rss
    Версия для печати

    Как я был алтарником

    В "Литературной газете" опубликована глава из новой книги писателя Сергея Шаргунова

     

     
     Сергей Шаргунов
    В четыре года на Пасхальной неделе я первый раз оказался в алтаре. В храме Всех Скорбящих Радости, похожем на каменный кулич, большом и гулком, с круглым куполом и мраморными драматичными ангелочками внутри на стенах.

    Через годы я восстановлю для себя картину.

    Настоятелем был актёр (по образованию и призванию) митрополит Киприан. Седой, невысокий, плотный дядька Черномор. Он любил театр, ресторан и баню. Киприан был советский и светский, хотя, говорят, горячо верующий. Очаровательный тип напористого курортника. Он выходил на амвон и обличал нейтронную бомбу, которая убивает людей, но оставляет вещи. Это символ Запада. (Он даже ездил агитировать за «красных» в гости к священнику Меню и академику Шафаревичу.) На Новый год он призывал не соблюдать рождественский пост: «Пейте сладко, кушайте колбаску!» Ещё он говорил о рае: «У нас есть куда пойти человеку. Райсовет! Райком! Райсобес!» Его не смущала концовка последнего слова. Папе он рассказывал про то, как пел Ворошилов на банкете в Кремле. Подошёл и басом наизусть затянул сложный тропарь перенесению мощей святителя Николая. А моя мама помнила Киприана молодым и угольно-чёрным. Она жила девочкой рядом и заходила сюда. «На колени! Сталин болен!»  И люди валились на каменные плиты этого большого храма. Каменные плиты, местами покрытые узорчатым железом.
    Однажды Киприан подвозил нас до дома на своей «Волге».

    - Муж тебе в театр ходить разрешает? А в кино? - спрашивал он у мамы.

    Меня спросил, когда доехали:
    - Папа строгий?

    - Добрый, - пискнул я к удовольствию родителей.

    - Телевизор даёт смотреть?
    - Да, - наврал я, хотя телевизор отсутствовал.

    И вот в четыре, в год смены Андропова на Черненко, на Светлой седмице я первый раз вошёл в алтарь.

    Стихаря, то есть облачения, для такого маленького служки не было, и я остался в рубашке и штанах с подтяжками. Архиерей обнял мою голову, наклонившись с оханьем: пена бороды, красногубый, роскошная золотая шапка со вставленными эмалевыми иконками. Расцеловав в щёчки («Христос воскресе! Что надо отвечать? Не забыл? Герой!») и усадив на железный стул, поставил мне на коленки окованное старинное Евангелие. Оно было размером с моё туловище.
     Дети бегают легко, я настигал;  Дмитрий ИЗОТОВ
     


    Потом встал рядом, согнулся, обняв за шею (рукав облачения был ласково-гладким), и просипел:
    - Смотри, милый, сейчас рыбка выплывет!

    Старая монахиня в чёрном, с большим стальным фотоаппаратом, произвела еле слышный щелчок.

    Я навсегда запомнил, что Киприан сказал вместо «птичка» - «рыбка». Возможно, потому, что мы находились в алтаре, а рыба - древний символ Церкви.

    Кроме папы, сосредоточенного, серьёзного, отрицавшего советскую власть, остальные в алтаре были вольные. Там был дьякон Геннадий, гулкий весельчак, щекастый, в круглых маленьких очках. Сознательно безбородый («Ангелы же без бороды»). «И тросом был поднят на небо», - при мне прочитал он протяжно на весь храм, перепутав какое-то церковнославянское слово, и после хохотал над своей ошибкой, трясясь щеками и оглаживая живот под атласной тканью, и всё спрашивал сам себя: «На лифте, что ли?»

    В наступившие следом годы свободы его изобьют в электричке и вышибут глаз вместе со стёклышком очков...

    В алтаре была та самая старуха в чёрном одеянии, Мария, по-доброму, напевно меня распекавшая и поившая кагором с кипятком из серебряной чашечки - напиток был того же цвета, что и обложка книжки Маяковского «У меня растут года», которую подарила мне в честь Первого мая.

    - Матушка Мария, а где моя фотография? - спросил я.
    - Какая фотография?

    - Ну та! С Владыкой! Где я первый раз у вас!
    - Тише, тише, не шуми, громче хора орёшь... В доме моём карточка. В надёжном месте. Я альбом важный составляю. Владыка благословил. Всех, кто служит у нас, подшиваю: и старого, и малого...

    Под конец жизни её лишат квартиры аферисты...
    С ужасом думаю: а вдруг не приютил её ни один монастырь? Где доживала она свои дни? А что с альбомом? Выбросили на помойку?

    Ещё был в алтаре протоиерей Борис, будущий настоятель. Уверенно бодрый любитель борща, пирожков с потрохами (их отлично пекла его матушка). Мясистое лицо пирата с косым шрамом, поросшее жёсткой шерстью. Он подражал архиерею в театральности. Молился, бормоча и всхлипывая, закатывая глаза к семисвечнику: руки воздеты и распахнуты ладони. Колыхалась за его спиной пурпурная завеса. Я следил, затаив дыхание.

    В 91-м отец Борис поддержит ГКЧП и, когда танки покинут Москву, сразу постареет, станет сонлив и безразличен ко всему...

    За порогом алтаря был ещё староста, мирское лицо, назначенное властями («кагэбэшник», шептались родители), благообразный шотландский граф с голым черепом, молчаливый и печальный, но мне он каждый раз дарил карамельку и подмигивал задорно.

    А Владыка Киприан здесь и умер, в этом красивом просторном храме, на антресолях, куда вели долгие каменные ступеньки, мартовским утром, незадолго до перестройки. Остановилось сердце. Среди старушек мелькнула легенда, что он споткнулся на ступенях и покатился, но было не так, конечно.

    В перестройку церквям разрешили звонить в колокола. Колокола ещё не повесили. Регентша левого хора, рыжая востроносая тётя, захватила меня с собой - под небеса, на разведку. Путь почему-то был дико сложен. Полчаса мы карабкались ржавыми лесенками, чихали среди жёлтых груд сталинских газет, задыхались в узких и бесконечных лазах и всё же достигли голой площадки, перламутрово-скользкой от птичьего помёта. Я стоял на итоговой лесенке, высунув голову из люка. Женщина, отважно выскочив, закружилась на одной ноге и чуть не улетела вниз, но я спасительно схватил её за другую ногу, и серая юбка накрыла мою голову, как шатёр.

    Я любил этот торжественный огромный храм, я там почти не скучал, хотя и был невольником отца. Дома я продолжал службу, только играл уже в священника. Возглашал молитвы, размахивал часами на цепочке, как кадилом, потрясал маминым платком над жестянкой с иголками, словно платом над чашей...

    И вот раз вечерком, наигравшись в папу, который на работе, я заглянул в ванную, где гремел слесарь.

    - В попа играешь! - сказал он устало и раздражённо, заставив меня остолбенеть. - Ладно, не мухлюй. У меня ушки на макушке. Запомни мои слова: не верь этому делу! Я тоже раньше в церковь ходил, мать моя больно божественная была. Потом передачу послушал, присмотрелся, что за люди там, старые и глупые, да те, кто с них деньги тянет, и до свидания. Спасибо, наелся! - Ребром почернелой ладони он провёл возле горла.

    Ни жив ни мёртв я покинул ванную и молча сидел в комнате, вслушиваясь, когда же он уйдёт.
     
     Храм Всех Скорбящих Радости на Большой Ордынке


    В девять лет меня наконец-то нарядили в стихарь, сшитый специально монахиней Марией, белый, пронизанный золотыми нитками, с золотистыми шариками пуговиц по бокам, длинный, ботинки не видны.

    Я стал выходить с большой свечой к народу во время чтения Евангелия. Помню, как стоял первый раз, и свеча, тяжёлая, шаталась, воск заливал руки, точно кошка царапает, но надо было терпеть. Зато потом приятно отколупывать застывшую холодную чешую. В те же девять я впервые читал на весь храм молитву - к причащению. Захлёбывался, тонул, выныривал, мой голос звенел у меня в ушах - плаксиво и противно, и вертелась между славянских строк одна мысль: а если собьюсь и замолчу, а если брошу, если захлопну сейчас молитвослов, выбегу прочь в шум машин - что тогда?..

    Накануне краха СССР папе дали беленький храм по соседству, мне было одиннадцать. Внутри находились швейные цеха, стояли станки в два этажа, работники не хотели уходить и скандалили с теснившей их общиной - правильно почуяв, что больше реальности не нужны. Помню первый молебен в храме. Толпа молилась среди руин, свечи крепили между кирпичами. Маленькая часть храма была отгорожена фанерой, и оттуда вопреки звонам кадила звонил телефон, вопреки хору доносился злой женский голос: «Алло! Громче, Оль! А то галдят!» - и вопреки ладану сочился табачный дым, но дни конторы с длинным трудным названием были кончены.

    Церковь восстанавливалась быстро. За советским слоем, как будто вслед заклинанию, открылся досоветский. На своде вылезла фреска: чудо на Тивериадском озере, простота конца XIX века: много сини, мускулистые тела, подводная стайка рыб, кораблик. Во дворе, где меняли трубы, обнаружилось кладбище, и картонная коробка, полная тёмных костей, долго хранилась от непогоды под грузовиком за храмом, после с панихидой их зарыли, я разжигал уголь для кадила и обжёг палец так, что ноготь почернел и слез. В самом храме завёлся неуловимый сверчок-хулиган, любивший отвечать возгласам священника на опережение, быстрее, чем хор. Дорога на колокольню оказалась несложной - прямой. Колокола поднимали целый день. На следующее утро затемно я ударил железом о железо и неистовствовал, грохоча, а гражданин из дома поблизости, в ужасе проснувшийся в новом мире, ворвался в храм, умоляя дать ему поспать.

    Сын настоятеля, я начинал алтарничать, уже догадываясь, что все, кто рядом - мальчишки и мужчины, - обречены по законам этой проточной жизни, по правилам любого человеческого сообщества рано или поздно исчезнуть. Мальчики вырастут и пошлют своих набожных матерей, кто-то оскорбится на что-нибудь и сорвёт стихарь, кто-то пострижётся в монахи или станет священником и уедет на другой приход. Кто-то умрёт, как один светлый человек, синеглазый, чернобородый, тонкоголосый, очень любивший Божию Матерь. Он годами оборонялся от наркотиков, но завернула в гости подружка из прошлого, сорвался и вскоре погиб...

    К двенадцати мне стало скучно в храме, но я был послушным сыном. Я всё мечтал о приключении: пожар или нападут на храм сатанисты-головорезы, выступлю героем и всех избавлю, и восхищённо зарозовеет девочка Тоня из многодетной семьи. Миниатюрная, нежная, шёлковая, она стоит со своей очкастой мамой и восемью родными и приёмными братиками и сёстрами на переднем крае народа: я подсматриваю за ней сквозь щели алтарной двери и кручу комок воска между пальцев.

    Как-то осенью в 92-м году, когда я приехал с папой на вечернюю службу, как всегда, заранее, мне выпало приключение.

    Людей было мало, десяток, папа скрылся в алтаре, я замешкался и вдруг повернулся на стремительный шум. Из дальнего придела пробежал человек, прижимая к груди квадратный предмет. Икона! Он рванул железную дверь. «Господи!» - выдохнула прислужница от подсвечника, блаженная тетеря. В два прыжка я достиг дверей и выскочил за ним.

    Я не чувствовал холода в своей безрукавке, нацеленный вперёд, на синюю куртку. Он перебежал Большую Ордынку. Дети бегают легко, я настигал. Он глянул через плечо и тотчас пошёл широким шагом. Я на мгновение тоже притормозил, но затем побежал ещё скорее, хотя увидел себя со стороны: маленького и беззащитного.

    Он стоял возле каменных белых ворот Марфо-Мариинской обители. Руки на груди. Я остановился в пяти шагах со сжатыми кулаками и выпрыгивающим сердцем.

    Он тихо позвал:
    - Ну, щенок! Иди сюда!

    - Отдайте икону! - закричал я на «вы».

    Он быстро закрутил головой, окидывая улицу. Подмога за мной не спешила. Вечерне-осенние прохожие были никчёмны. У него торчала борода, похожая на топор. Может быть, отпущенная специально, чтобы не вызывать подозрений в храмах.

    - Какую икону? - сказал он ещё тише.

    - Нашу! - Я сделал шаг и добавил с сомнением: - Она у вас под курткой.

    - Спокойной ночи, малыши! - сказал он раздельно.

    Резко дёрнулся, с неожиданной прытью понёсся дальше, опять перебежал улицу и растворился.

    Я перебежал за ним и пошёл обратно. Звонил колокол. При входе в храм было много людей, они текли, приветствовали меня умилённо, не ведая о происшествии, я кивал им и почему-то не сразу решился войти внутрь, как будто во мне сейчас опознают вора.

    Там же, в храме, однажды я видел, что ещё бывает с иконой. Святитель Николай покрылся влагой, и отец служил возле молебен. Я стоял боком к иконе, держал перед отцом книгу, тот, дочитав разворот, перелистывал страницу. А я косился на загадочный, жёлто-коричневый, густой, как слиток мёда, образ, по которому тянулись новорождённые сверкающие полосы. После вслед за остальными целовал, вдыхая глубоко сладкий мягкий запах. Целуя, подумал: «Почему, почему же я равнодушен?»

    На том молебне нас фотографировали у иконы, но больше, понятно, саму икону, и, говорят, одна фотография тоже замироточила.

    Меня возили в самые разнообразные святые места, монастыри, показывали нетленные мощи и плачущие лики, я знал знаменитых старцев, проповедников, с головой окунался в обжигающие студёные источники, но оставался безучастен.

    Были ли озарения, касания благодати?

    Было иное. Летним душным днём прислуживал всю литургию, и уже на молебне, при последних его звуках, зарябило в глазах. В полной темноте вместе со всеми подошёл к аналою с иконой праздника, приложился лбом со стуком и, интуитивно узнав в толпе добрую женщину-звонаря, прошелестел: «Я умираю...» - и упал на неё.

    Или - спозаранку на морозце колол лёд возле паперти, красное солнце обжигало недоспавшие глаза, в тепле алтаря встал на колени, распластался, нагнул голову и среди терпкого дыма ладана не заметил, как заснул.

    Было ещё и вот что: прощальный крестный ход. Семнадцатилетний, на Пасху, я шёл впереди процессии с деревянной палкой, увенчанной фонарём о четырёх цветных стёклах, внутри которого бился на фитиле огонёк. Накануне школьного выпускного. Давно уже я отлынивал от церкви, но в эту ночь оделся в ярко-жёлтый конфетный стихарь и пошёл - ради праздника и чтобы доставить папе радость.

    Я держал фонарь ровно и твёрдо, как профи, и негромко подпевал молитвенной песне, знакомой с детства. Следом двигались священники в увесистых красных облачениях и с красными свечами. Летели фотовспышки. Тёплый ветерок приносил девичье пение хористок и гудение множества людей, которые (я видел это и не видя) брели косолапо, потому что то и дело зажигали друг у друга свечи, каждый за время хода обязательно потеряет огонёк и обязательно снова вернёт, так по нескольку раз. А мой огонь был защищён стёклами. Я медленно, уверенно шёл, подпевая, мысли были далеко...

    Впереди была юность, так не похожая на детство. Я скосил глаз на яркое пятно. Щиток рекламы за оградой. «Ночь твоя! Добавь огня!» «Похристосуюсь пару раз, потом выйду и покурю», - подумал с глухим самодовольством подростка и подтянул чуть громче: «Ангелы поют на небеси...», и неожиданно где-то внутри кольнуло.

    И навсегда запомнилась эта весенняя ночь за пять минут до Пасхи, и орал «Воистину воскресе!», и пел громко, и пылали щёки, и христосовался с каждым.

    И никуда не вышел за всю службу, как будто притянуло к оголённому проводу.

    Но потом всё равно была юность, не похожая на детство.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Наталия, Москва9.10.2011 22:34 #
    По-моему, это не самый лучший пример толерантности к иному мнению. Говорю так не потому что огорчена самим наличием такого материала на православном сайте, хорошо. пусть будут услышаны все - и правые и неправые. Но более всего огорчена откровенной ложью о двух, дорогих мне людях. Первого знала только по рассказам - владыку Киприана. Второй - был моим духовным отцом - о.Борис. И именно ему обязана в те самые 90-е своим приходом к вере, в свои 17 лет. Не спорю- каждый выносит в своем сердце то, что видится и понимается именно ему, но нельзя же так насмешливо и (пользуясь несомненным даром слова) отзываться о тех, чей внутренний мир был закрыт от посторонних глаз. Многое реально искушающее было, есть и будет в окружающих нас людях. Но судить их, проживших огромную жизнь, с "высоты" тех своих лет - нелепо. Я видела последние годы жизни о.Бориса и то, как он отошел к Богу. И это были годы достойные священника. И то, многое, что помню из коротких разговоров с ним, рассказов о его жизни, воспоминаний о встреченных им людях- монахах и мирянах. Пошло. Честное слово. Не проблемно, а просто пошло. Простите.
    Владимир, Москва8.08.2011 15:52 #
    Очень порадовал сам факт публикации такого искреннего проблемного материала именно на православном ресурсе. Поясню свою радость.
    Такая болезненная проблема (иногда приходится встречаться с названием "синдром ДВР"- "дети верующих родителей") уже давно требует внимания прежде всего "своих". Критиканы и горлопаны из "желтых" или просто антихристианских изданий не должны перекрыть нам возможность и ОБЯЗАННОСТЬ разбираться в этой теме постоянно и по-существу - без навешивания ярлыков, а главное - с ЛЮБОВЬЮ. Вот и сейчас - это задачка для всех нас - кто мы, каждый из нас - люди во Христе, старающиеся пусть чаще всего и неуклюже, но подражать ЕМУ в ЕГО Любви, или суровые обличители и надзиратели за "чистотой Веры Православной" и т.д. и т.п.?
    Давайте прислушаемся к своему сердцу: ЧТО лучше - обличать или встретить с любовью тех, которые по сути дела в той или иной форме кричат: "Мне трудно, мне больно, я не чувствую, то что хотел бы чувствовать в своем сердце, я не встречаю в Церкви того, чего хочу в ней встретить (или ТОГО, КОГО я хочу встретить)!!!"
    Давайте постараемся строить себя так, чтобы мы, общаясь друг с другом, могли с благодарностью прочувствовать: "Христос среди нас!"
    Владимир, Москва8.08.2011 14:45 #
    Очень порадовал сам факт публикации такого искреннего проблемного материала именно на православном ресурсе. Поясню свою радость.
    Такая болезненная проблема (иногда приходится встречаться с названием "синдром ДВР"- "дети верующих родителей") уже давно требует внимания прежде всего "своих". Критиканы и горлопаны из "желтых" или просто антихристианских изданий не должны перекрыть нам возможность и ОБЯЗАННОСТЬ разбираться в этой теме постоянно и по-существу - без навешивания ярлыков, а главное - с ЛЮБОВЬЮ. Вот и сейчас - это задачка для всех нас - кто мы, каждый из нас - люди во Христе, старающиеся пусть чаще всего и неуклюже, но подражать ЕМУ в ЕГО Любви, или суровые обличители и надзиратели за "чистотой Веры Православной" и т.д. и т.п.?
    Давайте прислушаемся к своему сердцу: ЧТО лучше - обличать или встретить с любовью тех, которые по сути дела в той или иной форме кричат: "Мне трудно, мне больно, я не чувствую, то что хотел бы чувствовать в своем сердце, я не встречаю в Церкви того, чего хочу в ней встретить (или ТОГО, КОГО я хочу встретить)!!!"
    Давайте постараемся строить себя так, чтобы мы, общаясь друг с другом, могли с благодарностью прочувствовать: "Христос среди нас!"
    Elena, Челябинск25.06.2011 15:36 #
    Тут многие осуждают автора, но не понимают, что через подобное придется пройти почти каждому... Или приходилось. Поэтому не стоит обвинять, Бог может присутствовать в жизни человека, быть рядом, а человек и не подозревает, ему кажется , что он один. И у таких детей нет опыта жизни без Бога и знания, насколько это страшно. Поэтому им кажется, что это очень легко - выйти из храма и больше не вернуться. А возвращаться будет мучительно тяжело.
    Иоанна, Астрахань23.06.2011 19:39 #
    Только дочитав статью обратила внимание на фамилию автора и поняла, что это - сын о.А.Шаргунова. Так жаль, что человек вырос в храме, но совершенно внешне, не вникая в то, что происходило. Впрочем, есть ведь поверье, что за некрещеным ходит 1 бес, за крещеным - 3, за священником - 7. Вот, может, и сыну достается.
    Cергей, Советская Гавань13.06.2011 4:55 #
    Не причём здесь какие родители, священники, стоять в церкви надо, ограничения в одежде, посты, и так далее... Просто это прежде всего выбор человека: с Богом, или против Бога! Третьго по Библии не бывает, остальное "психологическое" словоблудие...
    Сергей, Москва29.03.2011 11:49 #
    интересная статья, спасибо. Не понимаю возмущения некоторых читателей, которые пишут о том, что подобные статьи не нужны. Нужны. Только хотелось бы видеть к ним и редакторский комментарий или, раз уж газета публикует полярные мнения, то хотелось бы видеть и альтернативный взгляд. А то получается, как если бы смотреть на мир только одним глазом. ... О ситуации Сергея и об уходе молодых ребят из храма хотел бы сказать вот что. То, что показалось по рассказу Сергея - очевидно определенные просчеты были допущены в воспитании ребенка. Смотрите, в тексте практически нет упоминания о матери героя. И то, как написано об отце создает впечатление того, что он больше был занят верой, чем ребенком. А ведь для детей, особенно для маленьких родители - главные учителя в жизни и самые важные авторитеты. Порой сам вижу в храме, когда родители шпыняют своих отроков - как ты стоишь в храме, почему не молишься, почему ты делаешь так, а не вот так. «Муля, не зевай, во время херувимской! Стой ровно!» Но это наседание на человека есть некое насилие над его, пускай детской и несмышленной, но свободной волей. Да, правильно учить человека поведению в храме, но научить вере так невозможно. Так можно научить только веру ненавидеть. Вера, должна прививаться ребенку через любовь. Вот в чем проблема многих родителей - они учат, стоять по стойке смирно в храме, но ЛЮБИТЬ не учат. Для многих важно, чтобы ребенок был на каждой службе в храме и если ходит - успокаиваются. Но мало кто, единицы, больше переживает за то, чтобы в ребенке зародилась любовь к Богу и к людям. И это было, возможно, с Сергеем. Его научили алтарным обязанностям, но любви к Богу не привили... Это вообще большая проблема церкви как общества – оно (церковное общество) призывает к вере, но любви своим примером очень мало учит. Второе, что важно, общаясь с разными алтарниками нынешними и бывшими, могу сказать вот что. Основная причина ухода подростков (именно подростков и юношей) из алтаря - это когда ребенок сталкивается с лицемерием и цинизмом священнослужителей и работников церкви. 80% случаев - именно эта причина является основной. Увы, с Сергеем было тоже самое - он с детства видел лицемерие, которое было в служителях церкви и это лицемерие скорее всего закрыло его сердце для веры и Бога... на время. Детям надо уже в таком возрасте объяснять ситуацию. Не умалчивать, не пытаться замолчать сложную проблему, а как можно быстрее объяснить и помочь выработать правильное ее восприятие. Сердце ребенка чисто и наивно. Ребенок тем и отличается от взрослого, что он не знает лицемерия и цинизма. Воспитываемый родителями, которые пытаются привить ему определенные нравственные ценности, он свято в них верит и тут раз - в какой-то момент оказывается, что все, чему учили - ложь и неправда. Что на самом деле только внешне говорится так, а внутри люди другие. Это часто ломает детские души. Они начинают это впечатление от увиденной лжи переносить и на веру. А поскольку сами еще мало в чем могут разобраться, но уже не доверяют взрослым, то свои переживания оставляют сокрытыми в себе и часто делают неправильные, но меняющие их взгляды на жизнь выводы. Сталкиваюсь с этим сплошь и рядом. Мы, взрослые, несем большую ответственность за то, что будет с детской душой. Плюс, возможно, в семье не было понимания подростковой психологии и стремления подростков к самоутверждению и познанию мира. Так что здесь больше вопросов к родителям, чем к детям. Верю в то, что Сергей вернется в храм, как бы он себя сейчас не ощущал, Благодать все равно коснулась его души, даже если он не ощутил ее физически и память этой благодати по мере возраста все сильнее и сильнее будет взывать в его душе к возвращению. Думаю так.
    irina_litva, Литва Висагинас26.03.2011 19:32 #
    По одной главе трудно судить о книге.
    Мой сын тоже алтарник со стажем - с семи лет. Но пока Церковь - ему Мать. Родная, красивая или не очень, но лбимая и теплая. Уход из нее страшен -" кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец."
    Булат, Самара21.03.2011 1:04 #
    А из чего тут видно, что автор ушёл из Церкви и тем более стал атеистом? Человек описал свой опыт и не более того. Описал, имхо, красиво и честно.
    Сергей, Орел15.03.2011 22:01 #
    Мне рассказ не понравился, не понравился потому, что я, конечно, подозреваю почему автор ушел из церкви, но в рассказе этого не увидел - здесь показано, что ему стало скучно вот и всё.

    Уважаемые администраторы сайта - капча очень неудобна для людей с проблемами зрения. Сделайте ее, пожалуйста, не такую пеструю.
    Феодор, протоиерей, Подмосковье10.03.2011 10:36 #
    Рассказ замечательный. К сожалению у нас мало таких искренних правдивых рассказов. Все больше чудеса и православный патриотизм. Душа человеческая сложна. Вера требует честности и мужества прежде всего перед самим собой. Мало только быть православным по воспитанию - нужен внутренний духовный опыт. А археп. Киприан был действительно "красным епископом", но его проповеди, произносимые на всенощных Рахманинова много приносили очень много совецкой молодежи, приходившей в храм просто послушать музыку, хотя позже эти же проповеди смущали совесть недавно обратившегося христианина.
    Наталия П., Санкт-Петербург27.02.2011 12:04 #
    Очень хороший и искренний рассказ))) Спаси Господи!
    Светлана, Екатеринбург25.02.2011 9:39 #
    Спасибо автору за честность. Проблема такая есть, в ней надо разбираться, а не шипеть о том, что "приползет назад" или "духовный яд" и не замалчивать - это бесполезно, потому что ложь никогда никому не помогала еще.
    Игорь, Минск22.02.2011 22:26 #
    Никакого духовного яда не вижу, есть реальный взгляд без подобострастия, личный опыт жизни среди воцерковлённых людей. Наверняка у многих людей есть подобный опыт в своей жизни, есть о чём подумать...
    А.С., Петербург22.02.2011 14:41 #
    Смешно. Смешная жизнь, смешной рассказ.

    И ничего нового. Хоть бы образ какой-нибудь зацепил. Писателя здесь не получится. Потому что всё пошло и мелко.
    мария, Нальчик31.01.2011 14:51 #
    Духовная пустота, духовный яд, бездна - это не по адресу. Автор показал то, о чём додумывают сами прихожане. Неужели реальность раздражает? Если хотите помолиться, преклоните колена перед иконами и небом. Если хотите покопошиться в интернете - пожалуйста. Талант, безграничная искренность не должны раздражать. Там нет ничего достойного осуждения.
    Георгий, Москва24.01.2011 8:38 #
    Вернутся ли такие люди к Богу? Кто знает?.. Известный режиссер советского времени - сын священника - безбожник и кощунник, во всяком случае в своих фильмах. Знаю сыновей священников навсегда ушедших из храма. Отцу вымаливать. А на православном сайте тавое читать тяжело. Грустная апологетика разочарования, безверия и мрачного торжества самовлюбленного и страстного в человеке.
    Андрей, Хабаровск12.01.2011 13:59 #
    Согласен с Николаем (17.12.2010 7:48)
    Николай17.12.2010 7:48 #
    Я хорошо знал и автора в описываемый период. Поэтому как очевидец многих описанных им сюжетов могу сказать: мне очень жаль этого талантливого и по-своему искреннего человека, с которым произошла страшная духовная катастрофа, описанная им так легко и беззаботно, во всяком случае, по форме.
    И мне совершенно мне не понятна и не близка позиция редакции, которая печатает подобные талантливые произведения, пропитанные страшным духовным ядом.
    Здесь под лирически-шмелевским языком чаще всего кроется невероятная духовная пустота, ложные эмоции и оценки, и, как следствие, искаженные описания событий и людей. Кроется бездна, в которую пал автор и продолжает падать, скорее всего сам этого не понимая. Он уже слишком "писатель", чтобы заметить это. Но зачем давать этой бездне право голоса? Более того, как бы право на альтернативный взгляд "изнутри проблемы"? В силу "талантливости написанного"? Зачем публиковать это на ресурсе Университетского Храма - чтобы другие молодые люди это тоже читали со вздохом облегчения - "мы не одни такие, вон, сын священника.. А нам уж и подавно можно.."
    Литературную Газету еще можно понять, у нее свои критерии. Но Татьянин День...
    Наталья, Щёлково10.12.2010 11:41 #
    Очень хорошо и тепло написано. Слава Богу за всё.
    Сергей, Москва9.12.2010 15:17 #
    Интересно, почему БОГ открывается или не открывается?
    Елена, Пенза7.12.2010 18:51 #
    актуальная тема, редкий в настоящее время классический язык повествования. хотелось бы прочитать всю книгу. не думаю, что стоит осуждать автора за честность перед читателем и самим собой.
    Алексей, Москва10.11.2010 17:16 #
    В целом, данная опубликованная глава из книги Сергея Шаргунова - оставляет положительные эмоции. Обязательно прочту книгу автора, когда она станет доступной. Никакой особой "крамолы", или быть может недозволенного, я в данном повествовании не усмотрел. Особенно поразительно, что Сергей в своих литературных трудах не скатывается до банального атеизма или же злобствования в адрес церкви и священнослужителей - так очень часто бывает. Нигде Сергей в открытую не называет себя атеистом или человеком демонстративно порвавшим с церковью. А его вера - это его личная жизнь и опыт. Очень часто, что при церковных родителях (сын священника), дети мягко скажем выбирают себе не церковную стезю. Это бывает, когда человек "перекормлен" в детстве церковностью, пресыщен ею. А тут еще и переломный возраст....Ну понятно. Особый интерес вызвал у меня воспоминания Сергея, о его далеком детстве. Воспоминания посвященные жизни известнейшего Московского "скорбященского" прихода (особенно в доперестроечный период) - вызывают особый интерес. Особенно интересны воспоминания о владыке Киприяне и о. Борисе. Думаю, что в полном варианте книги, все это можно будет прочитать.
    Дмитрий, Канада8.11.2010 21:55 #
    То, что произошло с Сергеем, неудивительно. Дети имитируют родителей, вот и он имитировал папу, ходя в храм. Потом Сергей стал взрослым и начал жить своим умом, и тут ему Бог оказался, по-видимому, не очень нужен. Но, самое главное, у Сергея есть фундамент знаний о вере, даже если (надеюсь, только пока) нет самОй веры. И когда Бог попустит, ради спасения Сергея, какому-нибудь событию, Сергей отправится не водку хлестать, а в храм каяться. Вот это самое главное. А стОит или не стОит публиковать подобную биографию это сложный вопрос. Возможно, имеет смысл приводить тут же комментарий священника, который хорошо знаком с этой темой.
    Наталья, Москва6.11.2010 13:51 #
    Спасибо Автору за искренность и деликатность повествования.
    Вы рассказали о собственном опыте ухода из храма (был ли перед этим приход в него?). На мой взгляд эта тема очень актуальна не только для молодых людей, выросших в церковных семьях, но и для взрослых сознательно верующих людей.
    Да и вообще, любое честное повествование не оставляет равнодушным.
    Дмитрий, Королев, Моск. обл.4.11.2010 17:38 #
    Прочитал Вашу главу «Как я был алтарником». Горечь и чувство сожаления к Вашей заблудившейся душе! Не знаю, зачем Вам понадобилось публиковать подобные вещи и соблазнять не стойких людей своим примером. А когда это написано способным и «своим» молодым человеком – соблазн для молодежи еще более велик. Не понимаю, что привело Вас к такому выбору пути, наверно отсутствие трудностей в жизни. «Молиться не о чем – все есть?» - есть такая статья на сайте «Русская линия», она, может быть, и отвечает на этот вопрос.
    Каждый человек имеет свободную волю выбирать свой жизненный путь. Будет у Вас много денег, быть может так и останется у Вас воспоминание о храме и службе, как о магическом притяжении «к оголённому проводу». А может быть и по-другому. Может все Ваши мечты и образ жизни развалится и Вы, как блудный сын, вернетесь к своему Отцу (как земному, так и небесному). И Отец (как земной, так и небесный) с радостью примет Вас в свои объятья и устроит пир… А свои труды, как ересь, сожжете…
    Дмитрий, православный

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru