rss
    Версия для печати

    Религиоведение в церковной жизни

    14 сентября в рамках лектория РПИ в Татьянинском храме профессор МГИМО и РПИ Андрей Зубов прочел лекцию о том, зачем современному христианину знание нехристианских религий.

    «Почему религиоведение важно? - начал с риторического вопроса профессор. - Есть довольно большое количество людей, которые считают, что нехристианские религии надо отсечь от себя. Это «аскетический» подход. Действительно, можно ограничиться минимумом знаний, жить и спасаться». Но «чаще мы просто осуждаем другие религии, которые даже не знаем. Тем самым мы совершаем страшный грех».

     
     
    В  отношение нехристианских религий существует и вторая ложная позиция. Она часто встречается у интеллигентных людей: они принимают все. Да, они православные, ходят в храм, но интересуются суфизмом, даосизмом и многое прилагают к себе. В итоге христианство растворяется во множественности религиозных опытов. «Это происходит потому, что мы не знаем сути собственной веры и других религий», - уверен Зубов.

    Лектор напомнил, что история религий - дисциплина, которую преподают во всех, не потерявших связи с традицией учебных заведениях - от Тринити колледжа до Гарварда. В Европе это обязательная часть высшего образования.

    Главная методическая заповедь религиоведа, по мнению Зубова, - относиться к изучаемым религиям ответственно и серьезно, без малейшей насмешки, так как это высочайший порыв человеческого духа в поисках истины, своей подлинной сущности. «Оболочки», в которых живут люди, разные: эскимосу непонятны слова молитвы Господней «Хлеб наш насущный даждь нам днесь», так как он не ест хлеба. Но надо, учитывая «оболочку», проникать в суть.

    Эпоха постмодерна, по мнению профессора Зубова, для религиоведческих штудий благоприятна: «она многим плоха, но хороша тем, что отрицает однозначный эмпирический сциентизм».

    Может быть, главный плод, который способно принести изучение религий - это более глубокое знание религии собственной: «Я знаю много людей, - поделился Зубов, - живущих церковной жизнью, прибегающих к таинствам, но совершенно не понимающих сути христианской жизни. А суть эта в том, что мы из падших существ должны стать одной природой со Христом Воскресшим. Внимательное изучение религиозного опыта дает понимание того, что ни одна религия не дает такой полноты обожения с сохранением полноты личности. В этом суть, а не в том, что у христиан моногамия, а у мусульман полигамия, что христиане едят свинину, а другие не едят, что у Шивы четыре руки, а у Христа - две». «Если вы будете говорить с благочестивым мусульманином, то обнаружите, что для него так же значимо понятие греха, что он тоже ищет жизни после смерти и даже верит в воскресение мертвых. Но если вы спросите: «А ты надеешься из человека стать Богом?», то он ответит, что это отвратительная ересь», - продолжил он.

    Уникальность христианства в том, что оно единственное предлагает человеку личностное обожение. Все знают слова «Бог есть любовь», а в них заключен закон ценности личности, так как любовь - это всегда двое, в данном случае, человек и Бог.

    Этот и другие фундаментальные принципы христианства зафиксированы в догматах. «Догматика - это не «словесные шарики», а пути нашего спасения» - заключил религиовед.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru