rss
    Версия для печати

    Детское кино: вчера, сегодня, завтра

    5 ноября в Фонде социально-культурных инициатив состоялся круглый стол «Российский кинематограф для детей и юношества. Вчера. Сегодня. Завтра». Представители Церкви, правительства и профессионалы киноиндустрии обсудили, как возродить детское и юношеское кино в современной России и какие проблемы стоят перед отечественным кинематографом сегодня.
     
     Архимандрит Тихон (Шевкунов)

    Начиная обсуждение, архимандрит Тихон (Шевкунов),  ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре Русской Православной Церкви, выделил три этапа в истории отечественного кино. «Вчера» - советский период, в который производилось множество хороших, нужных, фильмов для детей и юношества; «сегодня» - настоящий момент, когда детская киноиндустрия практически сошла на нет: «завтра» - будущее, на которое мы можем и должны повлиять.

    «Есть востребованность фильмов, которые могут научить добру, любви, созиданию. Для их создания нужны воля, заказ, сценарий и средства», -  описал сегодняшнюю ситуацию отец Тихон.

    Он рассказал, что в 2011 году планируется провести конкурс на лучший сценарий детского или юношеского фильма  в рамках Международного благотворительного кинофестиваля «Лучезарный Ангел». Главный приз - 2 млн рублей, премия Оргкомитета фестиваля. По словам отца Тихона, это может послужить «катализатором» развития детского кинематографа в России.

     
    Евгений Герасимов

    «Реально на сегодняшний день происходит катастрофа», -  отметил Евгений Герасимов,  председатель Комиссии по культуре Московской городской думы. 

    Детское кино воспитывало, учило жить в конкретных условиях страны, в которой жил ребенок. Сегодня эта функция кино утрачена. С одной стороны, проблема - в отсутствии сценариев. С другой - в том, что молодые профессионалы киноиндустрии отказываются создавать детские фильмы, потому что уверены, что они не принесут им реальной прибыли и признания.

    По словам Герасимова, проблема заключается также в отсутствии возможности массового проката детских кинофильмов: в стране нет сети детских кинотеатров, билеты а кино дороги и потому многим недоступны, а для телевидения детское кино - «не формат», потому что не обеспечит достаточную прибыль от размещенных во время показа рекламных роликов.

    Существенная проблема - бюджет кинофильма.

     
     Сергей Зернов

    «Любой детский фильм должен быть увлекательным, а значит, крупнобюджетным», - отметил  Сергей Зернов,  директор Департамента кинематографии Минкультуры России.

    В последние десятилетия детское кино чаще поднимало социальные проблемы именно из-за того, что такой фильм снять  дешевле, чем фильм о приключениях наподобие советского «Садко».

    Симптоматично, что в год в советское время производилось около 300 фильмов, из них 50 - детские и юношеские ленты. В последнее время игрового кино практически нет, исключение для массового проката составили несколько полнометражных анимационных фильмов.

     
     Владимир Хотиненко

    Владимир Хотиненко, заведующий кафедрой кинорежиссеры ВГИКа, народный артист России, отметил, что в некоторых из них была утеряна связь с традицией отечественной мультипликации и русским фольклором. Создатели стремились общаться с детьми на современном языке, но при этом многое потеряли. Кроме того, нужно воспитывать профессионалов детского кино, а для этого - объявлять специализированные наборы во ВГИК и на Высшие режиссерские курсы.  

    По мнению Хотиненко, в детском кино отсутствует постоянный «процесс». Премия за сценарий детского фильм а- это хорошо, но для возрождения детского кино необходимо, чтобы в год производилось хотя бы 10-12 кинолент. «Все будет иначе, если 2поднять волну». Но до сих пор это не удавалось», - сказал Хотиненко.

    Валерий Русин, заместитель генерального директора Киностудии имени Горького, возразил что возрождать или воскрешать детское кино не требуется, «потому что оно не умирало». На Киностудии им. Горького и сейчас работают и снимают детские фильмы. Другой вопрос - что, действительно, нет массового и постоянного их производства.

    По мнению Русина, он невозможен без инициативы со стороны государства.

     
     Вера Суменова

    Вера Суменова,  ректор Высших курсов сценаристов и режиссеров, согласилась, что без поддержки производство детского кино будет «провисать», потому что окажется лишено «кровеносной системы». Студенты  Высших курсов сценаристов и режиссеров не хотят делать детское кино, потому что не видят в нем будущего - не только заработка, но и признания.

    Помочь ситуации, как считает Суменова, могло бы объявление производства детского кино приоритетным направлением в киноиндустрии. «Есть «материнский капитал», а это можно было бы назвать «духовный капитал», - сказала Суменова.

     
     Игумен Киприан (Ященко)

    Ее поддержал Игумен Киприан (Ященко), ректор Института экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, заместитель сопредседателей Оргкомитета Международного благотворительного кинофестиваля «Лучезарный Ангел».

    «Дети мало того что безграмотны, они ориентированы антиисторически, антироссийски», - сказал игумен. Для формирования правильного мировоззрения ребенку нужен положительный герой, а сегодня такового нет. Отец Киприан рассказал о недавнем посещении детской тюрьмы. На вопрос о том, кому они подражают, большинство назвали героев боевиков. Игумен вспомнил, что на него самого сильнейшим образом повлиял образ Александра Невского из одноименного кинофильма. Дети играют, подражая тому. Что видят на экране, и так формируется модель поведения, уверен игумен Киприан.

     Чтобы стимулировать развитие детского кинематографа, участники предложили сформировать квоты на производство детских и юношеских кинофильмов , однако Сергей Зернов., как представитель Министерства культуры, объяснил, что в соответствии с законом квоты не возможны. Можно говорить об объявлении приоритетов (в 2010 году приоритетными были научно-популярные и образовательный фильмы), а также о содействии со стороны Министерства культуры.

    Также в отношении льгот он напомнил, что детское кино можно отнести к национальному кино (потому что оно имеет воспитательную функцию), а такие фильмы, например, освобождаются от НДС при прокате.

     
     Татьяна Шумова

    Татьяна Шумова, вице-президент Фонда социально-культурных инициатив, Директор Дирекции международных программ, Заслуженный деятель искусств РФ, заместитель сопредседателей Оргкомитета Международного благотворительного кинофестиваля «Лучезарный Ангел», предложила выйсти с проблемой детского и юношеского кинематографа на государственный уровень.

    По итогам круглого стола было решено подготовить  обращение в Совет при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству с инициативой определения создания и продвижения фильмов для детской и юношеской аудитории одним из приоритетных направлений государственной политики в области культуры и искусства.

    Также участники приняли решение подготовить обращение в Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии с просьбой получения государственной поддержки производства, проката, показа и продвижения национального фильма.

    Было объявлено, что в 2011 году в рамках Международного благотворительного кинофестиваля «Лучезарный Ангел» будет объявлен и проведен конкурс сценариев детских и юношеских фильмов. Победитель получит денежную премию Оргкомитета кинофестиваля в два миллиона рублей.

    Киностудия имени Горького окажет содействие в реализации съемочного процесса по сценарию детского или юношеского фильма - лауреата Международного благотворительного кинофестиваля «Лучезарный Ангел». Департамент кинематографии Министерства культуры Российской Федерации будет учитывать лауреатство в конкурсе сценариев Международного благотворительного кинофестиваля «Лучезарный Ангел» при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на производство художественного фильма. Оргкомитет может способствовать также производству DVD кинофильма, снятого по сценарию - лауреату конкурса.  

    По итогам круглого стола принято решение о создании специализированного курса режиссеров детского и юношеского кино во Всероссийском государственном университете кинематографии и на Высших курсах сценаристов и режиссеров.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Яков, Москва2.01.2012 14:21 #
    Полностью поддерживаю Бориса Позднякова. Съёмки детского классического Российского кино не возможно и не должно быть за гос. счёт. Сегодня - это просто фантастика. У кого сейчас основные финансовые средства - у олигархов. Это знают все. Детское кино сейчас может стать только народным, а значит незначительные средства могут и должны собираться в виде пожертвований , спонсорства и благотворительности. Это кино не может и не должно стать прибыльным коммерческим проектом, ибо это по другому может уничтожить нравственный и духовный прорыв в это Российское кино.Эти фильмы - это социально-нравственный заказ нашего общества и от того как наше общество отреагирует на этот призыв именно возрождения нашего кино, а не следованию и подрожанию всего западного и будет зависеть формат нашего кинопроизводства. Первые творческие группы, уже создающиеся в нашей стране, в основном состоящих из молодых и начинающих режиссеров, операторов, художников - вот локоматив этого прогресса. Нужна ли им помощь , да нужна и прежде всего моральная, а затем материальная. Возрождение нашего детского кино - это очень трудная задача и с наскока её не решить. Нужно объедениться в творческие группы и постараться сломать свой стереотип мышления. Детский экран - это экран добра, чистоты, правды и высокой нравственности. Это экран музыкальный и творческий. Что касается чисто школьной тематики- это серьёзный вопрос. Можем ли мы сейчас говорить об этом. Все прекрасно помним фильм "Школа" жуткое состояние после этого фильма. Считаю, что это кино не наше и не имеет место быть похожему в нашем кинематографе. Мы ещё не доросли до съёмок фильмов на школьную тему. Вы спрашиваете, тогда что надо снимать,отвечаю -наших книжных героев. Пример " Новые приключения Алисы Селезнёвой" Киры Булычева и " Новые приключения Электроника и его друзей". Надо учится писать сценарии на детскую тему- пока то что я читал, это далеко не классика. Надо нашим писателям осваивать детскую и молодёжную тему, будущим детским режиссёрам думать и чувствовать категориями высокой морали и нравственности, а не гонораров и популярности. Да это не прибыльное производство и в этом прелесть такого подхода. " Там, где начинаются большие деньги, там кончается настоящее кино". На этом я заканчиваю. С уважением ко всем коллегам Яков Богданович! Присоединяйтесь к нашему проекту "Возродим Российское детское и юношеское кино"
    Борис Поздняков, Москва9.11.2010 19:00 #
    "Съёмка фильма для юных прихожан за государственный счёт"
    Я ожидал, что на конференцию придут десятки заинтересованных детских режиссёров и продюсеров. Я ошибся. Из детских кинорежиссёров был только я. Мне дали возможность выступить перед участниками круглого стола и журналистами. Многое я хотел сказать, но не успел. В публикациях в интернете по поводу моего выступления, я уверен, - не будет сказано ни слова! Кстати, я не ошибся в своих ожиданиях. Моим кинопроектом, посвящённом школе, который я пытаюсь "пробить" долгие 8 лет, никто не заинтересовался.
    Только зарубежные СМИ хорошо отзываются о нём, обещают оказать информационную поддержку.

    Ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон (Шевкунов), который в те же годы, что и я, учился на сценарном факультете во ВГИКе, придумал, как за счёт государства снять детский фильм. В 2011 году будет объявлен конкурс на написание сценария фильма для детей. Победителю конкурса обещают хороший гонорар - 2 миллиона рублей. Конечно, такое авторское вознаграждение заставит десятки сценаристов срочно сесть за писательские столы. Угадайте, какой сценарий победит? Конечно, на религиозную тему. Кто профинансирует этот детский церковный блогбастер? По мнению участников круглого стола, Министерство культуры и Фонд поддержки отечественной кинематографии. На базе киностудии имени М. Горького будет снят этот шедевр.

    Не-а! Ничего у организаторов круглого стола не получится. И вот почему. Фонд поддержки кинематографии состоит из восьми кинокомпаний, нацеленных на создание коммерческих фильмов. И выделенные им денежные фонды начинают нещадно "кромсаться". Никита Михалков обязал всех регулярно выплачивать дополнительные пенсии ветеранам "советского" кино. Фонд поддержки выделил в этом году энное количество миллионов на авторское кино. А ещё у нас есть документалисты, мультипликаторы. Думаю, что Фонд категорически откажется взять на себя ещё одну "обузу" - финансировать детское кино.

    Министерству культуры запрещено выделять на съёмки фильмов всех жанров более 70% от сметы. И на детское кино тоже. Кто запретил? Министерство финансов: их аудиторы и Счётная палата. Кто может отменить этот запрет? Только Президент, Правительство, Госдума. Киностудия имени М. Горького нигде не найдёт в своих закромах лишние 16 миллионов рублей.

    Участники круглого стола не знали об этих финансовых препятствиях, которые не позволят им осуществить задуманное? Думаю, что не знали, и не знают до сих пор.
    А почему бы самой православной церкви не профинансировать один-едиственный детский фильм? А зачем? Что, у святой церкви других дел нет? Ведь до сих пор разбираются, издеваются или нет над нашими детьми в православных монастырях? А то получится неувязочка: в церковном киноопусе "над благостным вымыслом слезами обольюсь!" А в реальной жизни в "богоугодных" заведениях творится "сатанинский" произвол.

    Как обстоят дела в детском кино, и что нужно делать, чтобы решить эту проблему - из присутствующих на конференции знали только двое: я, и Директор Департамента Минкультуры Сергей Зернов. Он мило улыбался, и не отвечал на вопросы, которые ему, кстати, никто и не задавал. Журналистов совершенно не волновала проблема возрождения детского кино. Они аккуратно конспектировали "болтовню", которой занимались участники круглого стола, чтобы позже эту "болтовню" опубликовать. Все поглядывали на соседнюю комнату, где на многочисленных столах красовались всякого рода деликатесы, сладости, благоухал ароматный кофе.

    Вот как мне пришлось присутствовать на конференции, участники которой были не "в теме" обсуждаемой проблемы, а журналистам было безразлично, о чём и как писать? И на этой конференции не было "заинтересованных" детских кинематографистов. Совершенно никого. Ну. никого совсем!
    Кинорежиссёр Борис Поздняков. Информацию обо мне и моём проекте можно найти в поисковой строке: "Сайт кинорежиссёра Бориса Позднякова"


    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru