Tweet |
Кагор пьют не только православные священники, но и все миряне - потому что по установившемуся в Русской Православной Церкви обычаю именно это красное вино используется у нас для приготовления вещества (т. е. материала, видимой физической субстанции) Крови Христовой в Таинстве Причастия. Чтобы быть совсем точными, скажем, что предписание о вине для Таинства Евхаристии (т. е. Причастия; греч. слово eucharistía означает «благодарение») содержит т. н. «Известие учительное» - печатающееся с 1699 г. в наших Служебниках[1] указание о дожном приготовлении священника к богослужению, случаях, когда оно не может совершаться и т. п., и в том числе - о хлебе и вине, пригодных для Причастия.
Разумеется, в «Известии учительном» не сообщается, что вино должно быть кагором, и даже о том, что оно должно быть красным: «Вещество крове Христовы есть вино от плода лозного, сиесть, из гроздов винныя лозы источенное. Подобает сему вину свойственный имети вкус и обоняние, и к питию приемное, и чистое быти, несмешенное с каковым либо иным питием, кроме еже из гроздия... Вином же не суть быти и быти не могут вси соки, от различных овощей и ягод источени, сиесть, яблочный, грушевый, вишневый, терновый, малиновый, и инии сим подобнии»[2]. Как видим, «Известие...» решительно утверждает, что веществом должно быть именно вино, а не сок, причем вино виноградное, неиспорченное, не превратившееся в уксус («Аще же кто дерзнет... вино кислостию во оцет («оцет» по ц-слав. «уксус») претворившееся...») и неразбавленное до совершения проскомидии[3]. Вино в нашей традиции выбрано красным, чтобы как можно более своим внешним видом напоминать кровь - Кровь Спасителя. Кроме того, историки считают, что в Палестине времен Христа было распространено именно красное вино. Однако это всего лишь трациция Русской поместной Церкви: ни современная восточная православная практика, ни даже, по-видимому, Древняя Церковь таких ограничений не знала[4]. На православном Востоке при совершении Евхаристии беспрепятственно употребляются сорта вин, по нашей терминологии относящихся к разряду белых. Почему некоторые наивно-благочестивые паломники в Святую Землю утверждали, что «у греков за причащением Крови Христовой нет».
Что же касается сладости используемого у нас вина (кагора), то она также объясняется исторически: до XVII в. на Руси своего вина не было, и т. н. «церковное вино» ввозилось сначала из Греции, а потом из Италии, Франции и даже Испании. (Стоглавый собор 1551 г. предписывал употребление «фряжского» - итальянского - вина.) Для удобства транспортировки и хранения вино выбиралось крепленое. Лишь в XVII в. в Астрахань была завезена закавказская виноградная лоза, что положило основание русскому виноделию. К концу XIX в. сложилось представление о церковном вине как сладком, умеренно-крепком, интенсивно-красном. Оно употреблялось и на свадьбах, именинах и поминках, а также во время болезней, поскольку считалось в народе целебным. Поэтому красное вино, в том числе и кагор, очень широко фальсифицировалось.
В 1917-1918 гг. Церковь, ввиду начавшейся в стране разрухи и отсутствия продовольствия, столкнулась с более серьезной проблемой - невозможностью подчас найти необходимые для совершения Евхаристии хлеб и вино. В связи с чем поднимался вопрос о возможности замены пшеничного хлеба ржаным, а виноградного вина - вином плодовым, более доступным. Обсуждению этой богословской проблемы были посвящены два последних заседания Отдела о богослужении, проповедничестве и храме Св. Синода 7 августа и 8 сентября 1918 г. и Совещание епископов 22 сентября 1918 г. В результате Высшее Управление Русской Православной Церкви подготовило циркулярное распоряжение о том, что по нужде Евхаристия может совершаться «на некоторых ягодных соках за отсутствием виноградного вина». Очевидно, что решение это опиралось на пример свщмч. Патриарха Ермогена, разрешившего в Смутное время совершение Таинства Причастия на вишневом соке.
[1] Служебник - богослужебная книга, содержащая неизменяемые молитвословия и последования священных действий повседневного богослужения, использующаяся священником и диаконом. В нем содержатся главные службы (вечерня, утреня, три разновидности литургии), месяцеслов, некоторые добавочные чины, а также «Известия учительные».
[2] См., например, Служебник, изд. Московской Патриархией в 2000 г., с. 534-535.
[3] Проскомидия - 1-я часть Божественной литургии, на которой через особые священные действия из принесенных хлебов и вина приготовляется вещество для Евхаристии и при этом совершается поминовение членов Церкви Христовой - небесной и земной (т. е. уже умерших и нас с вами).
[4] См. доклад проф. И. А. Карабинова о веществах для совершения Евхаристии, сделанный 7 августа 1918 г. на 40-м заседании Отдела о богослужении, проповедничестве и храме в Богослужебных указаниях за 2005 г.
Tweet |
Вставить в блог
Почему священники пьют кагор?25 октября 2007
|
Поддержите нас!
«Более существенным фактором, чем цвет вина, является его качество: вино должно быть без примесей. Недопустимо поэтому употребление для Евхаристии тех сортов вина, в которых присутствуют спирт, сахар, ароматические добавки.»
Митрополит Иларион Алфеев . Книга «Православие» том 2. Стр.304, 617.Издание Сретенского монастыря.2010 г.
Следуя церковным канонам, вообще недопустимо употребление кагора при совершении Евхаристии,т.к везде добавлен спирт и сахар. Нет на сегодня кагора, который бы соответствовал церковным предписаниям. Так что нельзя вводить в заблуждение, что церковные каноны предписывают употреблять кагор.
С уважением,Иоанн
Думаю,в конце материала также следует сделать вывод:все священники за Божественной Литургией не вино пьют,а причащаются Тела и Крови Христовой-это и будет ответом на заголовок материала.
А Типикон действительно допускает,а не обязывает(!) употребление вина в праздничные дни.В тоже время,Евангелие призывает нас к трезвению.
Протоиерей Виталий.