rss
    Версия для печати

    Монастырь в дебрях мегаполиса

    Решением Священного Синода от 5 марта 2010 года стал действующим Заиконоспасский монастырь, известный как «учительский» из-за созданной в его стенах просветительской школы, реорганизованной затем в Славяно-греко-латинскую академию, послужившую основой для Московской духовной академии. В Интернете тут же начались споры: зачем нужен монастырь в столь людном месте?

     

     Никольская улица девять, двор, год 1995-й: лужи, единственное на всю улицу дерево - огромный старый тополь, через двор пробегают учащиеся спортивной школы с родителями, студенты гуманитарного вуза и редкие прихожане недавно открытого Спасского собора бывшего Заиконоспасского монастыря, который сильно походит на катакомбы: земля вместо пола и беленые каменные стены с оголенными электрическими лампами.

    Это же место, год 2010-й: мусорные баки, развевающаяся защитная сетка приоткрывает зияющие пустотой окна бывшей спортивной школы, размещавшейся в помещениях Славяно-греко-латинской академии, из земли выступают ржавые металлические конструкции заброшенной незаконной стройки, подсобные рабочие ресторана «Годунов», ругаясь, чистят закопченные чаны, в отреставрированный Спасский собор, с порога которого близко видны звезды Кремля, собирается на каждую воскресную службу до трехсот человек из разных районов Москвы.

    Как в этом месте возможна монашеская жизнь, зачем она там нужна? Те, кто задают такие вопросы, сообразуясь с культурными представлениями о благообразии и уединении, забывают о том, что монастыри создаются и воссоздаются не только по человеческому произволению, решение Синода просто закрепило и засвидетельствовало тот факт, что монашеская жизнь здесь протекает давно. От первых полунощниц немногочисленной братии в середине девяностых годов до трех полноценных монашеских общин: двух женских и одной мужской на подворьях в Рязанской и Московской области с обширными хозяйственными связями. Монашествующие снабжают приход Спасского собора самой разнообразной сельхозпродукцией, мирские поддерживают общины средствами, помогают в горячее время сева и уборки урожая, стал доброй традицией массовый выезд прихода на престольные праздники подворий.

    Здесь сложился необычный приход, средоточием жизни которого стало молитвенное монашеское делание, здесь немного монахов, они обитают в тесных каморках, заглянув в которые один московский епископ сказал: «жестко, как на Афоне», сменяя друг друга, потому что жить здесь, в центре столицы, где людно, грязно и шумно, слишком трудно. Но ведь известно, что первые иноки выбирали как раз малопригодные для жизни места: кладбища и пустыни, пещеры и дебри. Неужели в дебрях мегаполиса невозможно искать спасения?

    - Батюшка, благословите...

     Грузно и стремительно передвигаясь по храму, настоятель игумен Петр (Афанасьев), как ледокол, разбивает толпу льнущих с вопросами прихожан. Грозный и властный на вид, он обезоруживает впервые попадающих к нему вниманием, необычным вниманием, особым вниманием к человеку. Он прислушивается и приглядывается к приходящему, как к дорогому и единственному гостю, долгожданному и неожиданному.

    - Я никуда не хожу и никого не ищу, сижу на одном месте и те, кто ищет Христа, сами приходят сюда. Эта испытанная тактика восходит к призыву преподобного Серафима «спасись сам и тысячи вокруг тебя спасутся». Прежде высокообразованный музыкант с мировым именем, нынче - старец и простец, только личным примером, смирением перед клиром и жизненными обстоятельствами, молитвой в сочетании с трудом приобрел отец Петр свой авторитет.

    Сегодня Заиконоспасский монастырь знаменит не только своей историей и молитвенными подвигами насельников, но и скандальной многолетней тяжбой из-за помещений с Российским государственным гуманитарным университетом. На примере этого конфликта, который освещался крайне необъективно, с несправедливыми упреками, ложью и клеветой, прекрасно видно, является ли Церковь сегодня действительно влиятельной политической силой, как хотели бы это представить ее недруги. Оставим в стороне проблему восстановления исторической справедливости, хотя она также является важной. Оставим в стороне криминальную сторону этого спора, говорить о ней не хочется, хотя понятно, что земля и помещения в сотнях метров от Кремля - это золотоносная жила.

    Как правило, спекуляции начинаются с одних и тех же вопросов: «зачем монастырь в центре Москвы, зачем необходимы приходу эти помещения, неужели недостаточно храма?» А если действительно недостаточно, крошечная трапезная неспособна вместить всех желающих, воскресная школа долго занималась в коридоре, издательство, богословские курсы и молодежный центр ютились в случайных местах? Необходимо констатировать, что все эти формы социальной активности Церкви, просвещения и служения оказываются в глазах бюрократии и публицистов несравнимыми по своему значению с деятельностью заслуженного гуманитарного вуза.

    Церкви отмерено странное, очень скромное место в публичном и социальном пространстве современного Российского государства, выходя за рамки которого она становится опасным врагом, против которого годятся все средства, ее необходимо удержать в социальном гетто, изолировать и остановить на пороге храма, предотвратить расширение церковной общины. Пусть сегодня Патриарха охотно показывают по телевидению, подспудное движение состоит в сопротивлении усилению Церкви. Однако же многократно проверенный в истории эмпирический закон состоит в том, что если для Бога не находится места, буквально не находится площади на земле, Ему все равно найдется место в сердцах.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    беспалов алексей анатольевич, Санкт-Петербург8.11.2011 0:31 #
    Глубокоуважаемая Ирина Васильевна!Мир Вам и всем Вашим уважаемым близким и друзьям!Большое спасибо за Ваши публикации!Да хранит и благословит Вас и всех Ваших дорогих близких и друзей Господь Бог! Ангела Вам Хранителя на все благие дела! С уважением и наилучшими пожеланиями, Алексей Беспалов.
    Галина11.03.2010 21:46 #
    Помню первые службы в этом храме. Когда обнаружили пустоты под этим храмом, то настоятель в течении недели заказывал машины с цементом, который закачивался в эти ниши. А после воскресной литургии все заботливо накрывалось пленкой в ошидании следующих порции цемента. Мы всегда называли этот храм, как "Заиконоспасский монастырь" и вот сейчас слово стало сутью. Удивительное место. Всего два шага от Гума, но попадая за эти стены, как будто все перестает существовать. Очень рада, что здесь теперь монастырь.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru