Tweet |
Имя Бродского знакомо даже тем, кто не читал его произведений, кто вообще мало интересуется поэзией. Оно - не только мерило для ценителей изящной словесности, не только знак событий нашей новейшей истории, уже вошедшей в учебники, но и почти что бренд масс-культуры. В наше коммерческое времечко - не особо удивлюсь появлению туалетной воды для мужчин «Иосиф» или шоколадному набору «Осенний крик ястреба», или тому, если в его родном Питере на лотках для интуристов, рядом с матрешками и фигурками Медного Всадника, появится и маленькая бронзовая фигурка с характерным полётным профилем...
Бронзовая фигурка, памятник? Когда звучит подлинная живая поэтическая речь - трескается бронза, осыпается лавр, умолкает кимвал звяцающий. Адептом, хранителем и реформатором, слугой и работником этой речи Бродский и поныне остается для нас, нынешних ее, что называется, «носителей». Исследователи не раз делали вывод: сделанное Бродским для русской поэзии и культуры в 20 веке сопоставимо с тем , что сделал Пушкин в 19-м.
Есть чьи-то слова : «Сказать о себе «я поэт» - всё равно что сказать «я хороший человек». Да, о себе не скажешь - но о другом можно. Бродский - поэт по существу. Поэзию он сделал не просто своей профессией, но и образом жизни, крестом, упорным ежедневным трудом. Воспринял ее именно в смысле евангельской притчи - как талант, данный Богом, который надо разрабатывать и приумножать, раз уж способность к творчеству - часть образа Бога-Творца в человеке. Без чувства ответственности перед этим даром и без трезвости, неотделимой от смирения, в таком труде не обойтись - недаром свои произведения сам Бродский всегда именовал просто «стишками»... Нет, как утверждают биографы, «смиренной овечкой» в жизни Бродский не был, комплекс неполноценности и самоуничижение не были ему свойственны¸ именуя себя «человеком частным», он всегда жил и вел себя независимо - но всегда этот герой российского андерграунда и любимец эмигрантской, а затем и отечественной, прессы, маститый поэт и переводчик, университетский преподаватель и лауреат Нобелевской премии, ставил во главу угла отнюдь не свое «я», а то, чему служил - слово, поэтическую речь, священную стихию языка.
Кто-то из читающих эти строки может сказать: «Ну вот, эти попы готовы всё заграбастать и пристегнуть к Церкви!.. Да ведь Бродский не был верующим!..» Нет, всё-таки был. Конечно, речь не о его конфессиональной принадлежности, хотя и он называл себя христианином. Бродский - личность неоднозначная, а уж о его вере, о том, что было в его душе, и вовсе судить только Богу. Мы знаем - стоит перечесть его прямые высказывания, скажем, в знаменитых беседах с Соломоном Волковым, пересмотреть с этой точки зрения некоторые стихи - что отношение к таким вещам, как искупление, суд Божий, рай и ад, жизнь вечная, Церковь земная, у него было очень непростым. И христианские идеи и реалии он воспринимал не по-церковному напрямую, а через культуру, отдавая себе при этом отчет, что европейская культура эта самая (в том числе и русская) возросла именно на христианской почве. В своих дневниках о.Александр Шмеман приводит такой эпизод: когда, по приезде в США, кто-то спросил Бродского : «Почему вы, еврей, называете себя христианином?», тот ответил: «Потому что я не варвар...»
Тем не менее, служение Бродского своему поэтическому дару стало именно прославлением красоты словесного творения, а через это - величия Творца. Его стихи - и отнюдь не только «религиозные», такие как «Авраам и Исаак», «Сретение», знаменитые ежегодные стихотворения на Рождество, ныне включаемые порой даже в православные хрестоматии - для многих стали ступенью к Небу. Поэзия Бродского - из тех настоящих, исполненных подлинности, вещей, которые ведут вверх. «Неверье - слепота, но чаще свинство» - эти слова поэта любят цитировать апологеты христианства, и от частого употребления они несколько затерлись, но остаются тем не менее верными: поднявшись на высоту, где воздух чист, и оглядевшись, можно, конечно, тут же снова зажмуриться и оттолкнуть протянутую к тебе Руку, но вот не заметить Ее совсем - невозможно.
ГОД 1996
«Все двери
настежь будут вам всегда. Но не
грустно эдак мне быть нищу;
я войду в одне. Вы - в тыщу.»
И. Бродский, «Послание к стихам»
Как я дерзил тебе в своей Сибири!
«Иосифу Прекрасному» - как только
Я начинал писать, чернила в ручке
Кончались. Нескончаемый сюжет:
Египет, братья, год неурожайный.
Яко по суху пешешествовав, Иосиф,
Ты перешел через себя земного
Невлажными стопами, и, быть может,
Во тьме увидел свет нерастворимый:
Тебе навстречу шли.
Тебя приветил,
Сновидца вещего и царедворца речи,
Тот, Кто в нас речь посеял и взрастил.
Все, что мы создали - все обретаем снова!
(Прости мой тон: все, что есть свет и праздник,
На воляпюке менторски звучит).
Из тысячи дверей есть тысяча дорог,
И человек, Иосиф, так велик,
Что всеми тысячью идет одновременно.
Я в это верю. Ты же - знаешь точно:
В тот год, когда ты умер, я крестился.
Tweet |
Вставить в блог
"Поэт есть средство существования языка..."24 мая 2010
|
Поддержите нас!