rss
    Версия для печати

    Рыба, которая Вера

    Православная проза в современной России – это, как правило, когда всё в книге нарочито православно, от сюжета до малейшего разговора. Хоть сейчас зачитывай на монастырской трапезе, так всё выверено, гладко, назидательно… Только обычно чем православнее, тем неестественнее выходит. А есть ли в современной литературе книги, которые говорят о жизни настоящих святых наших дней, да так, чтобы поверить можно было каждому слову, чтобы все персонажи выходили живыми, все ситуации – подлинными?
     

    Мне попалась одна такая. Роман Петра Алешковского «Рыба. История одной миграции» был написан в 2001 - 2005 гг., был опубликован журналом «Октябрь» в 2006 г., а в 2009 г. книжный вариант вышел в московском издательстве «Время». Прежде всего, эта книга отменно написана - классическая русская проза о нашей современности. Всё здесь узнаваемо: история русской женщины из Таджикистана, которая выросла среди людей совсем другой культуры, на окраине советской империи. Вышла замуж, хоть и не очень удачно, родила детей. А потом республика вдруг обрела непрошенную независимость, началась гражданская война, и пришлось, бросив всё, уезжать в Россию и искать здесь свое место под солнцем. Я и в жизни видел таких беженцев. Потом - распадающаяся под натиском бессмысленного и беспощадного рынка колхозная жизнь, безденежная и бессмысленная, переезд в Москву, работа сиделкой. Я видел и такие деревни, и таких сиделок. Да, всему тут веришь, все запахи и краски - подлинные.

                Женщина носит имя Вера и прозвище Рыба - но не подумайте, что в честь древнего христианского символа (хотя на глубинном уровне, несомненно, так). Люди называют ее так за внешнюю холодность и неприметность, а по сути, пожалуй, за то, что она, как рыбы, «спит, развернувшись головой против течения» - и что это значит, трудно объяснить тому, кто книги не читал. Она - медсестра, но дело не в профессии, а в даре принимать на себя чужую боль. Она из тех людей, кто на практике научился «носит тяготы друг друга»... но закона Христова она совершенно не знает, хоть и исполняет его именно в той части, о какой мы обычно забываем. Она верит в Единого Бога, но как-то смутно, неконкретно, и молится на свой лад. Эта молитва очень важна для нее и для романа, но она подчеркнуто нехристианская: «Отче-Бог, помоги им, а мне как хочешь! Аминь Святого Духа!»

                Точно так же второй святой человек в этой книге, эстонский дед Юку, каждый день встречает рассвет звоном церковного колокола, уцелевшего с давних времен. Для него это тоже невероятно важно, до такой степени, что гибель колокола он пережить не может. Но при этом только звонит, но не совершает никаких обрядов, не творит традиционных молитв. Алешковский пишет книгу о вере, но специально выбирает веру предельно нецерковную, неформальную, личную. Мусульмане, впрочем, там тоже появляются (в Таджикистане), им как раз позволена некая здравая толика формализма - например, еще один важный положительный персонаж, таджик Ахрор, соблюдает рамадан. Впрочем, это не мешает ему совершать поступки, запрещенные Кораном, но явно вызывающие симпатию автора - например, вовсю крутить роман с приезжей девушкой.

                А вот к христианству у Алешковского счет особый. Христиане в книге тоже есть, в основном православные. Один из них, муж Веры, в самое трудное для семьи время уходит с головой в чтение духовных книг, становится со временем чтецом и постригается в монахи. Решать все проблемы семьи приходится самой Вере, а он озабочен личным спасением и больше ничем. Еще одна женщина-сиделка дала обет помогать больным, но при этом не забывает требовать за свою помощь совсем не символическую плату...

                По-настоящему святой, просто идеальный человек (каких, заметим в скобках, просто не бывает) в этом романе просто не замечает узких церковных рамок. Скажем ли, что это позиция закоренелого интеллигента-либерала, который не увидел в Церкви ничего, кроме внешних запретов и предписаний? Можно сказать и так. А можно спросить самих себя: а что, мы часто показываем образцы какого-то другого православия? Нет, не в глубинах сердца, о которых внешним судить не дано, а в повседневном поведении, в нашей жизни, в нашей проповеди?

                У Алешковского те, кто следуют православным канонам, заботятся исключительно о себе, любимых, а об остальных - уж как получится. Скажем, это карикатура? Но я таких людей видел, и не единожды. Всё в книге верно нарисовано - да, тенденциозно, но без вранья, даже без преувеличения. Особенно если вспомнить о том «массовом православии» начала 1990-х годов, когда ходить в храм сперва стало можно, а потом и модно, когда на место рухнувших коммунистических идолов срочно стали водружать православные идеалы, как их понимали - и порой получали в результате таких же точно идолов, только другой окраски... Да, это мы. И если нас сегодня ругают и обзывают, то можно, конечно, обижаться и протестовать, а можно постараться понять: за что? Вот в этой книге как раз и дан один из возможных ответов.

                Та, кого звали Рыбой, на самом деле оказалась Верой - живой, настоящей, спасающей людей. Но вот то, что мы спешим назвать «верой», не оказывается ли оно порой холодной и скользкой рыбой, от которой никому нет проку? Роман Алешковского описывает не только наше время и людей вокруг нас. Он говорит, и очень метко, о наших, христианских проблемах, и если слушать бывает неприятно, то не это ли имел в виду еще царь Соломон: «принимай обличение, чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым» (Притчи 19:20)? Так что очень советую прочитать эту книгу.

    Вставить в блог

    Рыба, которая Вера

    Рыба, которая Вера

    18 мая 2010
    Православная проза в современной России – это, как правило, когда всё в книге нарочито православно, от сюжета до малейшего разговора. Хоть сейчас зачитывай на монастырской трапезе, так всё выверено, гладко, назидательно… Только обычно чем православнее, тем неестественнее выходит. А есть ли в современной литературе книги, которые говорят о жизни настоящих святых наших дней, да так, чтобы поверить можно было каждому слову, чтобы все персонажи выходили живыми, все ситуации – подлинными?
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Андрей Десницкий24.05.2010 0:03 #
    Ъ, я безусловно согласен, что в Церкви много замечательных людей! С праздником!
    Ъ23.05.2010 16:45 #
    Думаю, что в нашей защите нуждается образ Церкви, который складывается в умах и дущах людей. Ведь если он формируется под воздействием литературы, которая художественными средствами внедряет убеждение в неполноценности Церкви как института и говорит о неких особых достоинствах самосочиненных верований - это может затруднить,а то и вовсе закрыть кому-то путь к реальной Церкви, к живому, а не сочиненному в книжках Богу. Понятно,что наши собственные грехи и недостатки - худшая агитация против веры; но все-таки вряд ли достоинством с нашей стороны будет пропагандировать такие книги. Ведь мы-то знаем, что наша Церковь - это сообщество кающихся грешников, и кроме таких персонажей, как описал Алешковский, в Церкви есть множество хороштх людей,и есть и святые, живущие рядом с нами, такие как, например, был отец Иоанн Крестьянкин или отец Николай Гурьянов. Стереотипы - это всегда плохо, и кажется мне,что стереотипы либерально-интеллигентские ничем не лучше других.
    Андрей Десницкий21.05.2010 15:50 #
    Ъ, разбирать комплексы автора и вообще пытаться влезть к нему в душу - не получится, да и неинтересно это. А книгу мне было прочитать интересно. Конечно, на вкус и цвет товарища нет, кому-то она не понравится. А вообще каждый раз, когда читаю такие вот защитные речи, думаю: неужели действительно христианство нуждается в нашей защите? Не наоборот ли: это мы прибегаем ради защиты к нему?
    Илья, Москва20.05.2010 17:29 #
    Вы правы, Андрей, книга Деяний и об этом тоже. Но мы не знаем отпавших и вернувшихся по именам. Некоторые возвращались, конечно, но кто-то и не возвращался, и это бесспорно. Был также и Симон Волхв - тоже впечатлился. Кто исследует извилины и закоулки чужой души? Немощны люди, грешны, - вот и отпадают. Только этим можно все объяснить. Чудовищно просто. Как и само христианство.
    Ъ20.05.2010 17:18 #
    Если литератор "предъявляет счет к христианству", якобы православные не такие, как он полагает они должны быть, то вряд ли он это делает из любви к человечеству. Насколько я понимаю, в его тексте все, кто следует православным канонам - ущербные лицемеры, а праведны только те, кто не замечает "церковных рамок". По сути, это проекция обычных интеллигентских комплексов: душа просится к Богу, а гордыня не пускает, вот и начинаются построения - все у них в Церкви неправильно, рамки слишком узкие, а мы лучше будем по своему верить, "смутно и неконкретно"... Тогда получается просто очередная попытка отделить христианство от Церкви, и ничего нового и интересного в этом нет.
    Андрей Десницкий20.05.2010 16:22 #
    Илья, отходили - но и возвращались. После распятия - тысячами и десятками тысяч. Причем возвращались они, глядя на жизнь апостолов, слушая их проповедь. О том, собственно, книга Деяний.
    Илья, Москва20.05.2010 16:04 #
    Евангелие рассказывает, что многие люди с недоумением отходили от Самого Христа, не говоря уже об Иуде. Что же, Он не явил им всем "подлинное христианство"? Нет, наверное, причина того, что люди уходят из Церкви или видят в ней только плохое, а затем и живописуют его, не только в нас, грешных. И даже далеко не в нас. Да и что же это такое будет, если мы своим благочестием так очаруем человека, что он безвольно устремится в храм Божий? Да и святость, самая натуральная, очень многих просто бесит.
    Андрей Десницкий20.05.2010 13:36 #
    Есть предание об одном арабском завоевателе, который сжег библиотеку. Он сказал: "Если в этих книгах содержится то же, что и в Коране - они бесполезны; если нечто иное - они вредны". Я не удивляюсь, что люди, мыслящие подобным образом, есть и сегодня в Православии. Удивляюсь скорее тому, что эту мысль они излагают в разных книгах, статьях, пишут на форумы... умножая сущности без необходимости. Есть ведь уже одна Книга...
    Мария, Москва19.05.2010 10:02 #
    Автор книги, по всей видимости, поклонник идеи, что "лишь бы человек был хороший"(с), а во что он там верит и верит ли вообще - неважно, зато творит добрые дела? не то, что эти "верующие": ханжи-фарисеи-книжники. Этот же тезис красной нитью проходит через "Даниэля Штайна" Улицкой. Только вот христианин - это нечто большее и другое, чем просто хороший человек. И конфликт между ортодоксией и ортопраксией на самом деле надуманный. А для того, чтобы обличить себя есть множество других прекрасных книг. Например, Евангелие.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru