Tweet |
Человек смотрит хорошие советские фильмы, читает хорошие советские книги, слушает «старые песни о главном». Перед ним открывается совершенно другой мир, не похожий на нынешний. Там живут люди, самоотверженные, как Павка Корчагин, мужественные, как Володя Высоцкий, талантливые, как шахматисты и работящие, как колхозники. Они пролагают дорогу в космос и раскрывают тайны атома, они защищают Родину от врага, а потом идут работать в самую обычную школу, как киногерой Вячеслава Тихонова. Они интеллигентны и довольствуются скромным достатком, как у Рязанова, но умеют, когда надо, «зажигать», как у Гайдая. Их жизнь полна достоинства и смысла, у них есть высшая цель - и, может быть, только по недоразумению этот смысл и эта цель не связаны напрямую с христианством. Да где же тут противоречие с десятью заповедями, даже и с Евангелием?
Наверное, если бы я судил о советском прошлом только по фильмам и книгам той поры, я бы тоже так думал. Но я жил в ту пору. Только, пожалуйста, не думайте, что я ненавистник всего советского. Например, советское шампанское - оно гораздо лучше всяких «асти», я всегда выбираю его. Так еще тогда повелось, когда никакого другого шампанского и в заводе не было. Мы слушали лозунг отечественной рекламы (была и такая) «советское - значит отличное», и творчески переделывали его в «советское - значит шампанское».
Вообще, все эти разговоры о достоинствах и недостатках СССР бесконечно упираются в перечисление частностей: была везде колбаса по два-двадцать или не было в свободной продаже никакой, или все же была, но далеко не в свободной и такая, что лучше не надо? Так ответ на этот вопрос зависит только от одного: кем ты был в ту пору, где жил, к какой категории принадлежал. Для одних колбасы не было нигде и никакой, для других - навалом какой угодно и бесплатно, а прочим удавалось купить где-то какую-то когда-то, уж как повезет. И делать выводы на чьем-то частном примере нелепо.
Но меня спросили не о колбасе (хотя к ней неизбежно сводится большинство таких разговорах), а о заповедях. В той дискуссии я сказал: нарушать их в советское время требовалось ежедневно, массово и организовано, а сегодня можно этого не делать. И если говорить не о «Кубанских казаках» или «Кавказской пленнице», а о реальной жизни, то, пожалуй, придется действительно пояснить, как и почему.
Мы уже начали говорить о материальной стороне дела. В кино она для советского человека часто бывала неважна... но это означало лишь, что говорить о ней было не совсем удобно. Не меньше, чем теперь, требовались тогда людям еда, одежда, жилье и бытовые удобства, не меньше, чем теперь, желали они получить всё это как можно лучшего качества. Но иной была система распределения. Чтобы что-то получить, вовсе не обязательно было очень много работать или быть особо талантливым - все зависело в основном от допуска. Вспомним тот же «Гараж» Рязанова: казалось бы, умные и порядочные люди начинают делать друг другу страшные гадости просто потому, что гаражей на всех не хватило и нет никакого справедливого и простого способа их поделить.
И так было всегда и везде, о чем бы ни шла речь: о пресловутой колбасе, о гаражах или о хороших книгах, о летнем отдыхе детей. Невозможно было просто взять и заработать денег, а потом пойти и купить нужное, или уж смириться сразу с тем, что денег на гараж не хватает, как теперь. Как в анекдоте: «в принципе всё есть, а в магазинах ничего», вот и с ранних лет дети приучались поклоняться импортным джинсам, машинкам, пластинкам, даже фантикам от жвачки - признакам красивой и обязательно заграничной жизни. Всё это требовалось «доставать», а значит - унижаться, зависеть от других людей (включая продавца или приемщика стеклотары), бесконечно завидовать и желать чужого...
Чужого - потому что почти ничего не было своего. Государство распределяло квартиры, дачные участки, служебные машины, посты и статусы, которые обеспечивали допуск к продуктам и одежде - и по собственной прихоти отбирало всё это обратно. Люди привыкли жить в коммуналках, которые когда-то, до революции, были господскими квартирами, пользоваться купленной по случаю мебелью из чужих домов (распродажи после арестов?), «трофейными» предметами, которые вывезли из Европы в 1945-м. Привыкли собирать личный урожая на колхозных полях и таскать домой всё с работы, до гвоздя, до листочка бумаги - даже не потому, что жили слишком бедно, а потому, что само государство жило по единожды брошенному лозунгу «грабь награбленное» и не признавало самого понятия «частная собственность». Вот все и грабили, кто как мог.
А главное, приходилось постоянно лгать. Еще в детском саду учили любить «дедушку Ленина» больше, чем маму; и так от горшка и до самого конца жизни оставалась одна правда для друзей на кухне, другая - для бесконечных октябрятских, пионерских, комсомольских, партийных, профсоюзных и прочих собраний, где никто, ни один оратор, не верил сам в то, что говорил, в чем якобы пытался убедить остальных. Сегодня такое тоже встречается - но теперь можно туда не ходить, а тогда, чтобы купить молчание, требовалось упасть на самое социальное дно, и не дауншифтером в Гоа, а дворником в ЖЭК, истопником в котельную, дояркой на ферму - и уже навсегда, до конца жизни. Вот таким еще было позволительно было отмалчиваться на собраниях, не проводить политинформаций, не сдавать всяких ленинских зачетов и экзаменов по научному атеизму.
Об этом сегодня совсем редко вспоминают: советский строй был атеистическим. Ну как же, открыты были церкви, мечети, синагоги, священнослужители ездили даже на всякие зарубежные конгрессы в защиту мира (то есть против США и за СССР)... В этом, может быть, заключается самая страшная разновидность гонений. Государство всей своей пропагандистской мощью глумилось над религией, рисовало ее как занятие для неграмотных старух и жадных попов, пользующихся старушечьей дремучестью - и делало всё, что могло, чтобы вписать действительность в такую картинку. Священникам (кого утвердили - кандидатуры семинаристов тоже ведь «согласовывались») разрешалось совершать богослужения, беспартийным пенсионерам - их посещать. Всех остальных могли ожидать серьезные неприятности; если, к примеру, студент ВУЗа оказывался верующим - его, как правило, выгоняли, даже с последнего курса.
Но главное, что категорически запрещалось о вере говорить. Книги и беседы о вере, даже кухонные - за всё это при известной настойчивости люди могли получить реальные срока заключения даже в позднебрежневскую пору. И одновременно иерархам на каждом шагу надо было рассказывать, что религия в СССР ничуть не притесняется, надо было украшать собой фасад и притом регулярно отчитываться перед властью и госбезопасностью в каждом своем шаге - как, впрочем, и всем, кто входил в тогдашний «средний класс», не говоря уже о высшем. И когда верить стало в 1988 разрешено, оказалось, что множество людей готово приходить в церковь, поститься и молиться, но совершенно не готово пытаться жить по Евангелию, даже не знают, что это такое и как это может быть. Сменить серп и молот на крест - это пожалуйста, а переменить сердце... Это что, это о чем?
Только свободный человек может менять по собственной воле свою жизнь, но советский строй был обществом тотальной личной несвободы. За нас решали, что будем есть и носить, что будем говорить и даже думать. Так было на всех уровнях, и даже чем выше, тем меньше свободы: в моей школе в параллельном классе учился внук члена Политбюро (кстати, в последний раз, когда я его видел, он был видным чиновником в московском правительстве). Он жил при коммунизме, имел все «блага»: например, на метро ездил раза три в своей жизни, с классом на экскурсии. Но стоило ему влюбиться в дочку школьной медработницы из нашего класса... и оказалось, что им просто невозможно побыть наедине: каждый шаг маленького функционера был расписан заранее, и на выходе всегда его ждал охранник, слишком похожий на конвоира.
Свобода - сложная штука. Порой очень хочется, чтобы кормили-поили, водили под охраной, предписывали, что говорить и что думать. Но, по русской пословице, «невольник - не богомольник». Нынешний наш общественный строй далек от идеального, в нем очень много порока, но он оставляет нам пространство личной свободы. Во множестве ежедневных наших выборов каждый из нас сам определяет, как ему поступать в рамках возможного, и это, пожалуй, единственное бесспорное достижение почти двух десятилетий постсоветской России. Если брать за пример Моисея и исход израильтян из Египта - нам долго еще странствовать по пустыне, пока не минует сорок лет, пока не избавимся мы от следов египетского рабства.
В Египте, конечно, котлы мясные были очень даже большими, и запах от них шел манящий. Только мясо нам доставалось довольно паршивое, да и то не каждому. Возвращаться туда, жалеть об уходе - благодарю покорно. А шампанское, книги и фильмы - вот это наше навсегда, и люди, замечательные люди, наши родители, дедушки и бабушки, которые жили там наперекор всему. И, на самом деле, я уверен, что неделя жизни в реальном Советском Союзе стала бы самым действенным лекарством, которое у молодых наших современников любую ностальгию об этом строе отбило бы навсегда.
Tweet |
Вставить в блог
Советское – значит, шампанское29 сентября 2010
|
Поддержите нас!
Не знаю, – некоторые люди, даже из православной среды, скептически относятся к подобным словам на предмет их искренности (и это наблюдается даже по отношению к таким людям с большой буквы, как, например, свт.Тихон (Белавин), Патр.Алексий (Симанский)). Мне же так абсолютно не кажется, – бывают моменты в жизни, когда такие люди доходят до определенной грани, за которой – грех, и за нее никогда не перешагивают. А что не грех, то не может считаться аморальным, – добродетель и грех определяют мораль как систему ценностей, а не наоборот, причем как добродетель так и грех могут совершаться как «деланием», так и «неделанием».
В этой связи, как мне кажется, можно сказать так, что социальная идеология вменяемого периода советской власти вполне вписывается в христианское учение (и на те же фильмы, и всю, вообще «виртуальную действительность» советского времени, нужно смотреть не как на обман, а как на средства, с помощью которых людей предполагалось «сделать лучше», и в этом смысле они преследовали вполне позитивную цель). Ее беда в том, что она не достаточна ни как цель, ни как средство, и может служить только дополнением к главной цели жизни человека на земле – цели приготовления для жизни будущего века.
А вот, в свою очередь, то понимание «свободы», которое предлагает и современная окружающая действительность, и некоторые люди из православной среды, не может, и как мне кажется, – не должно сосуществовать с христианским мировоззрением современного человека, претендующего на звание даже только «грамотного», не говоря уже о той же интеллигентности. Можно сказать и так, что советская окружающая действительность в совокупности со свободой религиозной жизни для духовного здоровья (не для желудка!) человека предпочтительнее, чем современная окружающая действительность с той же религиозной свободой.
Некоторые говорят, что «та» окружающая действительность возможна была только с «тем» «подавляющим аппаратом». Мне кажется, что это мысль пустая, а любая юридическая система, без чего не может жить человек вследствие своего грехопадения, построена на принуждении, т.е. на «насилии» человеческой воли, и весь вопрос заключается только в том, что гордый человек такого насилия над собой терпеть не может. Ну а выход из такого «несоответствия интересов» каждый пусть ищет для себя сам.
Ах, как же страдал бедный советский обыватель без американских джинсов и сорока сортов колбасы! А бедные советские студенты! (Надо полагать, что высшее образование удавалось получить только неверующим).
В общем, Андрей Сергеевич, Вы в советское время закончили Университет, а теперь с таким восхищением говорите о наступившей "свободе", в которой бесплатна только порнография, а нормальное образование для многих недоступно. Впрочем, то что дается даром, часто не ценится.
По поводу абортов, ситуация выглядит так же. "27 июня 1936 года постановлением ЦИК и СНК «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах» аборты были ограничены. Аборт допускался в случаях, когда продолжение беременности представляло угрозу жизни или грозило тяжелым ущербом здоровью беременной женщины, или при наличии передающихся по наследству тяжелых заболеваний родителей". Понятно, что предыдущая не только анархия, но и сознательное растление населения (чего только стоит т.н. "половой коммунизм") не могли не привести к распущенности, которая не позволила запретительными мерами сразу искоренить порок, и аборты ушли в тень, приведя к повышенной смертности женщин. Так же и сейчас нравственность не потому не приходит в норму, что родители дескать из СССР, а потому, что молодежь сейчас получила так восхваляемую здесь "свободу", и вследствие идеологической экспансии потеряла уважение как к старшим, так и к отечественной традиции. Тогда многие в СССР не понимали сути и последствий аборта, и тогда гражданская власть сама не могла дать адекватного их понимания. Но теперь что мешает? Мешает разнузданность, произвол, которые и прячут у нас под названием "свободы".
"3. Наконец, почему большевики за 20 лет сумели поднять народную нравственность "
елки...Вы же вроде МГУ заканчивали...
там мама с папой дореволюционные были, а сейчас мама с папой - советские...
"1. Как человек ... Сталин может быть "врагом церкви"?"
а как еще его называть? взять, хоть Бутово-за год, с июля 1937 – по август 1938 года, на полигоне было расстреляно 20765 человек. Из них около 1000, по материалам следственных дел, пострадали именно за верность Церкви, за веру.
Как называется человек, во времена правления которого проявляются тысячи мучеников за Христа?
Очень странно объяснять, что черное это черное, а белое это белое...
1) По первому вопросу, на счет восстановления патриаршества. Первым патриархом в 20 веке стал ныне канонизированный патриарх Тихон, интронизация состоялась 21 ноября 1917 года. Уважаемый может быть просветит меня при чем тут Сталин? Сталин тут при том, что в 1943 году разрешил созвать Собор (не правда ли забавно, сначала не дать возможность собирать Собор, а потом вдруг разрешить), на котором был избран патриарх Сергий. Что-то в 21 веке ни к Путину, ни к Медведеву не обращались, чтобы избрать патриарха Кирилла.
____________________________________________________________________
2) Вы читали все труды патриарха Пимена? Судя по предыдущему вопросу у меня большие сомнения в объективности или компетентнсти. Вы учитываете, что св. патриах Пимен был избран в 1971 году, когда не было ни Сталина с его конц лагерями и гонениями на церковь, ни Хрущева, который обещал показать последнего священника?
____________________________________________________________________
3) На счет народной нравственности вы, похоже, не читаете предыдущих комментариев, с чем я вас в очередной раз поздравляю. Итак, господин L'Etranger не считает аборт чем-то аморальным.
Советская власть была первой, легализовавшей аборты в XX веке. Во время революций (1917—1918) законодательно этот вопрос не был регламентирован, и женщин наказывали по законам военного времени. 18 ноября 1920 года Наркомздрав и Наркомюст издали совместное постановление «Об охране здоровья женщины», где провозглашались бесплатность и свободный характер абортов. Согласно официальной советской статистике, легализация значительно уменьшила смертность женщин от аборта: с 4 % до 0,28 %. - Аборт (прекращение беременности) — статья из Большой советской энциклопедии (3-е издание).
А что касается вашего вопроса на тему удивления немецких войск на тему целомудрия советских пленниц, то неужели вам не ясна одна простая истина. Девушки, родившиеся в 1917 году и позже воспитывались родителями, жившие в эпоху царя и христианских ценностей. Маму, папу слушались больше, чем сейчас. А мам и пап учили бабушки и дедушки, для которых блуд был смертным грехом. Кто же из родителей будет воспитывать своих детей для вечной погибели? После того как человека в СССР лишили понимания, что блуд это грех пошло-поехало то, что мы видим сейчас, но не верующих, воцерковленных людей.
Вам следует глубоко осмыслить тот факт, что народ в оценке советсткой эпохи в еорне не согласен с Вами и с депатраментом господина Легойды, подменяющим Веру Христову антисоветско-либеральным катехизисом.
Задумайтесь, что Вы делаете не так! Отвергните обычную в интеллигентской среде гордыню ЛИЧНОГО МНЕНИЯ и посмотрите правде в лицо: за право ругать правительство в газетах и журналах и возможность читать экзистенциалистов и прочую галиматью Вы способствовали разрушению Отечества. Разве это по-хритсиански?
Согласен с уважаемым Борисом: я учился в обычной школе и ходил в обычный детский сад. Нмчего из "ужасов", описанных господином Десницким не помню! Или он учился в особой школе или не отличает собственного вымысла от реальности, что, впрочем, обычная вещь для господ сочинителей.
Геннадий и Артем точны и глубоки в своих выводах и самое важное, что их слова христианские не по букве, как в редакции, а по духу. Вот Вам готовые авторы, чтобы повысить качество публикуемых статей.
А Вашими словами, уважаемый батюшка Максим, весьма удивлен! Неужели Вы полагаете, что "свобода информации" - необходимое условие для стяжания христианских добродетелей. Какая свобода информации была, например, при крещении Руси равноапостольным князем Владимиром? Он что устраивал толерантные диспуты для народа?
Многие православные пастыри перед революцией говорили об общем упадке веры. Причину этого упадка также называли, например, свт.Феофан Затворник, прав.Иоанн Кронштадский… В результате этого упадка наш человек начал вбирать в себя мертвящее мировоззрение материализма, и вера уходила только во внешнюю форму. Снаружи все было замечательно, а внутри мертвело. Вот и тюкнул Господь по этой внешней форме, и главное – вовремя тюкнул! Пока еще не все омертвело и окаменело, и слава Ему за это, и трижды слава! Было тяжко без "Иерусалима", но только наша в том вина, что ценить его мы часто начинаем только в изгнании.
Не все однозначно, это точно, но мне кажется, что мы способны открывать в том, что с нами случилось все новые и новые смыслы, была бы только на это наша добрая и деятельная воля.
Всех благ. Борис Утробин
Как здорово вы всё это описали - с болью вспоминаю это пожизненное унижение моих родителей, которым вечно приходилось мучительно "доставать" уже давным-давно честно заработанные квалифицированным трудом вещи - от куска еды в холодильнике до книжки на полке.
Но мне хотелось бы сказать сейчас о другом. Самая загадочная для меня вещь - массовая советская ностальгия у людей верующих. И не только у них, но также у людей культуры, людей интеллектуального труда - вообще всех, для кого важна "сфера идеального", а значит, жизненно необходимы свобода мысли, свобода совести и свобода информации - свободы, ежечасно и ежесекундно попиравшиеся в Советском Союзе. Человек работавший со словом, с информацией, самим родом своей деятельности или зовом сердечным призванный к поиску истины - фигура в СССР всегда либо трагическая, либо жалкая.
Миллионы наших соотечественников "не заметили" СВОБОДЫ - величайшего блага, какое только может быть даровано человеку разумному, сотворённому по образу Божию...
Как хотелось бы дожить до того времени, когда в нашей стране массовым сознанием вопрос "а вы хотели бы вернуться в Советский Союз?" воспринимался бы как оскорбительный, как косвенное предположение о наличии рабской ментальности и собеседника!
Как мне знакомы Ваши рассуждения, сколько раз я слышал все эти сетования в советскую эпоху от своих университетских товарищей. Многие из них сейчас вразумились и их точку зрения красиво выразил друг моей мятежной юности: "советская власть была христианской по содержанию, но атеистической по форме; нынешняя же наоборот. Первая похожа на красивую женщину в невзрачном платье, демократия - на уродину в дорогом".
А учить любить маму - нормально? :)
Ребёнку в любом случае приходится понимать, что настоящие чувства показывать нельзя, есть определенный "формат".
Проблема только, если требования противоречивы: скажем, в детском саду требуют хвалить Ленина, а дома - ругать.