Когда встретились вновь, оказалось, что он крестился, стал православным. Но слишком уж он набожный сделался! Бороду отпустил, очень редкую и смешную, появилась серьезность и озлобленность в глазах. Он много молится с земными поклонами. Вера должна быть в душе, а не напоказ, понимаете?!
Tweet |
Мы провели опрос среди студентов МГУ самых разных факультетов, задействовав свыше ста учащихся. А вопрос был следующий: «Что, на ваш взгляд, изменяется в человеке после воцерковления?»
Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их.
(Рим. 8, 33)
«Маша, ну, еще, пожалуйста, поешь картошечки! Совсем, как скелет, стала с постом своим…», – умоляет, почти готовая разрыдаться, бабушка. «Да в монашки она податься хочет, – негодующе бросает отец, – не видишь, что ли? И подруги у нее – девки как девки: и глазки подкрашивают, и с друзьями тусуются, как все нормальные люди. Одна наша дома сиднем сидит! Так и проходишь в длинной юбке до пенсии, а? А жизнь, она ведь знаешь, как пролетит – и оглянуться не успеешь».
«Я не знаю, Маш, – говорит Ольга в университете, – по-моему, ты перегибаешь палку. Нет, ну ладно не красть, не убивать, не врать там, в церковь иногда ходить… Но так поститься – у тебя же организм растет, тебе детей рожать еще!» «Да, Марусь, – подхватывает Сергей, – посмотри, вон, сколько наших знакомых верят в Бога и нормальной жизнью живут». «И фильмы классные не смотришь! – добавляет Лена. – Это уже фанатизм какой-то!» Обвиняют многие. Проще сказать, кто не обвиняет. Претензии часто противоречивы. Например, «почему отдаляешься от мира», «не слишком ли ты замыкаешься в себе», «ты чересчур мнительная (-ый)» или «почему, если ходишь в церковь, не слушаешь такую музыку», «с тобой невозможно общаться», «нормальный человек так себя не ведет»…
Как жить дальше?
«Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле?» (Матф. 10, 34)
Давайте посмотрим, кто и почему нас обвиняет. Стоит, наверное, разобраться, чего конкретно они хотят от нас: может, эти требования вовсе не так глупы и неуместны?
Мы провели опрос среди студентов МГУ самых разных факультетов, задействовав свыше ста учащихся. А вопрос был следующий: «Что, на ваш взгляд, изменяется в человеке после воцерковления?» Только отвечать нужно было, исходя из реальных обстоятельств, – просто сказать то, что видел сам.
38 % всех опрошенных ответили на заданный вопрос, – ответы можно разделить на 3 категории:
Как видим, большинство ответов все-таки положительные. Здесь, конечно, может возникнуть сомнение: а не объясняется ли это тем, что студенты (те самые 52 %) сами верующие? На самом деле, нет. Точнее сказать – не только. Среди них были люди самые разные, но все они пришли к одному выводу, а именно: Православие способно изменить человека в лучшую сторону, развить его творческий потенциал, сделать его жизнь полезной для себя и окружающих. Например, человеку самому стало легче жить, все дела стали сами собой спориться, появились надежда, умиротворение, ощущение, что ты не один. Почти каждый второй в числе самых значимых изменений называл доброту и спокойствие, правильную расстановку ценностей и более адекватное поведение, терпение и сострадание. Многие рассказывали, что благодаря Церкви их близкие бросали пить и играть в азартные игры, становились заботливыми, порядочными; у некоторых появилась раскрепощенность и непринужденность в общении, к ним потянулись окружающие.
Одна девушка рассказала историю о том, как ее дядя стал православным: «Он имел очень много денег, был бизнесменом и бандитом. И вот однажды ночью во сне к нему явился ангел, который сказал ему, что тот неправильно живет. Жена бизнесмена потом говорила, что слышала, как муж с кем-то беседовал во сне. И этот человек покаялся, исправился и сейчас даже церковь в Чехове строит».
20 % опрошенных ответили, что люди очень мало или вовсе не изменились. В основном, они «как были хорошие, такими и остались».
«Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21, 19)
Много нового о христианстве я узнала от тех, кто видел отрицательные перемены в своих близких и знакомых. Называли самые невероятные изменения: и резкий переход от атеизма к вере, и то, что человек жизнь свою согласовывает со Св. Писанием, и даже то, что он начал молиться. Тщательно изучив ответы этой группы людей, я неожиданно для себя пришла к заключению, что они правы. Ведь с их близкими, друзьями (которые им далеко не безразличны – в том-то все и дело) творится нечто, что резко усложняет им, обвинителям, жизнь. Посмотрите сами: скажем, жили вы с дорогим человеком (папой, мамой, супругом (ой), ребенком – не важно) – и вдруг он внезапно меняется. Становится тяжело общаться, вы отдаляетесь, перестаете понимать друг друга, ссоритесь-миритесь, да вдобавок еще с его стороны время от времени поступают укоры в ваш адрес (мол, ведешь неугодную Богу жизнь!). В общем, человек совершенно не такой, каким был раньше, – он воцерковляется. И какое бы сложилось у вас мнение о Православии?
Собственно говоря, далеко не все из этих 28 % имеют неприязнь к Церкви. Они лишь констатируют факт: их близкие изменились в худшую сторону.
Студенты утверждают: их знакомые стали менее терпимы к инакомыслию и вообще не ценят чужую точку зрения, не умеют слушать; появились замкнутость и отрешенность от всех и вся, они не признают никаких тем для разговоров, не касающихся веры в Бога, часто насильно пытаются привести вас к вере. Один студент, который сейчас получает второе образование в МГУ, рассказал такую историю: «У меня был один хороший друг. Правда, ярый атеист. Потом мы долго не общались… Когда встретились вновь, оказалось, что он крестился, стал православным. Но слишком уж он набожный сделался! Бороду отпустил, очень редкую и смешную, появилась серьезность и озлобленность в глазах. Он много молится с земными поклонами. Вера должна быть в душе, а не напоказ, понимаете?! Слишком уж это все у него демонстративно и глупо. Он все время пытается затащить меня в свою веру и просит денег для строительства храмов. С какой стати я должен давать ему деньги?»
Некоторые озабочены переменами в воцерковившихся ближних, от которых сами ближние и страдают. Вместо того чтобы постепенно и неторопливо, шаг за шагом, приучать себя к нормальной жизни, люди бросаются из огня да в полымя: начинают сразу так поститься, что зарабатывают прорыв язвы желудка. «К счастью, – говорит о своем знакомом одна из таких сочувствующих, – друг понял, что везде, даже в Церкви, нужно все делать с головой и постепенно».
Скажи мне, что такое неофит, и я скажу, кто ты
Студенты – народ особый. Формула «не знал, но вспомнил», кажется, уже давно стала нашей помощницей не только на экзамене. Проводя опрос, мы выясняли попутно, знают ли люди значение этого слова. Оказалось, вразумительный ответ смогли дать только 11 человек из 100. Зато какие необычные и находчивые ответы выдавали студиозусы! Кстати, «неофит» по происхождению – греческое слово и означает «новообращенный». То есть те, о ком и шла речь выше.
«Неофит? – удивленно посмотрела на меня девушка. – Это, наверное, такой камень или химическое вещество!» «Организация такая!» – ответил веселый студент. Обойдя несколько факультетов, я начала замечать, что ответ на вопрос «что такое неофит» имеет прямую зависимость от того, на каком факультете его задать. Бесспорным лидером среди всех почему-то оказался ответ «камень». Биологи сочли, что неофит – не что иное, как «растение или сообщество растений», на геологическом факультете «растение» превратилось в «одну из эр развития Земли», в I ГУМе неофит представлялся студентам в виде «дядьки», «фитопланктона», «газа», «греческого философа» и даже «греческого бога». Журналистам – йогурта, «нового здоровья», матрицы.
Вместо послесловия
Как жить дальше – решать нам. Просто не забудем, что рядом с нами живут люди, которым может быть холодно и одиноко, кто просто устал от пути из Ниоткуда в Никуда и ждет не судью и пастыря в нашем лице, а отзывчивого и терпеливого друга.
Tweet |
Вставить в блог
«Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18, 36)19 июня 2005
|
Поддержите нас!