В "Литературной газете" опубликована глава из новой книги писателя Сергея Шаргунова
Tweet |
Сергей Шаргунов |
Через годы я восстановлю для себя картину.
Настоятелем был актёр (по образованию и призванию) митрополит Киприан. Седой, невысокий, плотный дядька Черномор. Он любил театр, ресторан и баню. Киприан был советский и светский, хотя, говорят, горячо верующий. Очаровательный тип напористого курортника. Он выходил на амвон и обличал нейтронную бомбу, которая убивает людей, но оставляет вещи. Это символ Запада. (Он даже ездил агитировать за «красных» в гости к священнику Меню и академику Шафаревичу.) На Новый год он призывал не соблюдать рождественский пост: «Пейте сладко, кушайте колбаску!» Ещё он говорил о рае: «У нас есть куда пойти человеку. Райсовет! Райком! Райсобес!» Его не смущала концовка последнего слова. Папе он рассказывал про то, как пел Ворошилов на банкете в Кремле. Подошёл и басом наизусть затянул сложный тропарь перенесению мощей святителя Николая. А моя мама помнила Киприана молодым и угольно-чёрным. Она жила девочкой рядом и заходила сюда. «На колени! Сталин болен!» И люди валились на каменные плиты этого большого храма. Каменные плиты, местами покрытые узорчатым железом.
Однажды Киприан подвозил нас до дома на своей «Волге».
- Муж тебе в театр ходить разрешает? А в кино? - спрашивал он у мамы.
Меня спросил, когда доехали:
- Папа строгий?
- Добрый, - пискнул я к удовольствию родителей.
- Телевизор даёт смотреть?
- Да, - наврал я, хотя телевизор отсутствовал.
И вот в четыре, в год смены Андропова на Черненко, на Светлой седмице я первый раз вошёл в алтарь.
Стихаря, то есть облачения, для такого маленького служки не было, и я остался в рубашке и штанах с подтяжками. Архиерей обнял мою голову, наклонившись с оханьем: пена бороды, красногубый, роскошная золотая шапка со вставленными эмалевыми иконками. Расцеловав в щёчки («Христос воскресе! Что надо отвечать? Не забыл? Герой!») и усадив на железный стул, поставил мне на коленки окованное старинное Евангелие. Оно было размером с моё туловище.
Потом встал рядом, согнулся, обняв за шею (рукав облачения был ласково-гладким), и просипел:
- Смотри, милый, сейчас рыбка выплывет!
Старая монахиня в чёрном, с большим стальным фотоаппаратом, произвела еле слышный щелчок.
Я навсегда запомнил, что Киприан сказал вместо «птичка» - «рыбка». Возможно, потому, что мы находились в алтаре, а рыба - древний символ Церкви.
Кроме папы, сосредоточенного, серьёзного, отрицавшего советскую власть, остальные в алтаре были вольные. Там был дьякон Геннадий, гулкий весельчак, щекастый, в круглых маленьких очках. Сознательно безбородый («Ангелы же без бороды»). «И тросом был поднят на небо», - при мне прочитал он протяжно на весь храм, перепутав какое-то церковнославянское слово, и после хохотал над своей ошибкой, трясясь щеками и оглаживая живот под атласной тканью, и всё спрашивал сам себя: «На лифте, что ли?»
В наступившие следом годы свободы его изобьют в электричке и вышибут глаз вместе со стёклышком очков...
В алтаре была та самая старуха в чёрном одеянии, Мария, по-доброму, напевно меня распекавшая и поившая кагором с кипятком из серебряной чашечки - напиток был того же цвета, что и обложка книжки Маяковского «У меня растут года», которую подарила мне в честь Первого мая.
- Матушка Мария, а где моя фотография? - спросил я.
- Какая фотография?
- Ну та! С Владыкой! Где я первый раз у вас!
- Тише, тише, не шуми, громче хора орёшь... В доме моём карточка. В надёжном месте. Я альбом важный составляю. Владыка благословил. Всех, кто служит у нас, подшиваю: и старого, и малого...
Под конец жизни её лишат квартиры аферисты...
С ужасом думаю: а вдруг не приютил её ни один монастырь? Где доживала она свои дни? А что с альбомом? Выбросили на помойку?
Ещё был в алтаре протоиерей Борис, будущий настоятель. Уверенно бодрый любитель борща, пирожков с потрохами (их отлично пекла его матушка). Мясистое лицо пирата с косым шрамом, поросшее жёсткой шерстью. Он подражал архиерею в театральности. Молился, бормоча и всхлипывая, закатывая глаза к семисвечнику: руки воздеты и распахнуты ладони. Колыхалась за его спиной пурпурная завеса. Я следил, затаив дыхание.
В 91-м отец Борис поддержит ГКЧП и, когда танки покинут Москву, сразу постареет, станет сонлив и безразличен ко всему...
За порогом алтаря был ещё староста, мирское лицо, назначенное властями («кагэбэшник», шептались родители), благообразный шотландский граф с голым черепом, молчаливый и печальный, но мне он каждый раз дарил карамельку и подмигивал задорно.
А Владыка Киприан здесь и умер, в этом красивом просторном храме, на антресолях, куда вели долгие каменные ступеньки, мартовским утром, незадолго до перестройки. Остановилось сердце. Среди старушек мелькнула легенда, что он споткнулся на ступенях и покатился, но было не так, конечно.
В перестройку церквям разрешили звонить в колокола. Колокола ещё не повесили. Регентша левого хора, рыжая востроносая тётя, захватила меня с собой - под небеса, на разведку. Путь почему-то был дико сложен. Полчаса мы карабкались ржавыми лесенками, чихали среди жёлтых груд сталинских газет, задыхались в узких и бесконечных лазах и всё же достигли голой площадки, перламутрово-скользкой от птичьего помёта. Я стоял на итоговой лесенке, высунув голову из люка. Женщина, отважно выскочив, закружилась на одной ноге и чуть не улетела вниз, но я спасительно схватил её за другую ногу, и серая юбка накрыла мою голову, как шатёр.
Я любил этот торжественный огромный храм, я там почти не скучал, хотя и был невольником отца. Дома я продолжал службу, только играл уже в священника. Возглашал молитвы, размахивал часами на цепочке, как кадилом, потрясал маминым платком над жестянкой с иголками, словно платом над чашей...
И вот раз вечерком, наигравшись в папу, который на работе, я заглянул в ванную, где гремел слесарь.
- В попа играешь! - сказал он устало и раздражённо, заставив меня остолбенеть. - Ладно, не мухлюй. У меня ушки на макушке. Запомни мои слова: не верь этому делу! Я тоже раньше в церковь ходил, мать моя больно божественная была. Потом передачу послушал, присмотрелся, что за люди там, старые и глупые, да те, кто с них деньги тянет, и до свидания. Спасибо, наелся! - Ребром почернелой ладони он провёл возле горла.
Ни жив ни мёртв я покинул ванную и молча сидел в комнате, вслушиваясь, когда же он уйдёт.
Храм Всех Скорбящих Радости на Большой Ордынке |
В девять лет меня наконец-то нарядили в стихарь, сшитый специально монахиней Марией, белый, пронизанный золотыми нитками, с золотистыми шариками пуговиц по бокам, длинный, ботинки не видны.
Я стал выходить с большой свечой к народу во время чтения Евангелия. Помню, как стоял первый раз, и свеча, тяжёлая, шаталась, воск заливал руки, точно кошка царапает, но надо было терпеть. Зато потом приятно отколупывать застывшую холодную чешую. В те же девять я впервые читал на весь храм молитву - к причащению. Захлёбывался, тонул, выныривал, мой голос звенел у меня в ушах - плаксиво и противно, и вертелась между славянских строк одна мысль: а если собьюсь и замолчу, а если брошу, если захлопну сейчас молитвослов, выбегу прочь в шум машин - что тогда?..
Накануне краха СССР папе дали беленький храм по соседству, мне было одиннадцать. Внутри находились швейные цеха, стояли станки в два этажа, работники не хотели уходить и скандалили с теснившей их общиной - правильно почуяв, что больше реальности не нужны. Помню первый молебен в храме. Толпа молилась среди руин, свечи крепили между кирпичами. Маленькая часть храма была отгорожена фанерой, и оттуда вопреки звонам кадила звонил телефон, вопреки хору доносился злой женский голос: «Алло! Громче, Оль! А то галдят!» - и вопреки ладану сочился табачный дым, но дни конторы с длинным трудным названием были кончены.
Церковь восстанавливалась быстро. За советским слоем, как будто вслед заклинанию, открылся досоветский. На своде вылезла фреска: чудо на Тивериадском озере, простота конца XIX века: много сини, мускулистые тела, подводная стайка рыб, кораблик. Во дворе, где меняли трубы, обнаружилось кладбище, и картонная коробка, полная тёмных костей, долго хранилась от непогоды под грузовиком за храмом, после с панихидой их зарыли, я разжигал уголь для кадила и обжёг палец так, что ноготь почернел и слез. В самом храме завёлся неуловимый сверчок-хулиган, любивший отвечать возгласам священника на опережение, быстрее, чем хор. Дорога на колокольню оказалась несложной - прямой. Колокола поднимали целый день. На следующее утро затемно я ударил железом о железо и неистовствовал, грохоча, а гражданин из дома поблизости, в ужасе проснувшийся в новом мире, ворвался в храм, умоляя дать ему поспать.
Сын настоятеля, я начинал алтарничать, уже догадываясь, что все, кто рядом - мальчишки и мужчины, - обречены по законам этой проточной жизни, по правилам любого человеческого сообщества рано или поздно исчезнуть. Мальчики вырастут и пошлют своих набожных матерей, кто-то оскорбится на что-нибудь и сорвёт стихарь, кто-то пострижётся в монахи или станет священником и уедет на другой приход. Кто-то умрёт, как один светлый человек, синеглазый, чернобородый, тонкоголосый, очень любивший Божию Матерь. Он годами оборонялся от наркотиков, но завернула в гости подружка из прошлого, сорвался и вскоре погиб...
К двенадцати мне стало скучно в храме, но я был послушным сыном. Я всё мечтал о приключении: пожар или нападут на храм сатанисты-головорезы, выступлю героем и всех избавлю, и восхищённо зарозовеет девочка Тоня из многодетной семьи. Миниатюрная, нежная, шёлковая, она стоит со своей очкастой мамой и восемью родными и приёмными братиками и сёстрами на переднем крае народа: я подсматриваю за ней сквозь щели алтарной двери и кручу комок воска между пальцев.
Как-то осенью в 92-м году, когда я приехал с папой на вечернюю службу, как всегда, заранее, мне выпало приключение.
Людей было мало, десяток, папа скрылся в алтаре, я замешкался и вдруг повернулся на стремительный шум. Из дальнего придела пробежал человек, прижимая к груди квадратный предмет. Икона! Он рванул железную дверь. «Господи!» - выдохнула прислужница от подсвечника, блаженная тетеря. В два прыжка я достиг дверей и выскочил за ним.
Я не чувствовал холода в своей безрукавке, нацеленный вперёд, на синюю куртку. Он перебежал Большую Ордынку. Дети бегают легко, я настигал. Он глянул через плечо и тотчас пошёл широким шагом. Я на мгновение тоже притормозил, но затем побежал ещё скорее, хотя увидел себя со стороны: маленького и беззащитного.
Он стоял возле каменных белых ворот Марфо-Мариинской обители. Руки на груди. Я остановился в пяти шагах со сжатыми кулаками и выпрыгивающим сердцем.
Он тихо позвал:
- Ну, щенок! Иди сюда!
- Отдайте икону! - закричал я на «вы».
Он быстро закрутил головой, окидывая улицу. Подмога за мной не спешила. Вечерне-осенние прохожие были никчёмны. У него торчала борода, похожая на топор. Может быть, отпущенная специально, чтобы не вызывать подозрений в храмах.
- Какую икону? - сказал он ещё тише.
- Нашу! - Я сделал шаг и добавил с сомнением: - Она у вас под курткой.
- Спокойной ночи, малыши! - сказал он раздельно.
Резко дёрнулся, с неожиданной прытью понёсся дальше, опять перебежал улицу и растворился.
Я перебежал за ним и пошёл обратно. Звонил колокол. При входе в храм было много людей, они текли, приветствовали меня умилённо, не ведая о происшествии, я кивал им и почему-то не сразу решился войти внутрь, как будто во мне сейчас опознают вора.
Там же, в храме, однажды я видел, что ещё бывает с иконой. Святитель Николай покрылся влагой, и отец служил возле молебен. Я стоял боком к иконе, держал перед отцом книгу, тот, дочитав разворот, перелистывал страницу. А я косился на загадочный, жёлто-коричневый, густой, как слиток мёда, образ, по которому тянулись новорождённые сверкающие полосы. После вслед за остальными целовал, вдыхая глубоко сладкий мягкий запах. Целуя, подумал: «Почему, почему же я равнодушен?»
На том молебне нас фотографировали у иконы, но больше, понятно, саму икону, и, говорят, одна фотография тоже замироточила.
Меня возили в самые разнообразные святые места, монастыри, показывали нетленные мощи и плачущие лики, я знал знаменитых старцев, проповедников, с головой окунался в обжигающие студёные источники, но оставался безучастен.
Были ли озарения, касания благодати?
Было иное. Летним душным днём прислуживал всю литургию, и уже на молебне, при последних его звуках, зарябило в глазах. В полной темноте вместе со всеми подошёл к аналою с иконой праздника, приложился лбом со стуком и, интуитивно узнав в толпе добрую женщину-звонаря, прошелестел: «Я умираю...» - и упал на неё.
Или - спозаранку на морозце колол лёд возле паперти, красное солнце обжигало недоспавшие глаза, в тепле алтаря встал на колени, распластался, нагнул голову и среди терпкого дыма ладана не заметил, как заснул.
Было ещё и вот что: прощальный крестный ход. Семнадцатилетний, на Пасху, я шёл впереди процессии с деревянной палкой, увенчанной фонарём о четырёх цветных стёклах, внутри которого бился на фитиле огонёк. Накануне школьного выпускного. Давно уже я отлынивал от церкви, но в эту ночь оделся в ярко-жёлтый конфетный стихарь и пошёл - ради праздника и чтобы доставить папе радость.
Я держал фонарь ровно и твёрдо, как профи, и негромко подпевал молитвенной песне, знакомой с детства. Следом двигались священники в увесистых красных облачениях и с красными свечами. Летели фотовспышки. Тёплый ветерок приносил девичье пение хористок и гудение множества людей, которые (я видел это и не видя) брели косолапо, потому что то и дело зажигали друг у друга свечи, каждый за время хода обязательно потеряет огонёк и обязательно снова вернёт, так по нескольку раз. А мой огонь был защищён стёклами. Я медленно, уверенно шёл, подпевая, мысли были далеко...
Впереди была юность, так не похожая на детство. Я скосил глаз на яркое пятно. Щиток рекламы за оградой. «Ночь твоя! Добавь огня!» «Похристосуюсь пару раз, потом выйду и покурю», - подумал с глухим самодовольством подростка и подтянул чуть громче: «Ангелы поют на небеси...», и неожиданно где-то внутри кольнуло.
И навсегда запомнилась эта весенняя ночь за пять минут до Пасхи, и орал «Воистину воскресе!», и пел громко, и пылали щёки, и христосовался с каждым.
И никуда не вышел за всю службу, как будто притянуло к оголённому проводу.
Но потом всё равно была юность, не похожая на детство.
Tweet |
Вставить в блог
Поддержи «Татьянин день»
Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.
Поддержите нас!
Поддержите нас!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Такая болезненная проблема (иногда приходится встречаться с названием "синдром ДВР"- "дети верующих родителей") уже давно требует внимания прежде всего "своих". Критиканы и горлопаны из "желтых" или просто антихристианских изданий не должны перекрыть нам возможность и ОБЯЗАННОСТЬ разбираться в этой теме постоянно и по-существу - без навешивания ярлыков, а главное - с ЛЮБОВЬЮ. Вот и сейчас - это задачка для всех нас - кто мы, каждый из нас - люди во Христе, старающиеся пусть чаще всего и неуклюже, но подражать ЕМУ в ЕГО Любви, или суровые обличители и надзиратели за "чистотой Веры Православной" и т.д. и т.п.?
Давайте прислушаемся к своему сердцу: ЧТО лучше - обличать или встретить с любовью тех, которые по сути дела в той или иной форме кричат: "Мне трудно, мне больно, я не чувствую, то что хотел бы чувствовать в своем сердце, я не встречаю в Церкви того, чего хочу в ней встретить (или ТОГО, КОГО я хочу встретить)!!!"
Давайте постараемся строить себя так, чтобы мы, общаясь друг с другом, могли с благодарностью прочувствовать: "Христос среди нас!"
Такая болезненная проблема (иногда приходится встречаться с названием "синдром ДВР"- "дети верующих родителей") уже давно требует внимания прежде всего "своих". Критиканы и горлопаны из "желтых" или просто антихристианских изданий не должны перекрыть нам возможность и ОБЯЗАННОСТЬ разбираться в этой теме постоянно и по-существу - без навешивания ярлыков, а главное - с ЛЮБОВЬЮ. Вот и сейчас - это задачка для всех нас - кто мы, каждый из нас - люди во Христе, старающиеся пусть чаще всего и неуклюже, но подражать ЕМУ в ЕГО Любви, или суровые обличители и надзиратели за "чистотой Веры Православной" и т.д. и т.п.?
Давайте прислушаемся к своему сердцу: ЧТО лучше - обличать или встретить с любовью тех, которые по сути дела в той или иной форме кричат: "Мне трудно, мне больно, я не чувствую, то что хотел бы чувствовать в своем сердце, я не встречаю в Церкви того, чего хочу в ней встретить (или ТОГО, КОГО я хочу встретить)!!!"
Давайте постараемся строить себя так, чтобы мы, общаясь друг с другом, могли с благодарностью прочувствовать: "Христос среди нас!"
Мой сын тоже алтарник со стажем - с семи лет. Но пока Церковь - ему Мать. Родная, красивая или не очень, но лбимая и теплая. Уход из нее страшен -" кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец."
Уважаемые администраторы сайта - капча очень неудобна для людей с проблемами зрения. Сделайте ее, пожалуйста, не такую пеструю.
И ничего нового. Хоть бы образ какой-нибудь зацепил. Писателя здесь не получится. Потому что всё пошло и мелко.
И мне совершенно мне не понятна и не близка позиция редакции, которая печатает подобные талантливые произведения, пропитанные страшным духовным ядом.
Здесь под лирически-шмелевским языком чаще всего кроется невероятная духовная пустота, ложные эмоции и оценки, и, как следствие, искаженные описания событий и людей. Кроется бездна, в которую пал автор и продолжает падать, скорее всего сам этого не понимая. Он уже слишком "писатель", чтобы заметить это. Но зачем давать этой бездне право голоса? Более того, как бы право на альтернативный взгляд "изнутри проблемы"? В силу "талантливости написанного"? Зачем публиковать это на ресурсе Университетского Храма - чтобы другие молодые люди это тоже читали со вздохом облегчения - "мы не одни такие, вон, сын священника.. А нам уж и подавно можно.."
Литературную Газету еще можно понять, у нее свои критерии. Но Татьянин День...
Вы рассказали о собственном опыте ухода из храма (был ли перед этим приход в него?). На мой взгляд эта тема очень актуальна не только для молодых людей, выросших в церковных семьях, но и для взрослых сознательно верующих людей.
Да и вообще, любое честное повествование не оставляет равнодушным.
Каждый человек имеет свободную волю выбирать свой жизненный путь. Будет у Вас много денег, быть может так и останется у Вас воспоминание о храме и службе, как о магическом притяжении «к оголённому проводу». А может быть и по-другому. Может все Ваши мечты и образ жизни развалится и Вы, как блудный сын, вернетесь к своему Отцу (как земному, так и небесному). И Отец (как земной, так и небесный) с радостью примет Вас в свои объятья и устроит пир… А свои труды, как ересь, сожжете…
Дмитрий, православный