rss
    Версия для печати

    Путевка на острова. Форпост Преображения

    Нашу группу «религиозных туристов» пригласили зайти в темную нишу в монастырской стене. Просторное, сводчатое, выложенное камнями помещение. «Давайте закроем дверь и попробуем угадать, где мы находимся, -  оживилась экскурсовод Людмила.

    - Не знаете? Мы в настоящей печи! - Яко отроцы? – шутили туристы. -  Ну это кто как! Перед вами централизованная система отопления монастырских помещений образца XVI века».

    На первой обзорной экскурсии убеждаешься: Соловецкий монастырь - это продукт гения молитвенного, архитектурного, волевого и научно-технического. Все постройки: храмы, корпуса, хозяйственные помещения - соединены друг с другом галереями и коридорами, так что можно перемещаться по монастырю в любое место, не выходя на улицу. Настоящий форпост, крепость для защиты от северной непогоды и мирской суеты одновременно.

    На самом деле в структуре соловецких монастырских корпусов реализована идея типичного северного дома, под одной крышей которого расположено все - от хлева до спальной комнаты.

    Храмов в монастыре много, но часть из них находится в состоянии почти полной разрухи, часть реставрируется, а тех, в которых сейчас совершается богослужение, три. Преображенский собор неотапливаемый, в нем службы совершаются летом в дни великих или двунадесятых праздников. Основные службы летом проходят в храме в честь святителя Филиппа, митр. Московского. Ну а зимой братия перебирается в надвратный храм Благовещения, здесь совершают монашеский постриг. В это время паломников практически нет, жизнь на острове совсем замирает из-за прекращения морского сообщения. Мощи преподобных торжественно переносят туда, где совершается богослужение. Сама служба идет крайне неспешно: торопиться здесь некуда.

    Святитель Филипп, в честь которого освящен храм регулярных летних богослужений, был особенным наместником Соловецкого монастыря - при нем было введено столько технических усовершенствований! Можно предполагать, что прогресс бывает не только «от беса», но и от монашеской рачительности: водопровод, мельница, «Филипповские садки» (своеобразные питомники для рыбы), хлебопекарня, которая и по сей день снабжает острова хлебом. В храме хранится «Филиппов камень», на котором спал святитель, он почитается как местная святыня. Интересно, что по трагическому совпадению попавшего в немилость к царю Ивану Грозному святителя Малюта Скуратов задушил не чем иным, как подушкой. Кстати, святитель Филипп особым образом связан с Татианинским храмом, освобождение которого в 1995 году произошло именно в день его памяти.

    Трудами государства и насельников монастырь восстанавливается, правда очень медленно и немного «оригинально». Иконы пишут пусть и профессионально, но люди, для которых это именно профессия, а не духовное делание. В Преображенском соборе - главном соборе Спасо-Преображенского монастыря - это очень сильно выразилось в цветовой гамме иконостаса и царских врат, которые, по словам нашего экскурсовода, выполнены в «необуддистском» стиле.

    Двухстолпный Преображенский храм - необычайно светлый, парящий, очень просторный. Братия некогда даже не верила в возможность возведения такого большого храма и считала начало строительства собора неслыханной дерзостью своего игумена (Филиппа) перед Богом, однако смирилась с его начинанием. Смирение, труд и молитва - вот что двигало строителями-монахами. Собор построили всего за 8 лет.

    Два крупнейших островных монастыря в России - Валаамский и Соловецкий - Спасо-Преображенские. На лоне суровой северной природы понимаешь, как нигде еще, призвание человека к обожению, к преображению. Ощущение постоянного соприсутствия Бога в природе Русского Севера, понимание того, что человек в этих местах не может выжить без молитвы, без помощи Бога, накладывает свой особый отпечаток на людей.

    Троицкий храм сейчас не действует, идет ремонт. Когда-то здесь содержали заключенных, позже устроили столовую для юнг, облицевав ее черной плиткой. Теперь рабочие отбивают ее зубилом и молотком. Выходит плохо. Эта кафельная раковая опухоль «истерзала» все стены и колонны церкви. Есть надежда, что «хирургическое вмешательство» в данном случае поможет. Поем «вечную память» тем, кто жил в храме, когда он был пристанищем роты № 13. Стук молотков на это время стихает.

    Советская власть превратила монастырь в концлагерь СЛОН, беспощадно расправляясь не только с узниками, но и со всем, что могло напоминать о богослужебной жизни. Однако надо отдать должное, за последние 17 лет, после передачи земли «монастырю в аренду», было сделано очень и очень многое.

    Восстановление музея-заповедника, а именно такой статус имеет древняя обитель для государства, привлекает студентов и выпускников столичных вузов. Уже по почти сорокалетней традиции монастырь восстанавливают многочисленные энтузиасты из числа «физиков-лириков» и математиков МГУ и других учебных заведений. Под стенами монастыря прячут в травы свои мольберты будущие художники и архитекторы, приехавшие на пленэр.

    Помимо храмов в монастыре есть множество построек хозяйственного назначения. Особенно поразили наших паломников печи-колориферы, встроенные над ними помещения под названием «сушило» - для сушки зерна. Прямо под конструкцией - казематы, в которых содержали особо опасных преступников. Среди узников обнаружилось несколько предков великого русского поэта А. С. Пушкина. Его прадед по отцовской линии, Сергей Пушкин, как фальшивомонетчик был сослан сюда в вечное заточение с лишением чинов и дворянства. На Соловках арестант «житие препровождал смиренно» и окончил здесь свою земную жизнь.

    А двоюродный дядя Александра Сергеевича, внук знаменитого арапа Петра Великого - Павел Исаакович Ганнибал, был наказан за то, что осудил жестокую расправу над декабристами. Однако на Соловки попал не сразу. Сначала его сослали в Сольвычегодск, где он, купив пушку, выкатывал ее из окна и палил по воробьям, чем приводил в ужас местных жителей. Брал деньги в долг и не отдавал, «часто выражения употреблял гордые и дерзкие», произносил «отчаянные речи».

    За буйство в мае 1827 года Ганнибал был сослан в Соловецкую тюрьму, в чулан, «в котором особо сидел запертым», где поначалу впал в бешенство и «силился освободить себя из чулана», но вскоре успокоился. За мирное поведение и благодаря хлопотам жены был освобожден и умер в Луге в 1841 году.

    Соловецкий монастырь был не только тюрьмой, но и крепостью. Известно, что в XVIII веке к острову подошла Британская эскадра с несколько странным для представителей ведущей морской державы требованием: «Быков и продовольствия!» - гласил ультиматум англичан, иначе - пушечный обстрел. Архимандрит Александр, бывший в то время игуменом, разъяснил служителям британской короны, что скота в монастыре не держали, коровки и козы жили на острове Муксалма. Да и вообще - какие могут быть ультиматумы? Если кому и надо, то пусть стреляют, а наше дело - положиться на волю Божию.

    Британские корабли начали обстрел, за время которого на монастырь было выпущено 1800 ядер (для сравнения: во время знаменитой Полтавской битвы с обеих сторон было выпущено всего только 1500 ядер). Кто-то из защитников монастыря, увидев инока, намеревавшегося пересечь монастырский двор, воскликнул: «Отче, куда же вы? Ядра!» Монах отвечал: «Пусть летят. У них свой путь. У меня - свой». После того как пороховой туман рассеялся, завоеватели увидели невредимые кремлевские стены. Ни один человек не был ранен. Им ничего не оставалось, как только развернуть свои корабли и отправиться восвояси.

    Отдельным островом для проживания был снабжен не только монастырский скот, но и представительницы женского пола, приехавшие на богомолье. Афонской строгости к женщинам не предъявляли, присутствовать на богослужениях в монастыре паломницы все-таки могли. Однако на ночь отвозились на небольшой «Бабий остров», расположенный в бухте Благополучия, недалеко от «Святых врат» (главного входа) обители.

    Как и несколько столетий назад, в монастыре действует гостиница для паломников. Недавно власти вернули так называемый «Шанхай» - когда-то место для остановки богомольцев, во времена СЛОНа - женский барак, где содержались проститутки, воровки, намеренно вперемежку с политическими. Сейчас ночлег паломников в этих комнатах совмещает в себе очарование соловецкой экзотики - «антикомфортного бытия» - и школу общежительного смирения. Фотохроника гостиничной жизни - самая поэтическая часть нашего повествования.

    Сердце татианинского прихожанина согревала в первую очередь молитва на братском молебне, который начинался ровно в шесть. После того как хотя бы один раз удавалось отодрать себя от кровати и доползти до храма в это время, радость осознания способности к подвигам была гарантирована! Другой характерный для нынешнего соловецкого лета (температура за 5 дней нашего пребывания не превышала +13 оС) способ согреться был бальзам «Ломоносовский». Не стоит объяснять, почему он пользовался особой популярностью среди студентов МГУ, вовсе не из-за крепости в 42 градуса.

    Один из наших спутников совершил особый аскетический подвиг: он жил и спал в палатке. Аномально холодное лето не остановило любителя романтики. Хотя и располагалась палатка не в лесу, а во дворе поселкового домишки. Было решено назвать эту территорию «Землей Санникова», по фамилии палаточного жителя-подвижника.

    Несмотря на множество забавных моментов в нашем бытии, паломничество продолжается, и впереди у нас посещение острова Анзер и Секирной горы - русской Голгофы. Будут и встреча и разговор с соловецким монахом и необычной трудницей...

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru