rss
    Версия для печати

    Америка думает

    24 октября в Главном штабе Эрмитажа открылась выставка «Америка сегодня. Выбор Чарлза Саачи». С этой коллекции начинается проект «Эрмитаж 20/21», призванный пополнить существующие в музее запасы работ западных художников XX века. Посмотреть на contemporary American art можно до 13 января 2008 года.
    Чарлз Саачи, ныне скандально известный галерист, сделал себе имя в рекламном бизнесе, организовав агентство Saatchi&Saatchi. Позже он начал интересоваться современным искусством, покупал картины Энди Уорхола, а потом задумал создать движение YBA («Молодые британские художники»). Миру стали известны имена Дэмиена Херста, Трейси Эммин, Дженни Савилл, братьев Чепменов. Скандальная выставка «Sensation», организованная Саачи, прославила и его самого, и новых художников.

    Что же сегодня? Сокращенный показ выставки USA Today, которая прошла в Лондоне в Королевской Академии художеств еще в 2006 году. В Эрмитаж привезли более 50 произведений современных художников. В анонсе говорится, что это молодые творцы, становление которых определили события 11 сентября 2001 года.

    На двух этажах Эрмитажа американцы с присущей им эпатажностью и яркостью рассуждают о вечных проблемах бытия. А точнее, о проблемах современного мира и месте Америки в нем. Начинается все с венерических заболеваний, преимущественно обрамленных в афро-американские парики - коллажи Вангечи Муту. Продолжается кровавыми перестрелками Барнаби Фернаса - «Гамбургер», подписи под которыми отсылают во Вьетнам 1969 года. Напротив «Гамбургера» смотрит 7-метровый «Потоп». «...Погребающий под собой армию фараона, преследующую избранный народ», - гласит подпись. Огромное полотно, где красная кровавая волна стремится закрыть собою солнце. Рассматривать картину лучше всего в непосредственной близи, на расстоянии метра, тогда действительно становится жутковато от мощи красного. «Моя сила лжет» еще одна работа Муту о новом человеке, у которого вместо сердца драгоценный камень, а в паху - стопка старых книг: акварельная тонкость, но при этом грязный цвет может вызвать у зрителя эстетическое отторжение.

    Самыми популярными на USA Today были работы Джона Пилипчука «Надеюсь, мне удастся пережить это, сохранив хоть немного достоинства» и Адама Цвияновича «Поэма о любви (через 10 минут после того, как закончилось земное притяжение)». Первая - «кукольный дом», населенный массой котов: кого-то тошнит, кто-то дерется, кто-то пристает к женщине, кто-то испражняется. Многие почему-то смеялись, глядя на братьев своих меньших. Вторая - реалистичное полотно в три стены, изображающее взлетевший на воздух американский дом с порошком Tide, Кока-колой, старым пикапом и прочими предметами быта. Еще один художник Дэн Колен вспомнил американские билборды и написал просто, но ясно: No sex! No war! No me! (Нет сексу! Нет войне! Нет мне!). А «Стена моего друга Дэша в будущем» будто говорит всем «wake up!» (Проснитесь!). Здесь вырезки из газет, убийства, уродства, распечатки с порносайтов из Интернета, кричащие заголовки говорят, что работа выполнена не только классическими материалами... Вместо краски использовались испражнения и прочие отправления человеческого организма. Правда, уразуметь это невооруженным глазом нереально, хотя, кто знает, не шутка ли это. Эксперименты с материалами проводила и Кристина Бейкер, используя поливинилхлорид, разукрашенный в яркие цвета. Это, пожалуй, интересно. Обыкновенный пластик искусно совмещен по плотности и тону, пусть и кричит, но разбивается вдребезги, как автогонщик на картине Washzert Suisse. Можно просто стоять и смотреть на работы, медленно испытывая на себе цветовой гипноз. Психоделика, наверное, это еще одно ключевое слово в USA Today. Политика - и усталость от нее как продолжение. Карту мира американские художники перерисовывают по-своему. Страна возможностей в центре и конечно же красного цвета. Это делает француз по происхождению Жюль де Баланкур.

    Были и выбивающиеся из общей канвы работы. «Особый объект» Стива Родса - полосатый квадрат, смешанный из «черного квадрата» Малевича и современной зеленой кислоты. Находился он где-то в коридоре, становясь от этого не менее необычным, но более недоступным для зрителя. Или еще «Где ноги, там и дом» Дж. Мексепер - обувная стойка с китайскими туфлями и тапочками. Не картина, не инсталляция - просто предмет. Порой возникало ощущение, что подписи под картинами несут в себе гораздо больше, чем сами работы. И без них понять, о чем речь, было бы не всегда возможно.

    Идея американского мира иногда карикатурно, иногда опасно, но всегда ярко выступила на этой выставке. Мы видим, что сегодня мир полон неустойчивости, войн, мировых катаклизмов, больших конфликтов между нациями и континентами, личных комплексов и психических расстройств. Америка думает о том же, о чем и все остальные, и в сотый раз повторяет то, что сказано было еще в начале прошлого столетия, но только используя ПВХ, красный цвет и рекламу. Насколько уместно искать почву под ногами подобными художественными методами, пусть зритель решает сам.

    Сайт Галереи Саачи: http://www.saatchi-gallery.co.uk/

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Наталья Гурова26.11.2007 0:19 #
    Большее? В каком плане? Интересно узнать Ваше мнение, что разочаровало, а что заинтересовало?
    axorych, Петербург25.11.2007 17:25 #
    Выставка разочаровала. Надеялся увидеть большее.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru