rss
    Версия для печати

    Энциклопедия заблуждений: Артос, Портос и косолапое… паникадило, или Почему артос не мушкетер, а паникадилом нельзя кадить

    Вот так, а́ртос, а не Атос, и с ударением на первом слоге звучит и пишется церковный термин, принятый по ошибке за французское имя некоторыми нашими читателями. Это калька греческого слова «(квасной) хлеб», означающая общий всем членам Церкви освященный хлеб, просфору всецелую (он и похож по виду на очень большую просфору). Артос освящается особой молитвой в первый день Пасхи на литургии и сохраняется всю Светлую седмицу (неделю) на аналое перед иконостасом до субботней литургии, когда артос раздробляется и раздается верующим как святыня — в напоминание о пребывании с нами воскресшего Спасителя.

    Вот так, а́ртос, а не Атос, и с ударением на первом слоге звучит и пишется церковный термин, принятый по ошибке за французское имя некоторыми нашими читателями. Это калька греческого слова «(квасной) хлеб», означающая общий всем членам Церкви освященный хлеб, просфору всецелую (он и похож по виду на очень большую просфору). Артос освящается особой молитвой в первый день Пасхи на литургии и сохраняется всю Светлую седмицу (неделю) на аналое перед иконостасом до субботней литургии, когда артос раздробляется и раздается верующим как святыня — в напоминание о пребывании с нами воскресшего Спасителя.

    Как и на обычной просфоре, на артосе сверху есть печать. Это или крест, увенчанный тернием, — знамение победы Христа над смертью, или образ Воскресения Христова. Частицы артоса хранятся дома как духовное лекарство от телесных и душевных немощей; ими даже причащаются за неимением Святых Даров. Кстати, разновидностью артоса на нижней степени освящения является пасхальный кулич, представляющий собой церковно-обрядовую пищу, а вовсе не гастрономическую роскошь.

    Другая распространенная ошибка, встречающаяся даже в печатных текстах, — неразличение двух разных по назначению и по происхождению реалий — кадила и паникадила. В одной газетной заметке об освящении помещений факультета Университета было сказано, что священник держал в руках паникадило и совершил им полное каждение аудиторий. Конечно же, такое невозможно, поскольку паникади́ло (др.рус. поникандело (через «ять»)) — «висячий подсвечник, для большого количества свечей», спускающийся из купола центральной части храма и имеющий обычно свыше 12 свечников (в современной практике вместо свечей вставляются лампочки), расположенных кругообразно в несколько ярусов. Это слово — сближенное с «кадило» заимствование из среднегреческого (polukándēlon), начальные слоги которого, вероятно, подверглись влиянию слова «панихида» (Фасмер). А тот «инструмент», которым диакон или священник действительно совершают каждение храма или освящаемого помещения, называется кадило или кадильница — т. е. сосуд (по виду — две чаши, верхняя — крышка, поднимающаяся и опускающаяся на нижнюю с помощью цепочки), в котором на горящие угли кладется ладан для курения. Производящий его глагол «кадить», возможно, родствен греческому «кедр» (kédros), поскольку это дерево широко употреблялось в виду своего благовония (Фасмер). Корень кад- также сходен с лат. candére, «быть белым, раскаленным» и candéla, «свеча», греч. kandáros, «уголь». От этого же корня, кстати, происходят «чадить» и «чад» (прот. Г. Дьяченко).

    Паникадило не просто светильник. Как и вся храмовая утварь, оно имеет символическое значение. Вообще свет в храме прежде всего — образ небесного, Божественного света, отличного по существу от природного. В древних византийско-русских храмах даже в самый яркий день был полумрак — символическое отображение человеческой жизни, погруженной в сумрак греха и неведения; сумрак в храме также образ мысленного покрова, которым окружены тайны Божии. Но в этом мраке всегда светит свет веры: «Свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1, 5). При воскресном и праздничном богослужении по Уставу возжигаются все светильники, в том числе и паникадило, создавая образ того полного света Божиего, который воссияет верным в Царствии Небесном и содержится уже в духовном значении празднуемого события. Множеством своих огней паникадило означает Небесную Церковь как созвездие, собрание людей, освященных благодатью Святого Духа, горящих огнем любви к Богу, пребывающих в свете Царствия Небесного. Поэтому оно и спускается сверху в ту часть храма, где стоит собрание всех нас — земной Церкви, призванных стремиться ввысь, к небесным собратьям. Церковь Небесная освещает своим светом земную, прогоняя от нее мрак — таков смысл висящих паникадил (см. Настольную книгу священнослужителя, т. 4).

    Вставить в блог

    Энциклопедия заблуждений: Артос, Портос и косолапое… паникадило, или Почему артос не мушкетер, а паникадилом нельзя кадить

    21 декабря 2006
    Вот так, а́ртос, а не Атос, и с ударением на первом слоге звучит и пишется церковный термин, принятый по ошибке за французское имя некоторыми нашими читателями. Это калька греческого слова «(квасной) хлеб», означающая общий всем членам Церкви освященный хлеб, просфору всецелую (он и похож по виду на очень большую просфору). Артос освящается особой молитвой в первый день Пасхи на литургии и сохраняется всю Светлую седмицу (неделю) на аналое перед иконостасом до субботней литургии, когда артос раздробляется и раздается верующим как святыня — в напоминание о пребывании с нами воскресшего Спасителя.
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru