Tweet |
Александр Сергеевич Панарин (1940 — сентябрь 2003). Профессор, доктор философских наук, заведующий кафедрой теоретической политологии философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Руководитель Центра социально-философских исследований Института философии Российской Академии Наук. Действительный член Российской Академии политических наук, Российской Академии естественных наук, Российской Академии славянской культуры, Нью-Йоркской Академии наук. Автор более 300 научных работ, в том числе 15 монографий и учебников. А. С. Панарин — лауреат премии имени М. В. Ломоносова II степени за монографию «Реванш истории: российская стратегическая инициатива в XXI веке».
Уход из жизни А. С. Панарина — потеря для многих. Прежде всего, для современной отечественной общественной мысли, уставшей и истощившей себя за годы бесконечной смены декораций и выбивания устоев из-под ног. Это потеря для всего философского факультета, который в силу своей специфики вынужден наиболее ощутимо реагировать на идейные переломы эпохи и, соответственно, впитывать в себя весь спектр сегодняшних настроений — от постмодернистского ценностного скепсиса до крайне материализованного эпикурейства. Это утрата талантливого коллеги и авторитетного наставника для всего преподавательского состава. И — Учителя — для студентов.
Одним словом, в лице А. С. Панарина многие и многие оказались лишены авторитета. Авторитета личности, предлагающей пути не соглашаться с жестоким давлением современного мира. Личности, чей образ мыслей и идеи служили для многих опорой — даже для тех, кто знал о системе идей А. С. Панарина лишь понаслышке, но для кого даже общее, относительное знание о его позиции являлось основанием полагать А. С. Панарина за авторитет. А ведь наличие авторитета особенно принципиально и важно в наши дни всеобщего равнодушия и безверия, когда заблудиться в идейно-нравственном лабиринте становится особенно легко.
А. С. Панарина можно смело назвать самой крупной и авторитетной фигурой на философском факультете за последнее десятилетие. Очевидно, также его можно назвать самой крупной фигурой отечественной теоретической политологии. По масштабам научной деятельности, степени новаторства в теоретических разработках уже сейчас можно предполагать оставление после А. С. Панарина если не отдельной научной школы, то, безусловно, глубочайший след в современной политологической мысли.
Однако при воспоминании личности А. С. Панарина хотелось бы особенно сосредоточиться не на том безусловно весомом значении, которое сыграла его научная деятельность для российской общественной науки, — значении, еще при жизни закрепленном всеобщим признанием и внесенном в отечественные анналы. Хотелось бы еще раз вспомнить и особенно подчеркнуть важность того факта, что Александр Сергеевич, в большей степени в последние годы жизни, оправдывал звание православного ученого. Именно оправдывал звание — потому как являться православным ученым не значит, подобно другим христианам, только лишь исповедывать свою веру, находясь в ограде Церкви. Путь православного ученого заключается в исповедании Истины христианства своей наукой, в утверждении Истины знанием, в очередном доказательстве Правды эмпирическими методами определенной сферы мироздания. Можно сказать, что ученый-христианин, раскрывая логику природных закономерностей, таким образом косвенно свидетельствует о Божественной гармонии, присутствующей в мире. Физик — через разговор о свойствах природных тел, химик — о свойствах веществ, биолог — через обнаружение витальных законов в существовании организмов. Для А. С. Панарина как для философа-обществоведа органичным было усматривать закономерности через изучение социальных процессов, исторических законов и через них определять истинные и ложные ценности в мире.
По своей идейно-научной ориентации А. С. Панарин относился к умеренно-консервативному, традиционалистскому течению в общественной науке. В центре его научной концепции, историософской схемы стояло изучение современной цивилизации в глубоком, фундаментальном социо-культурном разрезе, рассмотрение социально-политических феноменов с позиции их национально-культурной идентичности, своеобразия. Однако в христианском измерении самым важным достижением научных изысканий А. С. Панарина можно назвать то, что он, последовательным путем ученого, философа-цивилизациониста, через логику общественного исследования и изначально беспристрастные сравнения культурных феноменов, вышел к идеалам Православия. Последние годы научной деятельности Александра Сергеевича были посвящены исследованию современных социальных процессов (как внутри России, так и в мировом масштабе) — именно сквозь призму православного мировидения и, во-первых, защиты христианских нравственных и социальных идеалов и норм, а во-вторых, применения естественных научных методов для доказательства их единственной истинности и ценности.
Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости (1 Коринф 1,22). Ученый-христианин несомненно является своеобразным миссионером в своей области науки, причем миссионером «классической школы» — когда разговор с миром ведется конкретными, ему, данному миру, свойственными средствами. В этом плане А. С. Панарина также можно назвать катехизатором в мире науки, миссионером для политологов — когда, действительно, «с эллинами как эллин, с иудеями как иудей» — проповедование происходит перед светской, принципиально секулярной аудиторией востребованными и знакомыми ей средствами. Следует заметить, что величина ученого авторитета А. С. Панарина являлась дополнительным аргументом в процессе обоснования христианских ценностей. И можно сказать, что в этом была еще и его «благая миссия» для философского факультета, места, на протяжении семидесяти лет вынужденного быть «цехом» партийно-атеистической идеологии, где христианская теологическая система по определению полагается в один ряд с атеизмом и в итоге довлеет вывод о «тщетности всего сущего» и суете сует. Как известно, в подобной среде скептически настроенной научно-гуманитарной интеллигенции попытки защищать Православие воспринимались и до сих пор воспринимаются как некоторое юродство. А. С. Панарин же всегда являлся в этом однозначным и едва ли не единственным исключением. Значимость его как ученого, авторитет в научном мире фактически не оставляли места для критики, заставляли безмолвствовать скептиков — и открывали этим возможность открытого разговора, расстановки акцентов и приоритетов при оценке общественных проблем. И в этом — его отдельная большая заслуга для православного общества сегодняшней России: христианские ответы общественного исследователя на многие злободневные вопросы окружающей светской реальности.
По своим взглядам А. С. Панарин всегда являлся убежденным антизападником. Главный пафос его последних работ — критика одномерности современного мира по американской модели, процессов глобализации, секуляризма и ценностной девальвации, и предложение путей выхода, борьбы с глобальными тенденциями, основным противоядием в которой является обращение к православной Истине. Эти мысли были выражены Александром Сергеевичем в работе «Искушение глобализмом».
«Православная цивилизация в глобальном мире» явилась одной из последних работ А. С. Панарина. В 2001 г. Александр Сергеевич был награжден за данный труд Солженицыновской премией.
Если говорить о А. С. Панарине как о преподавателе, то у меня, вчерашней студентки, возникает желание рассказать впечатления от его лекций «изнутри» студенческой аудитории. Современные студенты, в особенности же штудирующие во многом изысканно-искусительные философские и политические науки, — народ достаточно претенциозный и требовательный, и в их представлении очень немногие, поднимающиеся сегодня перед ними на кафедру, заслуживают называться Учителями. Однако А. С. Панарин являлся таковым даже для самых безалаберных и равнодушных — достаточно сказать, что на его занятия считалось неприличием опаздывать (достаточно редкое отношение к дисциплине в современном университете). В целом же на лекциях А. С. Панарина возникало ощущение продолжения традиций прежней, классической университетской научной школы, в которой передача знаний от учителя ученику была наполнена почти сакральным смыслом и возведена в ранг важнейших процессов существования социума.
Говорят, жизнь человека в обществе проживается не зря, если дело человека его переживает и приносит пользу людям. Наследие трудов А. С. Панарина еще ожидает пристального изучения научным миром — однако пристального внимания со стороны нашего общества оно заслуживает уже сегодня, в силу актуальности поставленных вопросов и необходимости срочного поиска ответов на них. Особенно же важно знать о них тем, для кого вопрос о правильных очертаниях православной гражданской позиции остается открытым — а между тем решение его становится все более насущным в период сближения Православной Церкви и общества в России и одновременного роста секулярных настроений за ее пределами.
Tweet |
Вставить в блог
«С эллинами был как эллин»…15 декабря 2003
|
Поддержите нас!