Tweet |
Теперь, братие, обратим внимание на дух события еммаусского,
и посмотрим, не бывает ли чего-нибудь подобного и с нами.
Чудно поучительное зрелище представляет событие сие с первого
взгляда. Господь приближается к ученикам, идет с ними довольно долго, - и Его
не узнают! - Он предлагает им вопрос, делает даже строгий упрек, - и Его не
узнают! - Излагает писание, доказывает из всех пророков, что тако подобаше
пострадати Христу, и внити в славу свою, - и Его не узнают! - От слов
Иисуса горит сердце, но Его не узнают! Когда Он, наконец, творится далечайше
ити, Его принуждают остаться и облещи, - и, однако же, не узнают! Боже мой,
что это за чудное неузнание? - Явно, братие, что оно устроено, или допущено с
премудрым намерением: но каким? - Для большего ли вразумления учеников
еммаусских, и вообще первых учеников Евангелия? - Но еммаусские странники не
преминули бы возвратиться с вестью в Иерусалим и тогда, если бы Воскресший
прямо предстал за их вечерней трапезой, как предстал потом в иерусалимской
горнице апостолам. - Или, может быть, сердце их имело особенную нужду в святом горении
от слов Иисусовых на пути? - Но в таком случае наши хладные сердца тем паче
имеют нужду в божественном пламени; и мы должны разделить его с учениками
еммаусскими.
Подлинно, братие, если в каком случае, то в настоящем мы не
войдем в не принадлежащую нам часть, если не вступим на путь, ведущий в Еммаус.
- Но нужно ли и вступать, когда мы все уже давно на сем пути, хотя многие и не
ведают того? Ибо не все ли мы идем в тот неземной Еммаус, из коего уже нет
возврата в земной Иерусалим, где ожидает каждого или вечеря нескончаемая, или
глад вечный? - Для некоторых, может быть, уже преклонился есть и день
жизни, и волей или неволей, но им остается одно - облещи в утробе земли
до всеобщего утра и пробуждения. Возможно ли же, чтобы мы шли сим великим путем
одни, чтобы с нами не было нашего Спасителя, когда Он Сам сказал, что будет
пребывать с верующими в Него до скончания века! (Мф. 28; 20). Нет, как
бы мало ни думали о Нем, но Он с нами, всегда с нами на пути нашей жизни, с
каждым из нас: и если мы не ощущаем Его присутствия, не познаем Его; то это
несомненный знак, что и наши очи держатся, как у учеников еммаусских, да
Его не познаем. И у кого же они совершенно отверсты?
Многие ли могут сказать, что они познали Господа на пути
своей жизни? - При всем невнимании нашем, мы замечаем иногда, что кто-то как бы
невидимо находится с нами и действует на нас во благо, входит тайным влиянием в
наши мысли и чувства, разделяет справедливые радости и праведные печали, дает
себя по временам сильно ощущать; но мысль, что это Спаситель наш, всего менее
приходит при сем на ум: "очи наши держатся, да Его не познаем". При
грехопадениях, слышим нередко внезапные, сильные упреки, то в уме и совести -
извнутри, то совне - в событиях; некоторые из них отзываются явно гласом свыше
и напоминают собой упрек еммаусский; но мысль, что таким образом нас обличает
Спаситель наш, нам не приходит на ум: очи наши держатся, да Его не познаем.
Святые предметы веры, наипаче же страдания и смерть Спасителя, непрестанно
изъясняются нам пастырями Церкви; мы сами всегда, когда захотим, можем читать
пророков и апостолов; при слышании и чтении сердце нередко приходит в сильное
чувство, внутри нас возгорается небесный огонь, мы делаемся легки и готовы
парить духом к небесам; но мысль, что этот огонь из уст нашего Спасителя,
беседующего с нашим сердцем, не приходит на ум; очи держатся, да Его не
познаем. Наконец, увлеченные сладостью пребывания в области веры и любви
христианской, стараемся иногда с усилием продлить благие мысли и чувства в
душе, готовы за сие на самые жертвы, на борьбу с миром и его соблазнами,
словом: емлимся на некоторое время за вечную жизнь (1 Тим. 6;
12); но мысль, что все это есть следствие близости к нам нашего Спасителя, Его
тайных вещаний, Его Божественного одушевления - не приходит на ум: очи
держатся, да Его не познаем.
Вообще, святая мысль о присутствии нам нашего Господа, которая бы должна была непрестанно занимать нас, управлять нашими поступками и воодушевлять нас, - сия благотворная мысль чужда нам; самые добрые, по-видимому, христиане не почитают за нужное иметь ее всегда в уме. Сделают ли какое особенно доброе дело? - Вся честь их уму и сердцу. Постигнет ли какой внезапный, важный случай? - Виной люди или обстоятельства, или тот же случай. При изъяснении приключений своей жизни, скорее обратятся ко всякой другой причине, нежели - к своему Спасителю и Его действию; - не будут вовсе в состоянии сказать что-либо в изъяснение, но скажите им, что это тайное действие Спасителя, ищущего быть познанным, - и, вместо благодарности, вы сделаетесь предметом изумления, даже упрека, или сожаления. Хотим быть одни на пути жизни, действовать одни, страдать и радоваться одни; и точно бываем одни, не видим и не чувствуем Того, Кто с нами, всегда с нами, ибо мы токмо можем нарушить слово, Ему данное, а Он - никогда; сказал: буду с вами всегда, - и точно с нами всегда.
Что же приобретаем мы от нашего печального одиночества, от нашей
несчастной самостоятельности? - Приобретаем то, что нет ничего слабее нас ни в
счастии, ни в несчастии. Встретится сомнение? И вера тотчас падает. Случится
обида от ближнего? И вся любовь исчезла. Ищем непрестанно покоя сердцу, и нигде
не находим; что бы долженствовало веселить, то самое огорчает нас. Между тем,
так ли бы было, когда бы мы шли по пути жизни и действовали в присутствии
нашего Спасителя? -Каких горестей не усладил бы Он нам своим благословением?
Особенно с каким дерзновением вступали бы мы во врата смерти, на кои теперь и
взглянуть не смеем без страха? - Поспешим же, братие, сорвать роковую повязку с
очей наших и познать Господа своего, доколе мы еще на пути, и доколе не объял
нас мрак той безконечной ночи, в которую и для зрящих не будет видно ничего,
кроме ужасов тьмы.
Что же, спросите, должно употребить нам, дабы познать
Господа, нам присущего? - То же самое, братие, что употреблено учениками
еммаусскими: они нуждаста Его облещи; должно и нам употребить это святое
принуждение - не над Господом: ибо Он всегда с нами, - а над своим сердцем;
надобно принудить самих себя облещи с Господом, то есть, как можно чаще
заниматься мыслью о Нем, представлять Его присущим себе, обращать к Нему взор и
слух сердца, воздыхать к Нему из глубины души, слушаться Его внушений, и
вызывать Его к действию в нас усердным расположением состоять под сим
действием. Такое сближение с Господом, сначала в мыслях и чувствах, а потом в
делах и жизни, не может оставаться праздным и недействительным: Господь, видя
нашу близость к Нему, верность и усердие, не умедлит исполнять, когда нужно, ум
наш светом, а усердие теплотой небесной, посылать к нам от себя прямо радости и
печали; а по возбуждении в нас духовного глада, по очищении вкуса, преломить и
для нас хлеб жизни, причастить нас той манны сокровенныя (Откр. 2; 17),
которая может быть получаема только из Его рук, и получаемая всегда
обнаруживает собой Дающего. Впрочем, любовь Его давно приготовила для всех нас
и чувственную, постоянную вечерю, на коей Спаситель наш, еси не Сам видимо
преломляет, то Сам видимо преломляется. Это - Таинство Евхаристии, в коем
Господь не познается токмо, но и вкушается. Кто здесь не познает Его, хотя
отчасти, тот совершенно ослеплен врагом спасения.
Не оставим, наконец, братие, без замечания и того обстоятельства в событии с учениками еммаусскими, что Господь, по узнании Его, тотчас невидим бысть има. История святых Божиих человеков показывает, что и сие обстоятельство повторяется над истинными последователями Христовыми. Минуты полных откровений Божественных, по признанию их, кратки; Господь дает Себя познавать и таинственно видеть по временам любящим Его, для ободрения их, но ненадолго; и это потому, что мы здесь должны ходить верою... а не видением (2 Кор. 5; 7); потому что сумрак веры необходим для слабых очей наших, доколе они не исцелеют, и доколе мы не придем туда, где всегда невечерний день. Памятуя сие, братие, будем искать Господа; будем искать лица Его выну (Пс. 104; 4), но не будем требовать, чтобы Он всегда подлежал чувствам нашим, не будем скучать, если Он бывает невидим и сокрывается от нас, - в твердой уверенности, что Он всегда с нами благодатью, коль скоро мы с ним любовью. Аминь.
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!