Tweet |
Смена «Православие», как и в прошлом году, была частью смены «Лидерство». Она посвящена проявлению личной активности, разработке конкретных общественно значимых проектов. Несмотря на то, что православная смена возникла по инициативе православного корпуса движения «Наши», она не связана с ним жестко. Второй год «православную смену» поддерживает Святейший Патриарх Кирилл, благословляя участие в ней и направляя участникам свои официальные обращения.
Чтобы понять смысл православной смены, надо знать и понимать позицию организаторов форума. С православными участниками «Селигера» встретился руководитель Федерального агентства по делам молодежи России Василий Якеменко. Насколько я понял, он четко отделяет чисто церковные проекты, имеющие своей целью поддержку и развитие церковной жизни, от общественно и государственно значимых, которые реализуют православные. Миссионерство, катехизация, строительство храмов, церковная наука и т.д. должны реализовываться в самой Церкви и за ее счет, поскольку это сфера ее ответственности. На Селигере эти темы вполне могут быть представлены, как в рамках обучения, так и в качестве обмена опытом, но они не могут стать темами проектов, претендующих на государственную поддержку.
Однако те проекты, где православные христиане выходят в общественную сферу — дела милосердия, противостояние разрушительным явлениям (секты или аборты) и так далее — востребованы и могут претендовать на поддержку. Как и ко всем другим проектам, к православным инициативам есть ряд вполне четких и конкретных вопросов о смысле, технологичности, эффективности. Надо уметь четко и структурировано обосновать не только важность и внутреннее содержание проекта, но и его позицию на «рынке». Почему общество и государство должны поддержать, или проще говоря «купить» именно православный проект? Может быть, аналогичное предложение от других конфессий или вообще не связанное с религией будет эффективнее и дешевле?
Зачем православные едут на «Селигер»?
Есть молодые христиане, которые накопили определенный опыт, созрели для того, чтобы оформить и реализовывать свой самостоятельный проект. Активистам для этого нужны некоторые знания, помощь и поддержка, некий статус, чтобы быть серьезно воспринятыми в своем регионе. В этом году христиан, которые хотели продвинуть свои проекты, было очень много. На «Селигере» для этого существует действенный механизм. Например, приезжает конкретный губернатор и его «отдают на растерзание» молодежи из его региона. Во время встречи никто не фильтрует вопросы и предложения. Те, кто могут ясно и по делу что-то говорить (часто – те, кто понаглее), у кого более системное мышление, могут поднять тему, спросить о способах продвижения проекта, узнать, какие конкретные шаги нужно предпринять (по какому телефону звонить, какой чиновник должен будет отреагировать на звонок и т.д.).
К собственно православной составляющей этот механизм пока имеет косвенное отношение, но если бы приезжали епархиальные архиереи, председатели синодальных отделов и предметно общались с молодыми активистами, то думаю, дело пошло бы.
Православный человек вполне может приехать на «Селигер», как и любой другой, например, с желанием организовать акции против тоталитарных сект. Он хочет, чтобы его научили основам организации массовых акций, помогли разобраться в религиоведческих и юридических тонкостях проекта, объяснили, как правильно оформить и разработать проект, как подать заявку на грант.
На практике вопрос о цели участия православных в форуме «Селигер» выглядит иначе, чем в теории. У многих православных пока нет различения указанных Василием Якеменко двух сфер православной деятельности, поэтому кто-то едет на «Селигер», желая «за государственный счет» продвинуть свои чисто церковные проекты, оценивая их в размытых категориях: «мы поднимем духовность в районе». Пока уровень представленных социально значимых предложений со стороны православных был настолько низок, что подавляющее большинство из них было отвергнуто на этапе устных представлений. «Селигер» со всей очевидностью показывает, что у «неправославных» более качественный и деловой подход.
И все же, я считаю, что для православных присутствие на «Селигере» крайне необходимо, прежде всего, потому, что для них там тепличные условия. Во-первых, средний образовательный и интеллектуальный уровень участников форума достаточно высок. Подавляющее большинство — учащиеся высших учебных заведений, люди вполне открытые к «умному» разговору, коим и является разговор о христианстве.
Во-вторых, на форуме православные находятся как бы вне конкуренции. Им дан полный карт-бланш, они могут делать все, что хотят в рамках установленного расписания и дисциплины. Я видел там все, что угодно: раздачи листовок (правда, на мой взгляд, совершенно бездарных и никому не нужных), киноклубы, группы по изучению Священного Писания, миссионесркие литургии, крещения, венчания, беседы священников по отрядам с неверующими, дискуссионные клубы, мастер-классы по работе с добровольцами, мастер-классы по организации массовых миссионерских акций и т.д. Не отвергается почти ничего из того, что предлагается.
При этом православные активисты могут без розовых очков оценить, чего они стоят. Могут ли они прийти к своим сверстникам с проповедью Слова Божия или так организовать встречу по изучению Священного писания, чтобы к ним пришли не два-три собеседника, а десятки незнакомых людей. Некоторым православным удается проявить свои таланты и способности. Например, в этом году киноклуб по обсуждению современного фильма на тему Апокалипсиса и конца времен, собрал 70 человек. Я лично был свидетелем многих добрых слов со стороны светской молодежи, каким-то чудом заглянувшей на православные учебные занятия. Ребята подходили к преподавателям и говорили, что благодарны, что православие представлено здесь именно молодыми, образованными людьми, с которыми можно откровенно, не опасаясь какой-то неоправданной критики, не опасаясь нотаций и назиданий, обсуждать самые острые вопросы, которые им представляются.
Есть, конечно, и неудачи. Например, в прошлом году бывали случаи, когда аудитории просто вставали и уходили с лекций священников. Это очень серьезно воспитывает. Когда встает 200 человек и уходит, невозможно красноречивее показать, что проповедник ошибся.
Православная молодежь должна присутствовать на «Селигере» прежде всего ради опыта отработки миссионерских программ и технологий. У молодых христиан есть уникальная возможность проповедовать христианство тем, кто, может быть, завтра будет принимать политические решения. Самое важное, что это именно возможность проповедовать честно, в диалоге, а не с помощью манипуляций страшилок.
Кроме того, православные вполне профессионально представлены в некоторых областях. Как минимум, это область социального служения. Ведь именно христианская вера дает людям возможность глубоко и серьезно служить ближним, служить в тех местах, где без веры очень трудно или невозможно. Я совершенно убежден, что такие проекты можно привести в соответствии с общими требованиями и представить для поддержки на конкурсной основе.
Кроме того есть большое количество людей, имеющих серьезный опыт церковный работы с молодежью. Однако православная молодежная работы сегодня находится в очередном кадровом кризисе. Уникальные специалисты уходят, молодежное дело возвращается на уровень пяти, а то и десятилетней давности. «Селигер» дает возможность активной молодежи профессионально и серьезно познакомиться со светской государственной и общественной деятельностью, профессионально вырасти, расширить свой кругозор и тем самым остаться «на плаву».
О миссионерской литургии
Наиболее сильное впечатление последних дней пребывания на форуме «Селигер» — миссионерская литургия. Это богослужение происходило около часовни на берегу озера. Престол и жертвенник были на открытом воздухе. Молящиеся собрались полукругом около престола. Евангелие читалось по-славянски, повторялось по-русски. Во время таких богослужений очень ясно чувствуется единство священника и народа. Все, что читается и поется, понятно и ясно.
Важной особенностью миссионерской литургии на форуме «Селигер 2010» стало то, что она служилась посреди кипучей молодежной жизни без каких либо ограждений и охраны. Часовня находится в самом центре лагеря, на перекрестке всех дорог. Это очень важно с миссионерской точки зрения и очень символично. Медпункт и очередь в него, дорога на пляж и толпа ребят, снующая туда сюда, альпинистская горка и крики девиц, спускающихся на страховке, антиоппозиционные инсталляции-плакаты, палаточный лагерь и доносящийся из него запах готовящейся еды… И посреди этого Престол, окруженный священниками и молящимися, Чаша Христова и молитва…
Я думаю, что миссионерская литургия, спрятанная куда-то, убранная на окраину, «для избранных» – это не то. Подавляющее большинство наших граждан крещено в православной Церкви. Они редко задумываются, что в храмы ходят те, кто живет рядом с ними, пьет и ест рядом с ними, катается на велосипеде и слушает лекции, а не какие-то «марсиане». Отличие одно – осмысленное и ответственное отношение к своей вере и факту своего крещения.
Очень символично, что на Литургии читали отрывок об апостоле Петре, который пошел к Учителю по волнам, но стал тонуть. Так и на Селигере: кругом жизнь кипит, как море, а посреди лодочка-часовня со Христом и если кто-то в море жизни вдруг захочет, чтоб и его Господь поддержал, то ничего не мешает, стоит только обратиться к Богу и сделать несколько шагов к Престолу.
Что не понравилось
Только одно меня сильно расстроило. Среди участников была некоторая новая для меня оголтелая политизированная организация «Сталь». По всей видимости, у них есть большое желание сделать себе имя из ничего, прославиться с помощью провокаций. Активисты этой организации представили инсталляции, понять и принять которые я не могу, ибо это для меня нечто хамское и недостойное. Неожиданно и горько, что руководство форума одобрило эти инсталляции.
Общей идеей инсталляций было высмеивание и издевательство над политическими оппозиционерами или людьми, которые публично критиковали действия российской власти. Их сравнивали с фашистами, высмеивали физические недостатки и т.д.
Одна из инсталляций — ряд черно-красных плакатов с карикатурным изображением "оппозиционеров", перед которыми поставили пластиковые ящики, для сбора шишек, мол, кто из нарисованных хуже. Почему шишки? Только лишь потому, что это все проходит в сосновом бору, где нет растительности, и все завалено шишками. На протяжении нескольких дней ящики были практически пусты, в них так и остались шишки, брошенные для затравки.
Среди карикатурных типажей был рок-музыкант, в котором легко узнавался Юрий Шевчук. На защиту Шевчука сразу встали многие возмущенные селигерцы. На плакате сразу написали (в корректной форме) протест. По вечерам в условленное время стали собираться протестующие и петь песни группы «ДДТ». Эта история показала мне, что на «Селигер» едут люди, имеющие свою позицию, и готовые свидетельствовать о ней и отстаивать ее, что важно, вполне цивилизованным способом.
Надо сказать, что всем делегациям на «Селигер» предлагали привезти инсталляции. На форуме были вполне позитивные «арт-объекты», к примеру, стенд против вандализма, стенды с социальной рекламой. Предлагали сделать свою инсталляцию и православной делегации. Однако активных православных не нашлось, инсталляция не была придумана. Была вновь сооружена позапрошлогодняя, с двумя дверями: в рай и в ад.
То, что в отличие от прошлого года появились столь провокационные на грани фола инсталляции – для меня плохой знак. Это не достойно никакого подражания. Но по реакции молодежи, которую я видел можно сказать, что произошло обратное ожиданиям провокаторов. Те люди, что едут на «Селигер», очень серьезно и критически относятся к тому, что им говорят. Это касается и православной работы.
Tweet |
Вставить в блог
Что такое «Селигер»? Рассказ участника5 августа 2010
|
Поддержите нас!