rss
    Версия для печати

    Олимпийское не-спокойствие

    Для современного мира значение олимпиады в Афинах заключается в возможности воспользоваться самими играми и тем фактом, что место их проведения неразрывно связано с истоками олимпийского движения, чтобы возродить некоторые фундаментальные спортивные ценности. Речь идет о приверженности присущим спорту принципам «честной игры», уважению к себе, соперникам и правилам соревнований. Но мало кому придет в голову, что олимпиада в стране, которая первой в западном мире услышала благовест, должна значить нечто другое в этом западном мире, который все еще считает себя христианским.

    Олимпийские игры начинались в пятницу 13 августа. Греки готовились к ним в состоянии постоянной озабоченности самой возможностью вовремя закончить строительство олимпийских объектов, а также обеспечить повышенные меры безопасности.

    Это беспокойство имеет под собой все основания, и грекам очень непросто его развеять. Античный мир объявлял на время Олимпиады перемирие. Современный мир вряд ли на это пойдет. Очевидно, спорт не обладает уже тем миротворческим потенциалом, который некогда прославил Олимпиаду.

    В общем, не мудрствуя лукаво, можно сказать, что до тех пор, пока физическое совершенствование тела служит совершенствованию человека в духе христианских добродетелей, они совместимы. Но спорт этим не занимается. Причем уже очень давно. Поэтому христианство приемлет спорт как часть мира сего. «О спорт, ты – мир!» — тут не поспоришь.

    Негативные аспекты самого спорта — сотворение кумиров, зарабатывание денег и низкий уровень рефлексии этого рода человеческой деятельности – появились не сегодня. Да и частью массовой культуры спорт стал тогда, когда эта культура вступила в свой права – в начале 20 века, то есть тогда, когда барон де Кубертен предложил миру старый символ в новом обличье – цветные кольца на белом флаге, взмывающие ввысь под «Оду к радости» Бетховена. И сегодня спорт – часть массовой культуры, причем органичная ее часть, спортивная и подтянутая. В одну бутылку общество наливает пепси и футбольных кумиров, в фокус одной и той же камеры попадают теннисистки и мобильные телефоны.

    Античность поклонялась телу, а занятия в палестрах были способом приближения к Благу. В Средние века рыцарские добродетели (умение ездить верхом, фехтовать и даже играть в шахматы) – вполне телесны и спортивны, но они имели христианскую основу. Возрождение явило миру гуманизм и, вознеся телесность до небес, само упало до маньеризма. В новое время спорт впервые становится развлечением в полном смысле слова, культурной забавой. Так что Пьер де Кубертен предложил оливковую ветвь Олимпиады миру, вполне готовому пуститься в греческие языческие кущи. Советская система освоила еще один потаенный смысл олимпийской аллегории, используя спорт как форму пропаганды и социального инжиниринга. С одной стороны – огромная мобилизующая сила, которая апеллирует к первобытным инстинктам, с другой – христианская идея нового человека, но перекроенная на языческий лад.

    Для современного мира, который потерялся на полпути между олимпийской и христианской религией, значение олимпиады в Афинах заключается в возможности воспользоваться самими играми и тем фактом, что место их проведения неразрывно связано с истоками олимпийского движения, чтобы возродить некоторые фундаментальные спортивные ценности. Речь идет о приверженности присущим спорту принципам «честной игры», уважению к себе, соперникам и правилам соревнований. Но мало кому придет в голову, что олимпиада в стране, которая первой в западном мире услышала благовест, должна значить нечто другое в этом западном мире, который все еще считает себя христианским. Или степень прельщения столь велика?

    Нечестные приемы, связанные со спортивным оборудованием, насилием, допингом, используются непосредственно на спортивных состязаниях. Международный олимпийский комитет постоянно в центре взяточных скандалов. Встречается нечестность и за пределами стадиона — в залах заседаний, где судьи бесчестным судом предрешают исход соревнований. Все это способно разочаровать как самих атлетов, так и зрителей. Хотя христианина разочарует сам дух агона, который должен быть основным мотивом для спортсменов. Но и этого агона сегодня все меньше, поскольку они забыли о необходимости дополнять природные способности усердным трудом, чтобы в один прекрасный день, возможно, заслужить звание олимпийского чемпиона. Победа некогда становилась результатом таланта и самоотдачи, а не «работы» беспринципных ученых, врачей и тренеров.

    Но именно к этому и сводится сегодня спорт, превращаясь в бессмысленный и порой жестокий фарс, окрашенный гуманистической патетикой.

    Задумывались ли вы, почему так агрессивны футбольные или хоккейные фанаты? Поклонники тенниса или плаванья ведут себя тише. Ответ на поверхности – командные виды спорта в гораздо большей степени, чем индивидуальные, будят в человеке хтонические инстинкты. Поэтому и сам спорт, когда он обращается к широким массам и мобилизует их в их языческой мощи, перестает иметь отношение к христианству. В общем, Олимпиада сделала круг: родившись в Греции и оттуда же начав свое шествие по современной планете, в этом году она снова там в своем языческом великолепии. Не имея никакого отношения к христианству в «христианской» Греции.

    ***
    www.newsru.com

    Примечательно, что в древности христианские иерархи были ярыми противниками Олимпийских игр. Именно Церковь была инициатором запрета на их проведение. В 394 г. от РХ византийский император Феодосий прервал тысячелетнюю традицию олимпийских состязаний, напрямую связанную с языческими культами. Принято считать, что возродившееся в XIX в. олимпийское движение носит сугубо светский характер, поскольку на стадионах больше не приносятся жертвы античным богам.

    Очевидно, что позиция Церкви в отношении к подобным соревнованиям также изменилась. Сейчас стало возможным участие Вселенского Патриарха Варфоломея и Архиепископа Афинского и всея Эллады Христодула в церемонии открытия последних Олимпийских игр. Более того, эти состязания оцениваются греческим иерархом как возможность дать «единодушный ответ терроризму и насилию».

    Русские спортсмены впервые отправились на игры в сопровождении священника для духовной поддержки нашей команды. Церковь видит в олимпийцах «воинов, защищающих честь родины» и молится об их успехах.

    ***

    portal-credo.ru

    В преддверии Афинских состязаний по указанию Папы Иоанна Павла II в составе Папского совета по делам мирян была создана специальная секция «Церковь и спорт», которая станет координационным центром национальных и международных спортивных организаций и для местных церквей в их пасторской заботе о спортивном сообществе.

    Известно, что сам Папа Иоанн Павел II был человеком весьма спортивным: увлекался альпинизмом, плаванием, греблей на байдарках. Глава Римо-Католической Церкви часто дает аудиенцию спортсменам: принимает футбольную команду «Реал Мадрид», любителей марафонского бега.

    ***

    www.epharhia.ru

    Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил послание президенту Олимпийского комитета России Л. В. Тягачеву, в котором он поблагодарил за приглашение участвовать в церемонии проводов сборной России и выразил надежду на успешное выступление наших спортсменов. «Создание благоприятных условий для привлечения молодежи к активным занятиям физической культурой и спортом, отстаивание спортивного престижа нашей страны на международных соревнованиях, воспитание и формирование активной гражданской позиции, — несомненно, дело, заслуживающее всяческого одобрения и всемерной поддержки». Патриарх с радостью отметил, что, отправляясь на Олимпийские игры, спортсмены получили молитвенное напутствие в храме св. вмч. Георгия Победоносца.

    Вставить в блог

    Олимпийское не-спокойствие

    10 октября 2004
    Для современного мира значение олимпиады в Афинах заключается в возможности воспользоваться самими играми и тем фактом, что место их проведения неразрывно связано с истоками олимпийского движения, чтобы возродить некоторые фундаментальные спортивные ценности. Речь идет о приверженности присущим спорту принципам «честной игры», уважению к себе, соперникам и правилам соревнований. Но мало кому придет в голову, что олимпиада в стране, которая первой в западном мире услышала благовест, должна значить нечто другое в этом западном мире, который все еще считает себя христианским.
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru