Tweet |
В воскресенье, 22 августа в Москве у Соловецкого камня прошло молитвенное стояние, связанное с тем, что в нынешнем году исполняется 90 лет с тех пор, как по решению Архангельского губисполкома 26 мая 1920 года на Соловках был учрежден первый концлагерь губернского подчинения - предшественник печально знаменитого Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН).
За последние годы духовенство различных конфессий неоднократно выступало с заявлениями, осуждающими сталинские репрессии, однако в российском обществе параллельно возникла некоторая мода на Сталина. Во всяком случае, критиковать Сталина и муссировать тему репрессий считается непатриотичным.
В чем причина возросших симпатий общества к Сталину? Кажется ли вам опасной эта тенденция и удастся ли ее переломить? С такими вопросами Regions.Ru обратились к священнослужителям.
протоиерей Борис Даниленко |
Директор Синодальной библиотеки Московской Патриархии протоиерей Борис Даниленко считает опасной наметившуюся тенденцию роста симпатий российского общества к Сталину.
"Безусловно, это очень опасная тенденция", - заявил он. По его словам, такое отношение к сталинизму является следствием нежелания людей понять, "что у нас полстраны были жертвами, а вторая половина – истязателями этих жертв". "Когда, с одной стороны, человек не испытывает боли за своих близких, которые погибли в Гулаге, а, с другой стороны, не испытывает боли и сожаления за своих близких, которые в Гулаге служили, то, значит, он живет в вымышленном мире, не опирается на реальные события в истории его семьи и его Родины", - пояснил священник.
"Каждый год после Пасхи мы собираемся на Бутовском полигоне, чтобы помянуть расстрелянных там священников. Теперь этот полигон принадлежит МВД. И мне там порой становится страшно. Видя лица молодых ребят в милицейской форме, офицеров, которые ведут себя достаточно нагло, без тени смущения за то, что здесь происходило, я уверен, что если им и сейчас отдадут приказ расстреливать священников, они за редким исключением выполнят его без каких-либо вопросов также, как выполняли и в 37-м", - рассказал отец Борис. "Основная масса (именно это слово я хочу здесь употребить) будет такой же "законопослушной", как и в те времена. Люди теряют связь с реальностью, перестают ощущать свою собственную боль, не реагируют как должно на аномалию. А сталинизм – это аномалия. И это не времена Нерона, а наше совсем недавнее прошлое", - пояснил он.
По словам священника, "выходить из этой ситуации можно только посредством собственного подвига: покаянием, плачем, осознанием греховности своей и своих предков". "Ведь то, что случилось с Россией, несомненно, случилось по грехам нашим", - заключил отец Борис.
протоиерей Димитрий Смирнов |
Настоятель храма святителя Митрофания Воронежского протоиерей Димитрий Смирнов считает симпатии части общества к Сталину временным явлением.
"Мне кажется, со временем эта тенденция сойдет на нет", - сказал он. Признав, что в России немало еще приверженцев Сталина, священник напомнил о том, что и в Германии до сих пор есть приверженцы Гитлера, особенно среди молодежи. По его мнению. это один из способов эпатировать публику, привлечь к себе внимание для людей, которые не приемлют то, что происходит в стране. "Но если бы кто-нибудь из них пожил какое-то время на тогдашних Соловках, он сразу исцелился бы от этой любви к тирану", - уверен отец Димитрий.
Священник считает, что "для кого-то этот пафос, это чувство сродни религиозному", и переубедить таких людей будет "очень трудно". "Но просветительскую и разъяснительную работу вести необходимо, особенно среди молодежи. Чем меньше у нас будет сталинистов, тем лучше для духовного здоровья нации. Потому что подобная любовь к человеку есть не что иное, как особый род душевной болезни", - заключил протоиерей Димитрий Смирнов.
иеромонах Макарий (Маркиш) |
Руководитель службы коммуникации Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш), известный православный публицист и миссионер, один из авторов "Основ учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека" считает, что в России нет значимой тенденции роста симпатий к Сталину.
"Я считаю, что неправильно думать, будто стало немодным вспоминать о репрессиях и страданиях русского народа. Мне редко приходится смотреть телевизор, но когда я его включаю, то вижу, что по многим каналам идут передачи, касающиеся истории России в ХХ в., о новомучениках в церковном и нецерковном контекстах", - рассказал он.
"Отхода от исторической памяти я не наблюдаю, за исключением каких-то отдельных личностей. Но ведь у нас есть пьяницы, воры, взяточники – и это совсем не значит, что наша страна уклоняется в пьянство или взяточничество, мы ведем с этим борьбу. В области общественного сознания есть разные направления, но в отличие от уголовных преступников мы не преследуем тех, кто мыслит по-другому", - заметил иеромонах Макарий.
"Существует разнообразие мнений, есть мнения, заведомо нами не принимаемые, ошибочные – так мы на них и смотрим. Откуда они берутся? Как у всякого греха, у исторических, идеологических заблуждений есть свои корни, причины: человеческое неразумие, греховность, склонность не замечать своих грехов, но видеть грехи чужие. К примеру, не добравшиеся до высоких государственных чинов пытаются оболгать нынешнее правительство, очернить его – а это уже ведет к обелению того печального состояния, в котором находилась Россия до 90-х гг.", - подытожил отец Макарий.
Клирик храма Сорока мучеников Севастийских у Новоспасского моста, главный редактор журнала "Наследник", духовник молодежной организации "Молодая Русь" протоиерей Максим Первозванский, видит причину высокой популярности Сталина среди населения России в некомпетентности власть предержащих.
"Одной из главных причин популярности Сталина является современный уровень коррупции", - сказал он. "Дело в том, что, по существующим представлениям, сталинская эпоха – это время, когда коррупция была в России минимальна за всю ее историю. Нынешнее состояние власти, чиновников, настроенных на личное обогащение, приводит к мысли, что нужно искать что-то более эффективное в работе госаппарата", - пояснил отец Максим. Поскольку репрессии коснулись многих, но не всех, есть ощущение, что это ко мне не относится, что это что-то локальное, небольшое и не очень страшное. А эффективность аппарата в антикоррупционной составляющей была велика, поэтому люди и ищут выход из современности там", - полагает священнослужитель.
"Неблагополучие современного состояния власти может привести к чему угодно: к безвластию начала 90-х, к диктатуре. Если власть не будет достаточно эффективна, если она не будет заботиться о благе людей, то это может вывернуть в любую сторону. И в данном случае, возврат к сталинизму – возможно, не самый страшный потенциальный "поворот". Это одна из форм недовольства людей современным состоянием власти. Почему такую поддержку встретило правление Путина? Потому что государство хотя бы обозначило заботу о людям, и им даже этого было довольно. Со временем стало понятно, что далеко не все, что декларируется, исполняется, и тогда вернулось недовольство вот в такой форме", - сказал он.
"Если власть не будет реально заботиться о своих гражданах, то может случиться все что угодно, а еще одну революцию Россия, боюсь, может не выдержать", - заключил протоиерей Максим Первозванский.
Священник Сергий Круглов |
Священник Сергий Круглов, клирик Спасского собора г. Минусинска Красноярского края и известный поэт, говоря о причинах симпатий жителей России к Сталину, напомнил, чьими потомками является современное российское общество.
"Что такое "государство" или "общество", о котором мы говорим? Надо не забывать, что Церковь, церковные люди – это тоже часть общества. Церковь по конституции отделена от государства, но не отделена от жизни общества", - отметил он.
"Что такое российское общество сейчас? Во время революции, во время сталинских репрессий дворянство, духовенство, купечество были выбиты, интеллигенция также была частично выбита, а частично – отправлена в лагеря или эмигрировала; крестьянство как класс перестало существовать. Даже "старые" большевики вроде Павки Корчагина, делавшие революции, "пассионарии", тоже были выбиты после партийной чистки. Кто остался? А вот мы – наследники тех, кто остался, как бы жестко это ни звучало. Поэтому что можно сказать о духовном состоянии и менталитете этого народа? Генерация такого "советского человека" не может существовать без хозяина. Конечно, кто-то это оправдывает тем, что, мол, "у нас особый путь, мы не можем без жесткой руки", - но это ничего не меняет", - заявил отец Сергий Круглов.
"Если мы вспомним Ветхий Завет, то увидим, что Моисей водил освобожденный от египетского рабства народ сорок лет по пустыне, не вводя в обетованную землю. Нужно было, чтобы те, кто помнил рабство, вымерли, т.к. с ними в обетованную землю войти невозможно. Даже сам Моисей не вошел, умер", - привел пример из Священного Писания священнослужитель.
"Важную роль здесь играет и то, что творится в стране – люди мечтают хотя бы о каком-то порядке. Все мы знаем, как велико искушение призвать "сильную руку"! Кроме того, общество все-таки любит свою страну, и в какой-то степени из-за этой любви хочет вернуть Сталина. Люди, помнящие тоталитарную систему, вымирают, и им на смену приходит молодое поколение, которому можно внушить что угодно. Самые разные факторы влияют на то, что Сталин снова становится популярен", - считает он.
"Что будет дальше, неизвестно. Но хочется верить, что вечно живой человеческий дух спасет общество", - с надеждой сказал отец Сергий.
См. также "В РПЦ считают, что даже победа в войне не может оправдать Сталина".
См. также "Священнослужители о Сталине и Великой Победе".
См. также "Имя Сталина в метро, - мнения священнослужителей".
См. также ""Нас вырастил Сталин": Историческая правда или пропагандистская ложь? (мнения священнослужителей)".
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!
Если говорить о развитии событий, т.е. о последствиях в нашем материальном мире, которые это отступление спровоцировало, то вошли они в нашу страну и в наше общество, по большому счету, на «спине» Ленина, и Троцкого, привезшего в Россию в «запломбированных вагонах» управленческий аппарат из 200 «специалистов», и тот «груз», который они внесли в Россию, состоял из небольшой части их собственных убеждений и способностей, и из подавляющей части финансов и технологий тех, в чьих интересах, по большому счету, совершилась революция в том ее виде, в котором она совершилась.
Следует сразу разделить революцию, совершившуюся под знаменем марксизма и интернационала, и «советский строй», зародившийся со входом во власть Сталина. Если бы не пришел во власть Сталин, или кто-нибудь подобный ему, и не переориентировал бы курс развития страны с космополитического на государственнический, давно бы не было никакой России, а был бы некий мировой сырьевой придаток с населением 15 млн.чел. для обслуживания засыпных аппаратов сырья.
Это «переориентирование» чего нибудь стоило самому Сталину? Или он это смог сделать «без сучка и задоринки»? Было бы очень хорошо нам об этом поразмышлять, и после этого – осознать и оценить действительное значение этого переориентирования для нашей страны, и далее – для исторического существования христианской цивилизации.
Сталинское правление – это без сомнения проявление того «удерживающего», под чем традиционные толкователи понимали и понимают государство, как структуру порядка, препятствующего хаосу, на волне которого войдет в правление миром антихрист.
Пусть это будет «одна из сторон» сталинского правления, но сторона эта бесспорна. И люди это может даже не совсем вполне понимают, а больше чувствуют своим каким-то народным чутьем, глубину которого сформировали долгие века христианства. И пусть наверху, на периферии своей исторической памяти мы многое забыли, но душа народа именно этим еще жива, и именно это позволяет народу многое понимать не столько умом, для чего нужно не только знать многие факты, но и их совокупность, чего, как очень многие говорят, - не хватает огульно-категоричным высказываниям.
По поводу репрессивного аппарата, возникшего не в правление Сталина, а гораздо раньше, и чьей «душой» и вдохновителем был Троцкий, нужно разбираться не огульно, - «сталинское время», а по каждому случаю конкретно: конретный человек, конкретные обстоятельства – конкретный вывод.
Прием – нашкодить и переложить вину на других, - тонок, лукав, и что самое важное – не сразу распознаваем, и об этом тоже нужно поразмышлять.
Возвращаясь к началу, хочется задать вопрос: народ отступил от Бога, Бог попустил «жестоких правителей», раз не захотели кроткого, - и что? Возложим вину за вхождение в нашу жизнь жестокости на какого-то человека? Не отрицаем ли мы тем самым свою «заслугу» в этой жестокости? Не говорим ли этим Богу – «мы невинны в этом попущении, мы были несправедливо мучимы» и виноват во всем, что случилось, какой-то один человек, который, дескать, каким-то образом преодолел Божий Промысел о нас, и своей волей нас безвинных подверг истязаниям...
Все будут судимы по своим делам, и если несправедливо подверг истязаниям – будет судим за это.
Насколько я помню авва Дорофей сам грех осуждения, даже если осуждаемый человек совершил против осуждающего явный грех, трактует большим, чем тот совершенный явный грех. Вот так думали святые отцы, а мы, и я конечно тоже, часто решаем эту задачу иначе.
«Чтобы не повторилось такое в будущем», в чем любят иногда указывать причину безоглядного ругания «сталинского времени», бесполезно изыскивать недостатки и грехи в других людях, и тем более – в одном, кто во многом держал на своих плечах невероятный груз той эпохи, - для этого нужно анализировать состояние свое, своей семьи, своего города, своей страны, разделяя с ними ответственность, раз мы сами с них живем, и с этих позиций пытаться смотреть на историю свою, своей семьи, своего города, своей страны… Тогда действительно есть шанс, что в будущем такого не повторится. А другой подход будет просто нас снова и снова ввергать в подобные искушения.