rss
    Версия для печати

    Почему священники пьют кагор?

    Всем, спрашивавшим нас, пьют ли священники кагор, ответственно отвечаем: пьют! Причем все и в обязательном порядке: и известные московские (прото)иереи, и простые сельские батюшки. И пить кагор им предписывают... церковные каноны. (Тем, кто уже проявил сообразительность и догадался, - рюмка этого десертного вина, приготовляемого из красных сортов винограда (Каберне, Саперави и др.); остальным подсказываем.)

    Кагор пьют не только православные священники, но и все миряне - потому что по установившемуся в Русской Православной Церкви обычаю именно это красное вино используется у нас для приготовления вещества (т. е. материала, видимой физической субстанции) Крови Христовой в Таинстве Причастия. Чтобы быть совсем точными, скажем, что предписание о вине для Таинства Евхаристии (т. е. Причастия; греч. слово eucharistía означает «благодарение») содержит т. н. «Известие учительное» - печатающееся с 1699 г. в наших Служебниках[1] указание о дожном приготовлении священника к богослужению, случаях, когда оно не может совершаться и т. п., и в том числе - о хлебе и вине, пригодных для Причастия.

    виноградРазумеется, в «Известии учительном» не сообщается, что вино должно быть кагором, и даже о том, что оно должно быть красным: «Вещество крове Христовы есть вино от плода лозного, сиесть, из гроздов винныя лозы источенное. Подобает сему вину свойственный имети вкус и обоняние, и к питию приемное, и чистое быти, несмешенное с каковым либо иным питием, кроме еже из гроздия... Вином же не суть быти и быти не могут вси соки, от различных овощей и ягод источени, сиесть, яблочный, грушевый, вишневый, терновый, малиновый, и инии сим подобнии»[2]. Как видим, «Известие...» решительно утверждает, что веществом должно быть именно вино, а не сок, причем вино виноградное, неиспорченное, не превратившееся в уксус («Аще же кто дерзнет... вино кислостию во оцет («оцет» по ц-слав. «уксус») претворившееся...») и неразбавленное до совершения проскомидии[3]. Вино в нашей традиции выбрано красным, чтобы как можно более своим внешним видом напоминать кровь - Кровь Спасителя. Кроме того, историки считают, что в Палестине времен Христа было распространено именно красное вино. Однако это всего лишь трациция Русской поместной Церкви: ни современная восточная православная практика, ни даже, по-видимому, Древняя Церковь таких ограничений не знала[4]. На православном Востоке при совершении Евхаристии беспрепятственно употребляются сорта вин, по нашей терминологии относящихся к разряду белых. Почему некоторые наивно-благочестивые паломники в Святую Землю утверждали, что «у греков за причащением Крови Христовой нет».

    Что же касается сладости используемого у нас вина (кагора), то она также объясняется исторически: до XVII в. на Руси своего вина не было, и т. н. «церковное вино» ввозилось сначала из Греции, а потом из Италии, Франции и даже Испании. (Стоглавый собор 1551 г. предписывал употребление «фряжского» - итальянского - вина.) Для удобства транспортировки и хранения вино выбиралось крепленое. Лишь в XVII в. в Астрахань была завезена закавказская виноградная лоза, что положило основание русскому виноделию. К концу XIX в. сложилось представление о церковном вине как сладком, умеренно-крепком, интенсивно-красном. Оно употреблялось и на свадьбах, именинах и поминках, а также во время болезней, поскольку считалось в народе целебным. Поэтому красное вино, в том числе и кагор, очень широко фальсифицировалось.

    В 1917-1918 гг. Церковь, ввиду начавшейся в стране разрухи и отсутствия продовольствия, столкнулась с более серьезной проблемой - невозможностью подчас найти необходимые для совершения Евхаристии хлеб и вино. В связи с чем поднимался вопрос о возможности замены пшеничного хлеба ржаным, а виноградного вина - вином плодовым, более доступным. Обсуждению этой богословской проблемы были посвящены два последних заседания Отдела о богослужении, проповедничестве и храме Св. Синода 7 августа и 8 сентября 1918 г. и Совещание епископов 22 сентября 1918 г. В результате Высшее Управление Русской Православной Церкви подготовило циркулярное распоряжение о том, что по нужде Евхаристия может совершаться «на некоторых ягодных соках за отсутствием виноградного вина». Очевидно, что решение это опиралось на пример свщмч. Патриарха Ермогена, разрешившего в Смутное время совершение Таинства Причастия на вишневом соке.



    [1] Служебник - богослужебная книга, содержащая неизменяемые молитвословия и последования священных действий повседневного богослужения, использующаяся священником и диаконом. В нем содержатся главные службы (вечерня, утреня, три разновидности литургии), месяцеслов, некоторые добавочные чины, а также «Известия учительные».

    [2] См., например, Служебник, изд. Московской Патриархией в 2000 г., с. 534-535.

    [3] Проскомидия - 1-я часть Божественной литургии, на которой через особые священные действия из принесенных хлебов и вина приготовляется вещество для Евхаристии и при этом совершается поминовение членов Церкви Христовой - небесной и земной (т. е. уже умерших и нас с вами).

    [4] См. доклад проф. И. А. Карабинова о веществах для совершения Евхаристии, сделанный 7 августа 1918 г. на 40-м заседании Отдела о богослужении, проповедничестве и храме в Богослужебных указаниях за 2005 г.

    Вставить в блог

    Почему священники пьют кагор?

    25 октября 2007
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    светлана, тюмень31.01.2013 13:06 #
    можно-ли пить кагор ,если давал слово богу не пить спиртное вообще ? подскажите !
    Иоанн, трезвенник, Санкт-Петербург13.08.2012 19:50 #
    «Все плоды, приносимые Богу, должны иметь естественное, а не искусственное происхождение. Недопустимо добавление сахара или спирта в евхаристическое вино. В этом смысле кагор, часто употребляемый за литургией в православных храмах, не соответствует каноническим требованиям.»
    «Более существенным фактором, чем цвет вина, является его качество: вино должно быть без примесей. Недопустимо поэтому употребление для Евхаристии тех сортов вина, в которых присутствуют спирт, сахар, ароматические добавки.»
    Митрополит Иларион Алфеев . Книга «Православие» том 2. Стр.304, 617.Издание Сретенского монастыря.2010 г.

    Следуя церковным канонам, вообще недопустимо употребление кагора при совершении Евхаристии,т.к везде добавлен спирт и сахар. Нет на сегодня кагора, который бы соответствовал церковным предписаниям. Так что нельзя вводить в заблуждение, что церковные каноны предписывают употреблять кагор.
    С уважением,Иоанн
    Сергей, христианин29.10.2011 1:04 #
    Доброго дня . Жаль ,что очень много мнений - наших человеческих,а не мнение Господа.Вот что в библии по поводу вина;"Вино — глумливо, сикера — буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен" (Прит. 20:1). в книге Притчей сказано еще и следующее: "Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно" (Прит. 23:31). Библия дает совет нам, не то, что не пить или притрагиваться к вину, но даже не смотреть как оно краснеет. Бог советует нам, чтобы мы не заигрывали с грехом. В Писании сказано далее: "впоследствии, как змей, оно [вино] укусит, и ужалит, как аспид" (Прит. 23:32), то есть укусит смертельно, может появиться зависимость и разрыв отношений с Богом. "Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?" (1Кор. 6:19) Не двусмысленно сказано о вине. Исус на Вечере пил с учениками Виноградный сок ,не забродивший (брожение- символ греха!!) Проблема в переводе слова "вино" с оригинала. Вот еще :"Истощились от слез глаза мои, волнуется во мне внутренность моя, изливается на землю печень моя от гибели дщери народа моего, когда дети и грудные младенцы умирают от голода среди городских улиц. Матерям своим говорят они: "где хлеб и вино?" (Плач Иеремии 2:11-12) А здесь наверно матеря наливали по стаканчику вина детям? Или сок виноградный ,не забродивший. Читать нужно Библию и там не двусмысленно о вине и Господь не противоречит сам себе. Божьих благословений вам.
    Юлиана, редактор, Москва16.08.2009 22:49 #
    Уофчик, спасибо, что читаете нас! ну вот мы как раз и пишем, чтоб избежать "воплей". Ну а про "сами хлещем" - ну кто и хлещет - правда ваша, а кто и вполне справляется с тем, чтоб оставаться в рамках разумного. Обобщения - чреваты искажениями...
    Уофчик, Тараз8.08.2009 19:37 #
    Несчастную ложечку из-за обряда выпьют, а уже вопли:ПЬЮТ!!!! Сами то по праздникам господа бутылками хлещете?
    Юлиана, Москва3.10.2008 18:37 #
    Дорогая, Ольга! В статье про Праздник Успения мы действительно не столько пытаемся избавить от конкретных "заблуждений", сколько от очень конкретного невежества в отношении лексического значения слова "успение". Постараемся впредь формулировать "заблуждения" более отчетливо, чтобы у вас, Ольга, впредь не возникало повода к столь содержательной и полезной критике, выражаемой, впрочем, с большой любовью, доброй назидательностью.
    протоиерей Виталий Бакун, Ясиноватая3.10.2008 0:23 #
    Я думаю, что Иван из Тюмени не раз причащался Святых Христовых Таин, и смог конечно определить, что физические свойства вина или хлеба в Причастии не перестают существовать. Но означает ли это, что мы можем говорить, что священники и миряне пьют кагор в Причастии? (А именно этот вывод можно сделать из материала). Речь идёт всего лишь о том, что православный человек во всех рубриках должен с благоговением рассуждать о Причастии,а не только в рубрике "Рецепты спасения". Тем более "менее воцерковлённое население, чем мы",должно получать чёткую информацию в поднятых вопросах ( как и замечает Ольга с Москвы).А этот материал,ещё раз подчеркну,не даёт однозначно сделать вывод: что священники не вино пьют на службе,а причащаются Святых Христовых Таин. И после Причастия нужно думать о спасении души,а не о том, что ощутили физические свойства вина и хлеба, как правильно замечает Иван с Тюмени,"не нужно даже дерзать подумать,что в Чаше вино"Я,как священник, советую доработать материал, и в конце сделать однозначный вывод,повторюсь:" Все священники за Божественной Литургией не вино пьют,а причащаются Тела и Крови Христовой-это и будет ответом на заголовок материала".О.Виталий
    прот. Максим Козлов2.10.2008 8:04 #
    Иван, мы приобщаемся истинному Телу и истинной Крови Господа нашего Иисуса Христа но это никак не означает, что физические свойства вина или хлеба перестают существовать. Это Вам подтвердит каждый потребляющий после Литургии священник или диакон.
    Ольга, Москва1.10.2008 14:01 #
    Выходит, что "Священники пьют кагор" - это заблуждение, на которое, однако, "ответственно отвечаем - да!" А вот в замечательной статье про Успение из той же "Энциклопедии заблуждений" вообще непонятно, в чем же заключается "заблуждение"? Наверное, в этой рубрике надо как-то более четко объяснять непонятливым вроде меня, где заблуждение, а где правильный ответ на него.
    Иван, Тюмень30.09.2008 8:25 #
    Ну хорошо, простите меня конечно за горячность, насчет некомпетентности. Ну вот эта фраза меня больше всего смутила. "Кагор пьют не только православные священники, но и все миряне - потому что по установившемуся в Русской Православной Церкви обычаю именно это красное вино используется у нас для приготовления вещества (т. е. материала, видимой физической субстанции) Крови Христовой в Таинстве Причастия." Ну я мирянин, и не пью вино, тем более кагор. Потому что, то что в современном понимании называют кагор, вином то назвать сложно, потому как это смесь спирта коньячного, красного вина и сахара. И такой его состав утвержден не так давно. Всего то в 1902 году. Если Вы имели ввиду Таинство Причастия. То пред сим Таинством священник читает в храме: "Верую, Господи, и исповедую, что Ты истинно Христос, Сын Бога живого, пришедший в мир спасти грешников, из которых я первый. Верую также, что именно сие есть пречистое Тело Твое, и именно сия есть честная Кровь Твоя. Посему молюсь Тебе: помилуй меня и прости мне грехи мои, вольные и невольные, которые я сделал в словах и делах, сознательно и несознательно, и удостой меня неосужденно причаститься пречистых Твоих Таинств в оставление грехов и жизнь вечную. Аминь." И я никогда не дерзну даже подумать, что в чаше вино, и кто то из мирян или священников при сем Таинстве употребляют вино. Простите меня грешного, если кого обидел.
    Юлиана, Главред, Москва29.09.2008 10:52 #
    Все здорово, Иван! Бог в помощь! Только как связаны добрые начинания вашей епархии и оценка компетентности статьи чего-то не совсем понятно. Потрудитесь изъясняться более содержательно, если уж беретесь критиковать. Спасибо! Этого хотелось бы пожелать "паки и паки" и другому нашему комментатору - о. Виталию, который увидел в наших рассуждениях "неблагоговение к святыне" совершенно напрасно. Обращаю, отцы и братья, ваше пристальное внимание на то, что рубрика, в которой размещена данная публикация, называется "энциклопедия заблуждений". В ней, если вы обратите ваши взоры на другие статьи, собраны ответы на самые недоуменные "вопросы" и глупые "утверждения", которые можно услышать от менее воцерковленного населения, чем вы. И то, что "все священники пьют кагор" - есть всего лишь одно из таких распространённых "поверий". Чтобы всерьёз и с "величайшим благоговением" размышлять о Таинстве Причастия, на нашем портале есть рубрика "Рецепты спасения". Куда приглашаем и вас, дорогие гости, почитать и покомментировать.
    Иван, Тюмень29.09.2008 6:46 #
    В нашей Епархии существует общество "Трезвение", члены которого дают перед Богом обет трезвения. Это происходит на специальном чине принятия обета трезвения. Обет подразумевает воздержание от употребления любых спиртных напитков. Такие общества и братства в Русской православной церкви существуют с 19 века. Вся деятельность проводится с благословения правящего Архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия. В соседней Епархии также существует такое общество, его также благословил правящий Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. Вообще такие общества на данный момент как либо представлены в 18 Епархиях Русской Православной Церкви. Статья совершенно некомпетентная, не имеет должного изучения вопроса.
    протоиерей Виталий Бакун, Ясиноватая18.09.2008 14:33 #
    Здравствуйте,Юлиана.Бог благословит! Благодарю за ответ.Название материала "Почему священники пьют кагор?" не должно ли давать читателю надежду на получение ответа? Прекрасно я понимаю,что дальнейший ход мыслей в материале идёт о веществе,приготовляемом для претворения в Кровь Христову.Но,если мы хотим поговорить о Теле и Крови Христовой,должны это сделать в более тактичной форме,с величайшим благоговением,а не в светской манере легкомыслия рассуждения о самом святом в жизни христианина. "Всем, спрашивавшим нас, пьют ли священники кагор, ответственно отвечаем: пьют! Причем все и в обязательном порядке: и известные московские (прото)иереи, и простые сельские батюшки. И пить кагор им предписывают... церковные каноны." Можно ли после такого предисловия о питии кагора,продолжать рассуждения на тему Причастия.Если эта фраза относится только как вступление перед рассуждением о Причастии,то очень жаль такого неблагоговения к святыне.Устав церковный предписывет обязательное Причастие христианина,а в Причастии вино претворяется в Кровь Христову,и в Причастии христианин не вино пьёт.Чувствуете разницу?"Кагор пьют не только православные священники, но и все миряне" - если здесь речь идёт о Крови Христовой,нужно преподносить материал по другому.
    Думаю,в конце материала также следует сделать вывод:все священники за Божественной Литургией не вино пьют,а причащаются Тела и Крови Христовой-это и будет ответом на заголовок материала.
    А Типикон действительно допускает,а не обязывает(!) употребление вина в праздничные дни.В тоже время,Евангелие призывает нас к трезвению.
    Протоиерей Виталий.
    Юлиана, Главред, Москва10.09.2008 17:11 #
    Уважаемый прот. Виталий! Благословите! Дорогой отче, отчего же вы так смелы в суждениях о цензуре? Есть ли у вас достаточно оснований для таких выводов? И потом, какое именно утверждение, по-вашему, не соответствует действительности? То, что (цитирую текст) "кагор пьют не только православные священники, но и все миряне - потому что по установившемуся в Русской Православной Церкви обычаю именно это красное вино используется у нас для приготовления вещества (т. е. материала, видимой физической субстанции) Крови Христовой в Таинстве Причастия"??? Ни каких иных смыслов в "обязательное употребление кагора православными христианами" мы не вкладывали, дорогой отче. Если же вас смутило нечто другое, пожалуйста, уточните. Заранее благодарим!
    протоиерей Виталий Бакун, Ясиноватая. Донецкая область Украина9.09.2008 16:26 #
    Очень жаль, что этот православный сайт не имеет просмотра цензора.Как можно так безграмотно утверждать, что все священники и миряне пьют кагор, т.к им в приказном порядке повелевает церковный Устав? А как же наличие в прошлой и настоящей истории Церкви православных обществ или братств трезвения? Кто желает, может посмотреть здесь: http://trezvenie.org/ и много других ссылок. Протоиерей Виталий Бакун.Донецкая епархия.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru