сквозь стену» завершает композицию выставки.
Tweet |
Вставить в блог
Этот изменчивый серпантин дороги5 декабря 2007
|
Поддержи «Татьянин день»
![](/images/donate/td-logo.png)
Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.
Поддержите нас!
Поддержите нас!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.