Tweet |
В круглом столе «Память о прошлом: боль настоящего и взгляд в будущее» приняли участие председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, настоятель храма новомучеников и исповедников российских на Бутовском полигоне протоиерей Кирилл Каледа, главный раввин России Адольф Шаевич, главный раввин Москвы Пинхас Гольдшмидт, заместитель директора института российской истории Владимир Лавров, режиссер Гарри Бардин. Модератором дискуссии выступил обозреватель «Известий» Борис Клин.
Перед участниками был поставлен вопрос: почему ни на Манежной площади 11 декабря, ни на Киевской площади 15 декабря не было ни одного религиозного деятеля? Потом было сделано много правильных заявлений, но никто не встал на пути у этих людей прямо там. Почему никто из религиозных лидеров туда не пришел?
Протоиерей Всеволод Чаплин |
Протоиерей Всеволод Чаплин согласился, что, хотя события развивались стремительно, можно было прийти на Манежную площадь и сказать отрезвляющие слова. Впрочем, так же исламским деятелям нужно говорить соответствующие слова представителям своих народов, которые неподобающе ведут себя в общественных местах. «Нужно повышать активность религиозных деятелей в этих вопросах, — считает протоиерей Всеволод. — Иногда толпу нельзя остановить, но попробовать всегда можно. И нужно сделать все, чтобы подобные толпы на улицы больше не выходили».
По мнению протоиерей Всеволода Чаплина, власти должны сделать все, чтобы преодолеть экономические, социальные, национальные и прочие трудности, которые провоцируют людей на подобные акции. «Для этого русский народ и все народы, которые живут в России и созидали ее, должны получить адекватное влияние на происходящее. Нам нужно собираться вместе не просто для красивых слов перед телекамерами, а чтобы предлагать власти и обществу конкретные пути решения проблем», — сказал руководитель ОВЦО. Например, нужен более строгий контроль, позволяющий исключить незаконную миграцию, как и другие нарушения закона. Нужна «регламентация поведения в общественных местах как национальных меньшинств, так и национального большинства».
Протоиерей Всеволод Чаплин напомнил, что проблема вызывающей роскоши одних на фоне нищеты других тоже должна решаться, «иначе, погасив пожар в межнациональных отношениях, мы доживем до пожара худшего», памятного по 1917 году. По его мнению, сегодня задача религиозных деятелей — слышать голос народа и доносить его озабоченность до органов власти.
Главный раввин России Адольф Шаевич |
Главный раввин России Адольф Шаевич, в целом соглашаясь с протоиереем Всеволодом Чаплиным, сказал, что традиционные конфессии России давно сотрудничают по всем вопросам, которые волнуют наше общество. «Для нас такие инциденты, как на Манежной, не новы, — сказал Адольф Шаевич, — поэтому мы стараемся сделать все зависящее от нас, чтобы люди, которые прислушиваются к нашему мнению, понимали, насколько взрывоопасна эта ситуация». Главный раввин России подчеркнул, что когда ситуация станет совершенно неуправляемой, это поведет только к развалу страны. «Я думаю, что большинство населения, независимо от своей национальной и религиозной принадлежности, не хочет этого». Главным тезисом Адольфа Шаевича было утверждение, что лидеры традиционных конфессий России, сотрудничая, могут быть только «помощниками власти»: «В решении любой проблемы общества во главе всего должно стоять государство, а мы должны быть только помощниками. К сожалению, нередко слышишь от представителей государства, что они основную надежду возлагают на религиозные конфессии». Даже православие сегодня — мощная конфессия, по определению Адольфа Шаевича, — не справится с такими проблемами. Лидеры религиозных общин России участвуют во всех мероприятиях, которые могут принести пользу всему государству, — в различных комитетах по борьбе с наркотиками, с бедностью, с беспризорностью, но это только помощники, — считает раввин. Адольф Шаевич выделил еще одну проблему: «Мы хотим, чтобы государство имело четкие позиции по многим проблемам. Сегодня у государства нет четкой позиции по многим вопросам, начиная от рождения человека и кончая его уходом ко Всевышнему. Нигде нет работы на перспективу, всюду одни проблемы. На Манежную площадь вышли родившиеся уже в новой России. Кто ими занимается, волнует ли государство, чем они живут?» — отсутствие внятных концепций особенно тревожит Адольфа Шаевича.
Режиссер Гарри Бардин напомнил присутствовавшим представителям традиционных религий о светском характере Российского государства и выразил мнение, что «религии не делают наше человечество сообществом под Богом, а разводят человечество по своим религиозным квартирам». Протоиерей Всеволод Чаплин в ответ разъяснил, что отделение Церкви от государства означает, что ни одна конфессия не является государственной, но при этом Церковь отделена от общества не более, чем союз кинематографистов, то есть «мы не можем командовать, но можем и должны высказывать и собственную позицию, и позицию людей, которые к ним обращаются с тем, чтобы мы донесли их позицию до государства».
режиссер Гарри Бардин |
По мнению режиссера Гарри Бардина, из-за того что власть слаба, вопросы национальной политики берут на себя подростки с битами.
Обозреватель "Известий" Борис Клин на примере одесской истории еврейских погромов начала века сформулировал принцип толерантности: « жидов не люблю, но бить не дам». Заигрывала ли власть с погромщиками в российской истории? — такой вопрос был обращен к Владимиру Лаврову.
Владимир Лавров считает, что в дореволюционной России власть с погромщиками не заигрывала, погромы пресекались. Но если сравнивать то время и наше, то прежние властители были людьми не раздвоенного сознания, не раздвоенной нравственности. Проблемой общества Владимир Лавров считает своеобразную «шизофрению», когда одновременно царя Николая Второго считают святым, а в честь цареубийцы Войкова называют улицу и станцию метро. «У нас пытаются объединять терпимость к Сталину и изучение Солженицына в средней школе. В результате люди перестают различать, где добро и зло. И когда перестают различать главное, мы получаем Манежную площадь», — уверен Лавров. По его словам, мер Москвы Сергей Собянин отказался отвечать парламенту на вопрос о переименовании станции «Войковская», а его заместитель сообщил, что имя цареубийцы останется на карте столицы.
«Необходим целый комплекс мер по духовно-нравственному возрождению России. Либо возрождение, либо перспектива русского национал-социализма. Необходима открытая общественная дискуссия, кто мы, откуда и куда», — подытожил Лавров.
Владимир Лавров |
Протоиерей Всеволод Чаплин также отметил, что женщинам в России есть чему поучиться к кавказских — например, скромности в одежде. «Внешний вид человека — это не только его личное дело», — считает руководитель ОВЦО.
Главный раввин Москвы Пинхас Гольдшмидт рассказал о встрече с агрессивно настроенным молодым человеком в метро и о проблеме невмешательства окружающих в подобные конфликты: «У нас есть проблемы в Москве не оттого, что есть скинхеды и экстремисты, — они всегда есть и всегда будут. У нас проблема из-за молчания окружающего мира». По мнению главного раввина Москвы, XXI век— относительно религиозный по сравнению XX, и вероисповедание сейчас играет большую роль, чем раньше. «Нападение Аль-Каиды на США — это религиозная война».
«Государство может определять, что разрешено и что запрещено. Но вопрос о ценностях должна решать или культура, или религия. И здесь религиозные лидеры должны воспитать нашу молодежь против экстремизма и за толерантность», — считает Пинхас Гольдшмидт.
По мнению ответственного редактора Журнала Московской Патриархии Сергея Чапнина, проблема заключается в том, что религию сегодня мало кто воспринимает правильно, то есть духовно — чаще ее воспринимают как идеологию, и в этом качестве многим кажется, что она будет оправдывать «патриотические» акции вроде той, что произошла на Манежной площади 11 декабря.
Протоиерей Всеволод Чаплин считает, что сегодняшняя задача — создать нацию, в которой бы объединялись общегражданские чувства и верность своему народу и своей религиозной общине. Для многих людей верность своему народу и общине не менее важна, чем верность общегосударственная. «Нужно общегражданские идеалы сформулировать так, чтобы они не противоречили идеям каждой нации и религиозной общины и при этом давали им всем свободно развиваться», — сказал отец Всеволод.
Главный раввин Москвы Пинхас Гольдшмидт |
По мнению руководителя ОВЦО, толерантность как «принятие любых форм человеческой индивидуальности» — это утопия и несправедливость. Формы человеческой индивидуальности бывают преступными и безнравственными. Однако построение братских отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий.
Был предложен вопрос о том, нужно ли России Министерство национальностей. Протоиерей Всеволод считает, что такой орган сегодня формировался бы по остаточному принципу — из чиновников, «которым где-то надо пересидеть или которые проштрафились», а в таком случае пользы от него не будет.
Протоиерей Кирилл Каледа сказал о национальных проблемах, что раз Господь сотворил нас разными, значит это действительно воля Божия. «У каждого народа в силу его исторического пути складывается определенный характер, и бывает, что между двумя народами накапливается потенциал противостояния — это факт, с которым приходится жить. Мне кажется, что создание идеи общегражданской нации в России, где столь много народов и религий — задача очень сложная», — сказал настоятель храма в Бутове.
На Бутовском полигоне пострадали представители очень многих — около 70 — национальностей, причем не только живших на территории России и СССР, но и, например, буры из Южной Африки. «Эта боль, которую мы вместе пережили, должна стать огромной объединяющей силой», — считает протоиерей Кирилл Каледа. «Тема памяти о пережитых совместно трагедиях и победах должна быть очень значимой». По его мнению, создание бюрократического аппарата, который регулировал бы межнациональные отношения, вряд ли приведет к чему-то хорошему. Но надо искать площадки, где бы разные люди могли общаться друг с другом не только, когда на улицах погромы, а постоянно. Даже общероссийский патриотизм может строиться на памяти об общих победах и трагедиях, считает священник.
Протоиерей Кирилл Каледа |
По мнению Сергея Чапнина, Министерство национальностей могло бы заняться анализом того, что происходит в межнациональной жизни, так как сегодня государство плохо понимает, что происходит, «и видимо без министерства разобраться оно не сможет, хотя как оно и с министерством разберется — большой вопрос».
Также, указывает ответственный редактор ЖМП, «Патриотизм — не самоцель, а часть большой системы ценностей. От того, в какую систему ценностей мы вписываем патриотизм, очень много зависит». Нужно вписывать патриотизм в такую систему ценностей, в которой есть также и правда, и справедливость, где есть понимание, что языческий патриотизм опасен. Здесь же следует рассмотреть проблему сохраняемой сегодня оскорбительной для верующих советской символики. «Попытка разобраться с патриотизмом требует нравственного усилия и даже нравственного подвига, и мы должны быть готовы этот подвиг совершить все вместе независимо от религиозной и национальной принадлежности», — считает Сергей Чапнин.
Режиссер Гарри Бардин призвал вернуть изначальный смысл слову «патриотизм». Сегодня это слово, считает режиссер, «затрепали на Селигере дети, которые ничего не сделали, и взяточники и коррупционеры. Они подменили это понятие. Патриотизм — это созидательная сила». Созидательным, например, стал патриотизм в Израиле, в послевоенной Германии или Японии. Также Бардин призвал вернуть изначальный смысл слову «демократия»: «Оно затоптано и оболгано, а ведь лучше этого ничего человечество не придумало».
Организаторами круглого стола выступили газета «Известия», Синодальный отдел Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества, Московская еврейская религиозная община, Исламский центр Москвы и Московской области, Фонд социальных проектов «Толерантность».
Круглый стол в «Известиях» по замыслу организаторов должен стать началом большой общественной, межнациональной и межконфессиональной работы по сохранению памяти жертв политических репрессий, расстрелянных на самых крупных полигонах — спецобъектах НКВД «Бутово» и «Коммунарка». Пострадавшие принадлежали к разным национальностям и конфессиям, и общая память может объединить усилия государственных, общественных и религиозных организаций.
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!
Так это прекрасно!
Часто на роль правителя приглашают человека чужого (варяга), потому что свои не могут договориться, начинаются междоусобицы. А если люди способны создать подлинную демократию, то что может быть лучше?
Наверное, Господь евреям не дал царя неслучайно? Аолько когда они сами захотели - только тогда им был дан царь, чуть ли не в наказание, по крайней мере с предостережением, что "сыновей ваших он возьмёт и приставит их к колесницам своим и [сделает] всадниками своими, и будут они бегать пред колесницами его; (...) и дочерей ваших возьмёт, чтоб они составляли масти, варили кушанье и пекли хлебы; (...) и сами вы будете ему рабами; и восстенаете тогда от царя вашего, которого вы избрали себе; и не будет Господь отвечать вам тогда." (1Цар.8)
С уважением,
Михаил
liturgy-music.livejournal.com
И о каком согласии с человеком подобных взглядов можно говорить серьезно?
Также, указывает ответственный редактор ЖМП, «Патриотизм — не самоцель, а часть большой системы ценностей. От того, в какую систему ценностей мы вписываем патриотизм, очень много зависит»
Не согласен. Патриотизм сам есть религиозная ценность. Как может православный человек не быть патриотом?
Организаторами круглого стола выступили газета «Известия», Синодальный отдел Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества, Московская еврейская религиозная община, Исламский центр Москвы и Московской области, Фонд социальных проектов «Толерантность»
А что-то не видно было мусульман на круглом столе. Получился по преимуществу странноватый разговор с иудеями о демократии и толерантности.
Круглый стол в «Известиях» по замыслу организаторов должен стать началом большой общественной, межнациональной и межконфессиональной работы по сохранению памяти жертв политических репрессий, расстрелянных на самых крупных полигонах — спецобъектах НКВД «Бутово» и «Коммунарка». Пострадавшие принадлежали к разным национальностям и конфессиям, и общая память может объединить усилия государственных, общественных и религиозных организаций.
В лучшем случае - иллюзия.