Tweet |
В начале октября этого года прошел очередной Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. В основном он был посвящен вопросам, связанным с единением Церкви: было много сделано для сближения РПЦ с РПЦЗ и старообрядцами. По результатам деятельности Собора можно сказать, что в этом деле наблюдается существенный сдвиг.
Следует также особо отметить работу Отделов по связям с вооруженными силами, молодежью, по внешним сношениям, внутрицерковным судам, канонизации святых, церковным наградам и богословию Отделов.
Общеизвестно, что взаимоотношения Церкви и армии в России вплоть до XIV века были сложными. И только благодаря деятельности Сергия Радонежского проблема в определенном смысле была разрешена. Более подробное богословское и философское обоснование армии было дано значительно позже – только в первой половине XX в. Иваном Ильиным. Проблема изживания греха убийства, которое постоянно совершает воин на войне, — это, прежде всего, проблема воцерковления бойцов. Именно с этой проблемой теперь, после стольких лет насаждавшегося атеизма, приходится сталкиваться Русской Православной Церкви. Основная проблема — это неурегулированность положения войсковых священников. До сих пор здесь все во многом зависит от личных отношений между командованием и священноначалием. Для того, чтобы в будущем не возникало проблем на почве правомочности присутствия священника в частях не как воина, а как исключительно священнослужителя, молитвенника, духовного наставника воинов, Архиерейским Собором выдвинуто предложение создать правовую базу для такого присутствия и на ее основе заключить договор между Церковью и государством, который бы давал юридическое право священникам окормлять воинов вне зависимости от личных отношений с командованием. Церковь сделала шаг навстречу государству. Теперь все зависит от наличия государственной воли. То, что таковая будет, позволяет надеяться общий курс нынешнего президента.
С другой стороны, существует проблема взаимоотношений Церкви и молодежи. Сегодняшняя ситуация способствует отвращению молодежи от Церкви. Слишком много нового, не опробованного вокруг. Именно это новое и подлежит церковному осмыслению и преображению в рамках Церкви. Именно этому и посвящена деятельность Всероссийского православного молодежного движения и Братства православных следопытов. Особого рассмотрения требует проблема ВИЧ-инфицированных. Здесь у Церкви, по заявлению Богословской комиссии, мнение остается непреложным. Проблема не в самой болезни как таковой: болезнь тела — это прежде всего болезнь души. Дело в том, что люди забыли истинный образ мирянина и отдались стихиям комфорта и потребления. И это проблема даже не столько самого больного, сколько общества в целом, которое наказывается за свои прегрешения. Излечиться здесь можно только всем миром.
Связанная с телесным здоровьем область спорта также остается пока еще недостаточно освоенной областью в деле церковного воспитания молодежи, считают архиепископ Костромской и Галичский Александр (Могилев) и ректор Костромской духовной семинарии архимандрит Геннадий (Гоголев); но и в этой области, можно надеяться, в дальнейшем будет сделан успешный прорыв.
Еще одно внутрицерковное нестроение — отсутствие соответствующего сегодняшней эпохе положения о церковных судах. Их реформа была прекращена в связи с октябрьским переворотом 1917 года. И вот, наконец, на последнем Архиерейском Соборе было разработано пока еще временное «Положение о церковном суде». Его временный характер связан с тем, что во многих епархиях просто нет средств для полноценного развертывания деятельности церковных судов, поэтому пока «Положение…» существует в его усеченной версии, а не в полной, которая была сформирована уже к 2003 году.
Юрисдикции церковных судов подлежат дела, связанные с наложением определенных прещений на клир, монашество или мирян в связи с их деятельностью, которая касается вопросов веры и бытия в лоне Церкви. Принятое «Положение…» не нарушает канонов, так как в ведении судов находится только вопрос о виновности, а как таковое наложение прещений остается в ведении епархиальных архиереев.
С деятельностью судов связан и вопрос о канонизации таких людей, как Иван Грозный и Григорий Распутин. Дело в том, что с конца 80-х годов XX века в популярной литературе и околоцерковных кругах началось движение по их канонизации. Решение Архиерейского собора положило, наконец, предел всем этим пересудам: согласно проведенным Синодальной комиссией по канонизации святых под предводительством митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия исследованиям, деятельность этих людей скорее подлежит юрисдикции церковных судов, нежели отдела по канонизации.
Еще один важный шаг был сделан по предотвращению разрастающейся в рядах верующих паники, связанной с введением ИНН, свидетельствующей о неглубоких познаниях некоторой части клира в нашем вероучении. Люди считают, будто им присваивают число 666, якобы присутствующее в ИНН при определенной кодировке. Но дело, во-первых, в том, как заявил в своем докладе митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх Всея Белоруссии, председатель Богословской комиссии, что присвоение этого номера может быть сделано только самим человеком, а не путем приказа сверху, только если человек самостоятельно идет на этот шаг в последние времена, то есть сознательно отрекается от всего связанного с Богом, в том числе и от своего имени, и публично заявляет об этом. Во всех других случаях этого присвоения не происходит вовсе, так как нет движения души, а борьба идет, прежде всего, за душу. Во-вторых, то, что фигурирует при определенной кодировке как три широких разделительных полосы, похожих в этой же кодировке на число 6, числом 6 не является вообще, иначе бы компьютер распознавал бы их не как разделительные полосы, но как число 6, а этого не происходит. Таким образом, идея этого числа есть только в головах отдельных сомневающихся верующих, а не на деле. Но с другой стороны, продолжает рассуждать митрополит Филарет, присвоение номера человеку грозит вылиться в тотальный контроль за личностью. Поэтому Богословской комиссией было предложено присваивать номер не человеку, а его налоговому счету, чтобы избежать всех возможных негативных ассоциаций.
Наконец, было сделано еще одно дело, способствующее дальнейшему внутрицерковному сплочению, — это введение «Положения о наградах Русской Православной Церкви» для особо отличившихся верующих. Так, был закреплен статус орденов святых равноапостольных великих князей Ольги и Владимира, апостола Андрея Первозванного, преподобного Сергия Радонежского, благоверных князя Даниила Московского и царевича Димитрия, мученика Трифона, а также медали преподобного Сергия Радонежского.
Одним из значительных дел стало сближения РПЦ с РПЦЗ и старообрядцами. На этом Архиерейском Соборе четко прозвучала позиция дистанцирования от Декларации 1927 г. мтрп. Сергия и от политики использования государственного давления на старообрядчество в XVII-XIX вв. И если в деле сближения с РПЦЗ наблюдается существенный сдвиг, и может статься, что уже к 2008 году объединение с Божьей помощью завершится, то в деле объединения со старообрядцами есть еще много проблем, так как отсутствует информационная работа с приходами. Поэтому было решено учредить в каждой епархии отдел по работе со старообрядчеством, вести среди рядовых прихожан и некоторой части клира разъяснительную работу о вреде враждебного отношения к старообрядцам, печатать книги и сборники по старообрядческой иконописи и крюковым записям песнопений.
В целом работа Архиерейского Собора прошла в рабочей атмосфере, и можно надеяться, что даже имеющиеся на сегодняшний день проблемы в скором времени будут разрешены.
Tweet |
Вставить в блог
Архиерейский Собор: дело единения Церкви29 января 2005
|
Поддержите нас!