Tweet |
Знакомство
Высокие стройные сосны, свежий утренний воздух, зеленая трава... Школьный автобус привез детей и педагогов. Утро начинается так непривычно для школы - и так хорошо: с молитвенного правила, которое читают и поют вместе дети и взрослые.
В каждом классе, в трапезной, в учительской - красный угол, иконы.
Мебель сделана на заказ из натурального светлого дерева. Атмосфера домашнего уюта (ковры на полу, художественные фотографии на стенах) органично сочетается здесь с ощущением требовательности. Взрослые общаются с детьми тепло, но не утрачивая необходимого ощущения уважения.
После первого урока дети приходят на завтрак, их обязательно ждет горячая еда. Как и на обед, и на ужин. Дети уедут домой только в 6 часов вечера. Их ждет полный событий долгий интересный день...
Распорядок дня и учебный план включает все обычные школьные дисциплины и дополнен уроками благочестия. Эти уроки проводит известный просветитель, кандидат филологических наук, настоятель храма Всех Святых в Красном Селе протоиерей Артемий Владимиров.
А праздничные молебны часто служит о. Игорь из Татианинского храма. Он же каждую неделю встречается с малышами из детского сада.
Да, при гимназии есть дошкольная группа - детский садик «Васильки».
Поскольку мы в гимназии, не удивляемся, увидев в расписании урок латыни. Кроме того, дети изучают со второго класса английский, а при желании - со средней школы и французский язык.
Если погода позволяет, перемены и уроки физкультуры дети проводят на свежем воздухе, на улице. Зимой обязательно будут лыжные походы и прогулки.
А если идет дождь, дети занимаются в спортивном зале.
Во второй половине дня выстроена система дополнительного образования, которая включает в себя занятия, направленные на развитие творческих возможностей детей, укрепление их здоровья, духовно-нравственное воспитание. Это достаточно традиционные изостудия и хореография, а также специальные клиросное пение для всех, золотное шитье для девочек и историческая реконструкция для мальчиков, соединенная с курсом исторических единоборств.
Ученье - свет
Школа имеет собственную Концепцию воспитания и образования. Это сочетание глубокого образования и нравственной общей атмосферы, в которой православные ценности и представления о мире должны быть главенствующими.
Неизбежно это приводит к тому, что преподаватели истории и естествознания сейчас заняты разработкой новых авторских курсов по своим предметам, причем начиная с начальной школы.
Школа работает как открытая система, планируя тесные связи с различными учреждениями культуры, в том числе с музеями. К сожалению, выясняется, что многие музеи не предлагают экскурсий, ориентированных на православную аудиторию, хотя среди экскурсоводов, естественно, много православных, воцерковленных людей.
Качество образования можно обеспечить только с высокопрофессиональными педагогами. На сегодняшний день в школе работает три кандидата наук, среди учителей четверо - сотрудники и выпускники Московского государственного университета.
Удалось привлечь идеей опытных учителей гуманитарного цикла - русский язык, литература, иностранные языки, которые изучаются по программе спецшколы.
Удивление совершенству и красоте Творения должно сопутствовать изучению любого предмета. Тогда знание не будет сухим, но станет пищей для ума и души.
Аристотель говорил: «Дать образование уму, не дав образование духу, - все равно, что не дать никакого образования».
А Сент-Экзюпери формулировал это иначе: «Разум обретает ценность только тогда, когда он служит Любви».
Начальная школа
Приход в школу знаменует новый этап жизни маленького человека, новую ступень его взрослости, связанную с большей ответственностью.
Это очень благоприятный период для формирования лучших человеческих качеств: умения дружить, прощать и понимать других; любознательности, умения наблюдать, внимания к миру; умелости в разных сферах практической деятельности; практического ума; радостного творческого, созидательного начала; благодарности и жизнелюбия.
Коллектив гимназии разделяет убеждение, что значимость этого периода в жизни ребенка не исчерпывается обучением чтению, счету и письму. Здесь создается модель начальной школы, в которой дети имеют возможность развития своих возможностей и способностей через живое общение с профессионалами в разных сферах человеческой деятельности в контексте выполнения конкретной работы (исследовательской, творческой, прикладной и т. п.). Учебная деятельность неразрывно связана с радостью познания, исследования, открытия. Уже в начальных классах будут вести авторские курсы педагоги средней школы, обеспечивая в увлекательной форме своевременное знакомство детей с началами ботаники, зоологии, физики, химии. Опыты и наблюдения станут основой этих занятий.
Введение детей в историю мы начнем с истории Отечества, открывая самые яркие и прекрасные ее страницы, рассказывая о людях, чьи дела, подвиги, творения стали достоянием мировой культуры - и, что самое главное, чья жизнь может быть достойным примером того, чему человек может посвятить свою жизнь.
Обучение основным навыкам (чтение, письмо, арифметика) рассматривается нами как процесс приобщения ученика к общей культуре ГРАМОТНОСТИ как качества жизни и деятельности. Не просто научить писать - но учить писать красиво, с уважением к слову написанному и прочтенному, к тексту; формирование культуры чтения, уважения к КНИГЕ - задачи особенно важные сейчас, когда дети мало читают, нередко затрудняются выразить свою мысль
Учить слову - учить мыслить. Слова благородные, красивые рождают такие же чувства, намерения, которые вырастают в поступки. А слова бедные, убогие рождают подчас и мыслительную немощь. Так что в православной гимназии особое значение придается воспитанию Словом. Красота и богатство родного языка, его пластичность и благозвучие открывают душу ребенка.
Атмосфера школы
В православной школе больше возможность оградить ребенка от грубости, от цинизма, от вульгарности. В нравственном воспитании учитель православной школы имеет твердую опору в виде веры и Заповедей, имеет прочное основание для внушения детям добра.
Православная школа всегда ставит своей задачей воспитание в детях разумного послушания, уважения к авторитету слову старших. Это особенно важно и в сложном переходном, кризисном, подростковом возрасте. Речь не идет о подавлении свободы воли ребенка, но о разумном соотнесении ее с опытом и разумностью более старшего поколения.
Православная школа воспитывает в детях такое важнейшее качество, как БЛАГОДАРНОСТЬ. Это и благодарность к учителям, и благодарность к родителям за их каждодневные труды и заботы. Только человек, умеющий быть благодарным, может провести свои дни в радости. Это простое качество - поистине золотой ключик, открывающий волшебную дверь в желанный мир удовлетворенности имеемым, обретенным, дарованным.
Ребенок проникается духом тех взаимоотношений, которые царят в школе между сверстниками. И коллектив близких по воспитанию ровесников дает возможность рождения первой школьной дружбы, которая особенно крепка и бывает проносима иными людьми через всю жизнь. И естественно желание родителей сформировать вокруг своего ребенка сообщество близких по духу воспитания товарищей, не предоставив это воле случая, на самотек.
«Самого главного глазами не увидишь...»
Это - упование на помощь и поддержку, заступничество, просвещение прежде всего самих взрослых.
Работа в гимназии - это и испытание, и радость, к которой сознательно стремились многие из педагогов, работающих сегодня в школе. Не так просто соединить светский профессионализм с постоянной духовной сосредоточенностью на понимании сути того, что происходит в классах, в детях.
Как учит известная поговорка, конечно, «плошать» не должно - но как замечательно, когда учителю есть и на Кого надеяться...
Фотографии Александра Болмасова
Tweet |
Вставить в блог
В Гимназии Святителя Василия Великого22 октября 2007
|
Поддержите нас!