rss
    Версия для печати

    Об отлучении Рерихов от церкви

    Яков Кротов однажды остроумно заметил, что через зеркало современных СМИ Церковь видна лишь подобно «человеку-невидимке». Как уэллсовского персонажа люди замечали только по грязи, что прилипала к его ногам, так и Церковь привлекает к себе внимание средств массовой информации лишь каким-нибудь скандалом. О нормальной жизни Церкви, о ее молитве и надежде, о ее незримом воссоздании писать как-то неинтересно, несюжетно. А вот, скажем, отношения Глеба Якунина и Синода (вопрос, который в самой Церкви мало кого интересует) можно прослеживать по законам рубрики «Светская жизнь» — не обременяя себя ни богословскими, ни церковно-историческими познаниями.

    Поскольку такова реальность газетного мира, то глупо на нее лишь просто сетовать. Лучше попробовать использовать здание этой реальности для нужд проповеди. Я хочу сказать, что если Церковь не может привлечь к себе пристальное внимание СМИ иначе как скандалами — она должна уметь эти скандалы создавать сама. Ничего слишком уж неблагочестивого в этой мысли нет. Достаточно вспомнить, что в знаменитом стихе ап. Павла о Распятом Христе, Который есть «иудеям соблазн и эллинам безумие», русское слово «соблазн» переводит греческое слово skandalon. А с другой стороны — научились же физики использовать энергию направленного взрыва, да и философы еще со времен Диогена время от времени задирали публику, чтобы «понудить читателя к пониманию».

    «Скандал» сам по себе вряд ли может многих убедить, но он способен весьма многих осведомить о реальной позиции Церкви по конкретному вопросу. «Скандал» — это заявление, идущее вразрез с той интеллектуальной модой, которая в данный момент считается «общественным мнением», и потому он привлекает к себе внимание. Если такое заявление делает Церковь — она это делает не для того, чтобы всех убедить в правоте своей позиции, но для того, чтобы по крайней мере всех оповестить о ней.

    Такое заявление от лица Церкви сделал Архиерейский Собор по вопросу о неоязыческих и оккультных сектах. В принципе, церковные проповедники и иерархи постоянно говорят о том, что христианство несовместимо с оккультизмом. Но столь же постоянно в школы, телепередачи, в дома культуры и библиотеки приходят адепты оккультно-языческих доктрин и заявляют, что их взгляды очень мирно уживаются с Евангелием, и что вообще они нашли способ создать «мировую религию» без всякого ущерба для христианской вести. И честно говоря, их саморекламе верят больше, чем предупреждениям Церкви.

    Последней в этой ситуации оставалось одно. Максимально громкое и максимально недвусмысленное заявление. Анафема.

    Архиерейский Собор заявил об отлучении от Церкви Блаватской, Рерихов и их единомышленников. В его определении говорится: «Господь судил нам жить во времена, когда «много лжепророков появилось в мире (1 Ин. 4,1), которые приходят к нам «в овечьей шкуре, а внутри суть волки хищные» (Мф. 7, 15)… Возрождаются старые гностические культы и возникают так называемые «новые религиозные движения», которые подвергают пересмотру всю систему христианских ценностей, пытаются найти мировоззренческую основу в реформированных восточных религиях, а подчас обращаются к оккультизму и колдовству. Возродились язычество, астрология, теософские и спиритические общества, основанные некогда Еленой Блаватской, претендовавшей на обладание некой «древней мудростью», сокрытой от непосвященных. Усиленно пропагандируется «Учение живой этики», введенное в оборот семьей Рерихов и называемое также «Агни-йогой».

    В расчете на неискушенных в духовной жизни и вопросах веры наших современников проповедники лжеучений упоминают всуе имя Господа нашего Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и многих святых, в особенности преподобного Сергия Радонежского и святого праведного Иоанна Кронштадтского, что является кощунством и лжесвидетельством.

    Освященный Архиерейский Собор, следуя апостольской традиции, свидетельствует: все вышеперечисленные секты и «новые религиозные движения» с христианством несовместимы. Люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви.

    Архиерейский Собор считает недопустимым использование православной символики (икон, фресок, изображений храмов и монастырей) в изданиях оккультно-языческого и сектантского характера, осуждает трансляцию записей православной музыки в радио- и телепередачах, пропагандирующих вышеперечисленные культы, а также не благословляет участие православных в мероприятиях, организуемых указанными в сем Определении группами.

    В то же время Архиерейский Собор призывает всех верных чад Русской Православной Церкви широко проповедовать Евангелие Господа нашего Иисуса Христа, разъяснять людям пагубность лжеучений, помогать тем, кто временно оступился, поддавшись пропаганде сектантских проповедников. Однако противостояние ложным взглядам не должно сопровождаться нетерпимым отношением к самим носителям несовместимых с христианством учений. «Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, не сообщайтесь с ним, но не считайте его за врага, а вразумляйте как брата» (2 Фес. 3, 14—15).

    Мы призываем всех членов Церкви молить о просвещении одержимых ложными учениями и твердо хранить «переданное нам, отвращаясь негодного пустословия и прекословии лжеименного знания» (1 Тим. 6,20—21)».

    Это не административно-юридический акт, изгоняющий или наказывающий отступников, но просто горькое признание совершившегося отделения. Анафема — это не проклятье, это свидетельство о том, что данный человек не имеет благодатной силы, которая даруется в таинствах Церкви.

    Каждый из нас в своих грехах отпадает от Церкви, и точно так же каждый православный христианин может соединиться с Церковью через искреннее покаяние, исповедь и Причастие. В молитвах исповеди священник просит о нас: «прими и соедини его святой Твоей Церкви». Однако к числу тех грехов, которые отлучают человека от общения с Церковью, принадлежит и грех проповеди учения, противоречащего Евангелию. Среди Десяти Заповедей, к исполнению которых Господь призвал людей еще во времена Моисея, первые четыре говорят о том, как человек должен мыслить о Боге, и их нарушение является грехом не меньшим, чем, например, нарушение заповеди «не укради».

    Оккультисты прекрасно понимают глубинную несовместимость своих учений с Евангелием Христа. Видит эту несовместимость и Церковь. Е. Блаватскую или О. Кандаурову, когда они кощунствуют над нашей верой («Христос — учитель человечества. Сатанаил — экзаменатор… Христос и Сатанаил связаны в одно целое… В эзотерической символике Христос и Сатанаил изображаются как двуглавый змий» — из выступлений Отари Кандауровой в передаче «Оазис» 10 апреля 1994 г.), почему-то никто не обвиняет в «фанатизме». Но если христианин встает на защиту своей святыни, его почему-то сразу обвиняют в «нетерпимости». Считали ли Рерихи свою веру тождественной вере Православной Церкви? — Нет. Что же странного в том, что со стороны Церкви последовало взаимное, ответное признание: «они вышли от нас, они перестали быть нашими»?

    Самые резкие слова находят Елена Блаватская и Елена Рерих для приватных характеристик Православной Церкви. В подходящей компании или доверенному адресату теософы признались в противоположности их учения учению Церкви.

    Так неужели у Церкви нет права со своей стороны обратить внимание на это расхождение и аргументировать свою позицию? Да, у нецерковных людей есть юридическое право на проповедь нехристианских систем мировоззрения. Но и у Церкви есть право при встрече с суррогатами предупреждать: это подделка. Церковь имеет право на полемику, имеет право отвечать на обвинения, которые высказываются в ее адрес, и имеет право не допускать к своим таинствам людей, которые кощунственно к этим же таинствам относятся.

    Это свидетельство и высказала Церковь после долгого, даже слишком долгого, затянувшегося на несколько десятилетий молчания.

    Не определением Собора эти люди отлучены от Церкви, но своими собственными действиями они противопоставили себя всем христианам. Собор не наказывает этих несчастных людей, но лишь с болью указывает на то положение, в которое они реально себя поставили.

    Подробнее об отношении Рерихов к христианству и о точках радикального расхождения между Евангелием и теософским оккультизмом см. в моей статье «Новомодные соблазны» (Новый мир, № 10. 1994).

    Церковь не наказывает отлучением от себя, как не наказывает больного врач, ставя ему диагноз. Отлучение от Церкви и есть такой диагноз: душа человека поражена гангреной, опухоль гордыни начала застилать глаза несчастному настолько, что он уже не видит неба, не видит ничего, кроме себя самого и своей «правоты». Разве не страсть гордыни понуждает оккультистов называть себя самих «христами» (см. письмо Елены Рерих от 25.3.35)? Идеология, рожденная гордыней, не может соединить людей, она лишь будет все более и более их разъединять. Так Рерихи, призывающие всех людей к миру и пониманию, к соединению и солидарности, именно в духовной области не смогли почувствовать себя едиными с народом Божьим, с апостольской Церковью. Они были готовы собирать «крупинки мудрости» в Китае и в Индии. И лишь духовной мудрости Православия они не хотели замечать. Поистине вспомнишь слова Руссо — «в наше время вместо того, чтобы любить ближнего, любят негров». И проповедь Рерихов привела не к объединению людей, а всего лишь к появлению еще одной религиозной группы, противопоставляющей себя всем остальным и всех, кроме себя, именующей «невеждами».

    Душа даже самого одаренного человека может быть поражена духовной болезнью. В конце концов какая разница, чья это душа: художника или портового грузчика?! Страсти всюду действуют одинаково, разве что художнику надо быть особенно настороже, ибо обостренно чуткая и впечатлительная его душа может легче души «простолюдина» поддаться на зов страсти. Да, люди «вольных профессий» тоже болеют, и душа у таких людей нуждается в той же благодатной защите, что и любой человек. Рерихи эту защиту отвергли. Почему же духовная болезнь в их душах

    Должна была протекать как-то иначе, чем в душе запойного крестьянина или неискреннего монаха?

    Но когда эта болезнь стала опасной для окружающих, когда они стали износить из своей души слово, отмеченное не-Христовым духом, Церковь должна была предупредить всех православных о небезопасности взглядов семьи художников: любое поклонение твари вместо Творца есть отречение от Бога, а вытекающее из этого отречения заигрывание с оккультными духовными силами чревато серьезнейшими опасностями для человечества. Оккультизм уже воплощался в недавней истории Европы и в виде богоборческого большевизма, и в виде нацизма (об оккультном крыле большевизма и о связях с ним семьи Рерихов см. в статьях Олега Шишкина в «Сегодня» от 29 октября, 19 ноября и 10 декабря 1994). Чтобы вновь античеловеческие, антиличностные стихии не покорили себе нашу жизнь, Церковь напоминает: «Стойте в свободе, которую даровал вам Христос!» (Гал. 5,1).

    Отлучение от Церкви означает, что люди, ранее крещеные в Православной Церкви, но затем начавшие проповедовать и разделять теософские взгляды, как отлученные от Церкви не могут прибегать к спасительной благодати церковных таинств. Если они не принесут покаяния и не обратятся к искреннему исповеданию всецелого и неповрежденного

    Православного учения, они не допускаются к Причастию, они не могут быть восприемниками (крестными) при крещении, не могут быть поминаемы в церковных молитвах, а также лишаются церковного погребения и отпевания. Переступить порог православного храма такие люди могут, лишь если они пришли для покаяния. Поминать имена этих людей на Литургии как за здравие, так и за упокой их душ невозможно.

    Если даже такие люди считают себя христианами и дерзают приступать ко Святому Причащению — благодать Христова не освятит их сердца, но послужит им во осуждение.

    Чтобы помочь людям, прельщенным теософией, вернуться к действительному Христу, к тому Христу. Который открыл Себя через подвиг Голгофы и через свидетельство Евангелий, Церковь говорит: дорогие братья, вы сейчас находитесь вне Христа, вне Церкви. Осознайте свое действительное положение и, поняв его трагичность, уже с предельной ответственностью сделайте свой выбор: вы с христианами или с оккультистами. Только делая этот выбор, не забудьте обратиться ко Христу. Помолитесь Ему: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».

    Но не только обычных граждан «скандал», учиненный Собором, должен понудить к раздумью и выбору. Это — тот случай, когда органы государственной власти обязаны отреагировать на высказывание Церкви. Русская Православная Церковь засвидетельствовала, что движение Рерихов — это не просто «культурная инициатива», но секта. Мне знакомы публикации, где эту же точку зрения на теософский оккультизм высказывают и Католическая Церковь, и протестанты, и иудеи, и мусульмане. Поскольку Рерихи перевирают буддизм не менее лихо, чем Библию — дерзаю предположить, что и руководство буддистских общин России выскажет когда-нибудь свое отношение к «Агни-йоге». А государственным органам, контролирующим сферу образования, Определение Собора дает повод задуматься: распространяется ли принцип отделения государственной школы от церкви только на Православие, или же на «Агни-йогу» тоже?

    Чтобы думать было легче, приведу данные только по Екатеринбургу: «Живая этика» преподается там в 7. 59, 65. 71, 76, 91, 96, 99, 102,129,132 и 162 школах. В Москве таких школ не меньше, но из сообщений рериховской газеты «Знамя мира» мне пока известен только один факт: 28 апреля 1993 г. рериховская ассоциация «Мир через культуру» и директор московской школы 1652 В. Н. Шишман подписали договор, согласно которому в школе официально введен курс «Живой этики».

    Итак, Определение Собора об антихристианском характере неоязыческих сект можно рассматривать как убедительную просьбу Церкви к Министерству образования: обеспечьте, пожалуйста, действительно светский, а не сектантский характер обучения в государственных школах.

    Вставить в блог

    Об отлучении Рерихов от церкви

    25 января 1995
    Яков Кротов однажды остроумно заметил, что через зеркало современных СМИ Церковь видна лишь подобно «человеку-невидимке». Как уэллсовского персонажа люди замечали только по грязи, что прилипала к его ногам, так и Церковь привлекает к себе внимание средств массовой информации лишь каким-нибудь скандалом. О нормальной жизни Церкви, о ее молитве и надежде, о ее незримом воссоздании писать как-то неинтересно, несюжетно. А вот, скажем, отношения Глеба Якунина и Синода (вопрос, который в самой Церкви мало кого интересует) можно прослеживать по законам рубрики «Светская жизнь» — не обременяя себя ни богословскими, ни церковно-историческими познаниями.
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru