Tweet |
А когда в зале включили свет - я видел лица многих братий-сослужителей заплаканными. Один батюшка, родом с Украины, сказал : «Да что, всё так...Это ж прямо история моей семьи, моей бабушки история. Ее немцы стреляли - не дострелили, партизаны стреляли - не дострелили, а наши пришли: была в оккупации и выжила - значит, изменник Родины. И - в лагеря...»
О Псковской православной миссии, подвизавшейся на оккупированной территории по инициативе Розенберга, написаны - и будут еще написаны - исследования, ее истории посвящена и книга Александра Сегеня, послужившая основой сценария фильма, история эта известна, о ней читали многие. Да и о самом фильме, его достоинствах и недостатках, говорить здесь тоже не буду: совсем скоро - премьера, всяк желающий посмотрит сам, и я многорешный - никак не кинокритик. Позволю себе высказать о фильме в целом только одно свое мнение, частное и необъективное, то, что блогеры в Интернете обозначают аббревиатурой «ИМХО»: из художественных фильмов последних лет на православную тему, вышедших на широкий российский экран и ставших предметом дискуссий, этот фильм увиделся мне...как бы сказать...правильным. Не «идеологически выдержанным». А - духовно правильным (может быть, потому, что основан на реальных событиях, и с этой основой авторы обошлись, по-моему, очень деликатно и бережно).
Один эпизод, от которого у меня перехватило горло: Пасха, утро, из деревенского храма выходит крестный ход. В ходе принимают участие советские пленные, специально привезенные немцами из лагеря по просьбе священника, поэтому вокруг - охрана со шмайсерами и овчарками... «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех» - пение почти перекрывается хрипом и лаем злобных собак, а из лесу в спину следят вооруженные партизаны, готовые уничтожить мракобесов, немецких прихвостней...
Церковь и власть земная... Православные империи и царства, благостные картинки «симфонии» духовной и государственной?.. Полноте. Церковь Христова всегда, всегда жила так - между немцами и партизанами, между правыми и левыми, между Скиллой и Харибдой властных притязаний. Власть земная, по сути, никогда не любила Церковь Христову. По одной простой причине: каков бы ни был кесарь - но христиане своим Царем считают не его, а Христа. Да, они смиренны, они кротки, они работают не за мзду, а за совесть, исполняя заповедь любви к ближнему - но их царство основано не на законах и отношениях падшего мира сего, их Царство - не от мира сего, вот и вся простая правда о Церкви, лежащая в основе многочисленных хитросплетенных коллизий, которыми полна многострадальная история того, что мы называем «христианской цивилизацией». Кровь мучеников - тому доказательство: кесари всех времен и народов, даже самые терпимые к разнообразным религиозным верованиям, теряли терпение, когда христиане, поставленные перед выбором, отказывались отдавать им - сердце, отказывались приносить им присягу в виде жертвы, отказывались обожествить власть, признать ее законы - НАД законами Божьими...
Не верны ли и поныне слова Христовы к Своим верным : «Меня гнали - будут гнать и вас?» Конечно, в шуме и суете событий быстротекущего времени нам с вами порой непросто разобраться в таких вещах, и как часто мы забываем простые слова Христовы, простые основы веры нашей... Не будем обольщаться: когда сильные мира сего ласкают Церковь, поддерживают ее в чем-то, они соблюдают интересы - свои, а вовсе не Царства Божия. И, в конце концов, наступает время, когда за свою лояльность они требуют чего-то от нас: платите-ка по счетам! И Церковь снова становится - в той или иной форме, явно или скрыто - гонимой, как и Ее Основатель был гоним.
Печальные размышления? - оно так. Но Христос Господь - с нами, в конце концов. Помните еще одни Его слова: « Огонь пришел я принести на землю, и как бы хотел, чтобы он уже разгорелся!» И этот огонь Духа - да, разгорелся и горит. Он есть в Церкви Христовой, она им жива. И если кто-то из критиков Церкви, указуя: «Да это уже просто пепелище!», решит ради забавы подуть на пепел или презрительно в него плюнуть - пусть опасается языков пламени, которые могут оттуда вырваться.
МАРТ МЁРТВ МИРУ
обыденный храм -
проседающий сиреневый сугроб - пуст:
Преждеосвященная отошла
кожаны ворвались в алтарь
но дары потреблены
ледышечка антиминс
дотаивал в бледных отвесных солнца мечах
только в куколь убранный труп обрели!
слёзно смеются от злости:
«контра!..
субботствуешь падло?»
в ребра тыц сапогом
дулом маузера уста отверзли:
не дышит
ровно сквозь тканей чернь светит
иероглифом молчания параман
нервно папироску смоля
в синее небушко:
«э, где там
спец жеребец?!! ну-ка ко мне!»
попа за волосы притащили: «что?!!»
свидетельствует поп
выдавленными очами глядит
раскровавленными в дрязг шевелит губами
выхаркивает кашицу альвеол осколки зубов:
«да
вам его не достать
пульса нет: успел
уйти в глубокую схиму»
«с каким именем постригли?!!
с каким именем говори мразь?!!»
бесполезного, били попа
(лучшее что успел
за долгое свое учительство рещи : промолчал)
трупы вытащили в овраг
воздух остановился
вербы как бабы рты затыкали концами платков
бессмысленно воронограил зенит
три волхва выступили из нарастающей тьмы
принесли дары:
негашеную известь бензин дрова
Tweet |
Вставить в блог
Мы входим в пламя или в пламя6 апреля 2010
|
Поддержите нас!