Разговорчивый и улыбающийся гид («Есть улыбка – есть экскурсия») на ломаном русском языке рассказывает историю пророка Моисея: «Увидел пророк горящее дерево, дерево горело-горело и не сгорело… И Моисей услышал голос Аллаха…» – ничтоже сумняшеся заявляет нам гид Ахмед (мусульманин).
Tweet |
В прошлых номерах «ТД» уже писал о православных святынях Египта. Однако мы снова возвращаемся к этой теме, потому что, во-первых, Египет стал одним из самых популярных и сравнительно недорогих мест отдыха наших соотечественников, а во-вторых, члены редакции, недавно побывавшие в этих южных землях, хотели бы поделиться с читателями своим опытом.
День первый
Ярко-голубое небо, ветерок, палящее солнце – ура! – наконец-то можно скинуть шубы и шапки после пасмурной, холодной Москвы. Совершив четырехчасовой прыжок из зимы в лето, мы, в предвкушении красот подводного мира и синайского высокогорья, мчимся по направлению к своей гостинице. Конечно, наше путешествие нельзя назвать паломничеством: несмотря на то, что впереди нас ждут и монастырь св. Екатерины, и библейская гора Синай, эту поездку можно скорее назвать, по выражению одного из наших авторов, «православно ориентированным туризмом».
День третий
Удивившись волшебному миру разноцветных рыб и кораллов (наблюдать за которыми можно часами, если бы не несколько прохладная 23-градусная февральская вода), мы направляемся к главной цели нашего путешествия – горе Моисея и находящемуся у ее подножья монастырю св. Екатерины. Большинство туристических фирм (их представители есть в любой гостинице Шарм-эль-Шейха) предлагают две экскурсии к православным святыням Египта: подъем на гору Моисея со встречей рассвета и часовой экскурсией по монастырю св. Екатерины после спуска, а также отдельную экскурсию в сам монастырь, более полную и обстоятельную, с молебном у мощей великомученицы. Так как нам хотелось посетить и то, и другое, мы попросили объединить 2 экскурсии. Для нас это сделали, причем по цене одной. Более состоятельные паломники могут остановиться в монастырской гостинице или в гостинице в ближайшем селении, также принадлежащей монастырю, нанять собственного проводника и группой единомышленников тихо-мирно, не мчась во весь опор за неугомонным гидом, совершить восхождение на гору Моисея (впрочем, читать Исход по пути наверх вам все равно не удастся).
Хотелось бы сказать несколько слов об экипировке. Так как мы ездили в феврале, погода и в самом монастыре (1570 м), и, тем более, на вершине горы Моисея (2285 м) весьма холодная. Еще в Москве нас предупреждали, что нужно обязательно взять теплую, непродуваемую (!) куртку, шапку (можно использовать местную «арафатку», хорошо защищающую от пронизывающего горного ветра не только голову, но и лицо), перчатки, а также теплую, но удобную обувь. Эти советы оказались неоценимыми во время восхождения – после местных бедуинов мы были самыми подготовленными к синайским ветрам.
Но вот мы в автобусе: 250 км отделяют нас от священных мест. За окнами – безжизненная Синайская пустыня: ни одного зеленого деревца, только рыжий песок и бесконечные силуэты гор. Мысли переносятся в ветхую библейскую старину. Именно по этим землям за полторы тысячи лет до Рождества Христова пророк Моисей водил еврейский народ во время его 40-летнего странствования по пустыне Синайского полуострова. Глядя на безжизненные скалы и песок, понимаешь, насколько близок был Господь к еврейскому народу во время скитания: если бы не манна, которой питал Бог евреев, то прокормиться здесь было бы практически нечем. Однако время от времени пейзажи возвращают в суровую реальность XXI века: военные базы и заставы посреди пустыни с оружием явно не библейских времен охраняют египетскую землю от неспокойных соседних государств. Разговорчивый и улыбающийся гид («Есть улыбка – есть экскурсия») на ломаном русском языке рассказывает историю пророка Моисея. Гора Моисея, по преданию, и есть библейская гора Хорив, на которой Господь вручил Моисею Скрижали с десятью заповедями. «Увидел пророк горящее дерево, дерево горело-горело и не сгорело… И Моисей услышал голос Аллаха…» – ничтоже сумняшеся заявляет нам гид Ахмед (мусульманин). Эта гора почитается тремя монотеистическими религиями: христианской, мусульманской и иудейской. И действительно, преодолев несколько километров подъема и очутившись на вершине, можно наблюдать людей различных вероисповеданий, поднявшихся на гору поклониться этой святыне. Но больше всего, конечно, туристов, кутающихся в бедуинские одеяла и ожидающих восхода солнца, когда откроется потрясающий вид, который останется до конца дней в сердце у каждого, стоявшего на вершине.
День четвертый
Спускаемся по монашескому пути – 3750 ступеней, вырубленных в скалах. Этот путь короче, но труднее. Другой путь, по которому мы поднимались, более легкий – он проложен египетскими властями в XIX веке, по нему можно подняться верхом на верблюде, которого вам будут весьма настойчиво предлагать всю дорогу наверх. По дороге вниз проходим часовню св. пророка Илии: именно здесь, в небольшой пещере за алтарем храма, Господь явился пророку. Еще дальше – пустующая часовня Богоматери Экономиссы. И наконец, внизу у подножья горы в ярких лучах солнечного света видим сам монастырь св. Екатерины. Поражаешься мужеству и силе монахов, которые несколько раз в неделю пешком поднимаются на гору и служат Божественную литургию на вершине в часовне Святой Троицы.
Передохнув и подкрепившись в ожидании следующей экскурсии, направляемся к монастырю св. Екатерины. Высокие крепостные стены, возведенные при императоре Юстиниане еще в VI веке на месте более древних построек III–IV веков, призваны были охранять монахов, подвизавшихся в этих суровых местах. Однако все завоеватели: и основатель ислама Мухаммед, и арабские халифы, и даже сам Наполеон – покровительствовали православному монастырю, что предотвратило его разграбление. Поэтому в монастыре сохранилась замечательная коллекция старинных византийских икон VI–XV веков.
Две главные святыни монастыря – Неопалимая купина, в пламени которой Господь явился пророку Моисею, и мощи великомученицы Екатерины, по преданию, перенесенные в монастырь с самой высокой горы Синая. За алтарем главной церкви Преображения – часовня Неопалимой купины, святой алтарь которой находится не так, как обычно, над мощами святых мучеников, а над корнями Неопалимой купины. И вот что интересно: по словам гида, вечнозеленая Купина является единственным растением в своем роде, ее отростки пытались несколько раз пересаживать, но они нигде не приживались. Каждую неделю в монастыре совершается молебен перед мощами вмц. Екатерины, после которого их выносят из алтаря на поклонение паломникам и каждому дарят колечко, освященное на этих мощах.
Вот и все. Уставшие, но довольные, с колечками св. Екатерины на руках, отснятой пленкой и кучей впечатлений, едем назад в гостиницу.
День восьмой
Не верится, что время пролетело так быстро и незаметно и уже пора домой – в снега и холода… Как говорил один мой друг, во время путешествий в каждом месте нужно оставлять как минимум одно недоделанное дело, тогда будет стимул туда вернуться. Так и мы за наше короткое путешествие не успели посетить ни пещеры Антония Великого, ни монастыря Иоанна Лествичника, ни знаменитые пирамиды. Это означает только одно: в наших паспортах будет еще по одной египетской визе.
Tweet |
Вставить в блог
Умный в гору не пойдет, он поедет на верблюде19 июня 2005
|
Поддержите нас!