Tweet |
Актуальность предлагаемой в статье темы как информационного повода истекла более полугода назад, однако «Татьянин День», в контексте общей дискуссии номера, находит нужным обратиться к ней, настаивая таким образом на непреходящей злободневности вопроса.
В феврале этого года на VIII Всемирном Русском Народном Соборе был принят «Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании». По сути, данный Свод представляет собой комплекс рекомендаций «правильного», с духовной точки зрения, способа ведения дел, которые дает Православная Церковь современному отечественному бизнесу. По структуре кодекс православной предпринимательской этики представляет собой десять заповедей, рассматриваемых в плоскости бизнеса. Такая форма была сознательно выбрана комиссией по разработке документа, включившей в себя как представителей Московской Патриархии (прот. Всеволод Чаплин), так и известных экономистов-экспертов (С. Глазьев, В. Мау). Аналогия с заповедями дала повод скептически настроенным СМИ именовать Свод «популярной деловой Библией» и «Ветхим Заветом для новых либералов», а также воспринять его как церковное предупреждение чересчур разнуздавшимся олигархам, сделанное Церковью по указке власти (печально известное «дело ЮКОСа» в тот момент было в очередном разгаре).
Чем же на самом деле обусловлена необходимость данного документа? Зачем для православного человека, занимающегося бизнесом, дополнительно прописывать нормы его деятельности в парадигме его веры? Ведь для него достаточно и так знакомых ему правил православного отношения к миру, которые ему приходится вспоминать в ежедневной молитве.
Однако необходимость существует, и весьма объективная. Попробуем тезисно ее обосновать — для ответа скептикам и всем тем, кто видит в современной Церкви лишь «ассистента» государства в его курсе по «усмирению» бизнеса.
Церковь должна давать адекватные ответы абсолютно на все вызовы современного мира — в силу растущей востребованности таких ответов, увеличивающегося вопрошания Церкви со стороны тех или иных референтных групп, выражаясь языком социальной психологии. Бизнес-сообщество должно было получить такой ответ, в первую очередь, учитывая первостепенную значимость его деятельности для всего окружающего общества. Другие «вопрошающие» группы, например, молодежные неформальные тусовки, получают ответы в миссионерских проповедях, обращенных непосредственно к ним известными молодежными пастырями (о. Андрей Кураев). И к каждому слою, к каждой категории необходим свой подход и ответы на особые вопросы. Бессмысленно доказывать юному панку безнравственность уклонения от налогов, а руководителю финансовой корпорации — печальные духовные перспективы увлечения сатанинским роком (за редким, конечно, исключением). Между тем, и тот, и другой переступают церковный порог за своим ответом. В данном случае подтверждается оптимальность выбранной формы заповедей — предложенные нормы служат примером удачной формы как современной миссии, так и современной экзегетики (науки о толковании Священного Писания), когда для тех, кто нуждается в помощи, не отменяется возможность интерпретации.
[1]
Вследствие этого прописанный ответ на каждодневные и очень важные для делового человека вопросы необходим тем, кто только становится на церковный порог. Свод, помимо прочего, превращается в «пособие» для воцерковляющихся бизнесменов.
Кому-то регламентированная, кодексная форма изложения принципов покажется формализмом. Однако необходимость именно такого формата также может быть объяснена. По определению американского социолога Д. Белла, главным принципом современного постиндустриального общества является принцип «разделенных ценностей»: чем большее количество людей разделяет ценности организации, тем большим социальным капиталом она обладает. В эпоху правления корпораций чрезвычайную важность приобрело корпоративное сознание. Ощущение общности в достижении цели, единства достойных намерений как никогда принципиально для людей общества, состоящего из групп. Именно поэтому такую популярность сегодня приобретает мода на собственные этические кодексы в различных крупных корпорациях.
Наконец, кодекс дает тем, кто соглашается ему следовать, возможность обрести смысл их деловой активности. Стремление к личному обогащению, равно как и деловой азарт, свойственный талантливым предпринимателям, рано или поздно доходят до критической точки, пресыщения, после которой требуется дальнейшее направление энергии труда. Бездуховный человек неизбежно становится здесь на тупиковый путь депрессии, разочарования или же на гибельную дорогу усугубления собственной алчности. Здесь же дается ответ на вопрос, во имя чего накапливаются капиталы, можно сказать, выражен православный аналог протестантской капиталистической этики, изученной Максом Вебером, — только с опорой на собственные успешные традиции купечества и меценатства.
Другой вопрос — насколько полноценно бизнесмены, называющие себя православными, намерены выполнять данный кодекс? Это — дело индивидуального выбора, равно как и вопрос соблюдения «обычных» христианских заповедей является частным и конкретным делом каждого, называющего себя христианином. В любом случае, если рассуждать по логике «нужен — обойдемся и без него», наличие кодекса православной деловой этики в наше время однозначно лучше, нежели его отсутствие. Должен существовать ответ на будущий вопрос — пусть даже самому человеку неведомо, когда его душа решится спросить.
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!