Tweet |
Современные риторики уже не учат нас, как писать письма или прошения адресатам с разными общественными статусами; как обращаться к высшим, равным и низшим по положению (да и нет у нас теперь никаких обращений). Учебниками по этикету пользуются разве что дипломаты. И, пожалуй, единственное место, где все еще существует не только строгая иерархия, но и целая система обращений и этикетного поведения — это храм.
Прежде всего нужно помнить о том, что храм — дом Божий на земле, и входить в него полагается тихо и благоговейно, т. е. со страхом Божиим, глубоким уважением (таково значение церковнославянского слова «благоговение»). По сложившейся традиции при входе в церковь или монастырь (и выходе из них) принято перекреститься и поклониться. Войдя и остановившись при дверях, нужно совершить три поклона, каждый раз осеняя себя крестным знамением и произнося про себя краткую молитву: «Боже, милостив буди мне грешному» (поклон), «Боже, очисти мя грешного и помилуй мя» (поклон), «Создавый мя, Господи, прости мя» (поклон).
Увидев священника, нужно правильно поприветствовать его. Вот только как понять, кто из встретившихся вам служителей в почти одинаковых для непривычного глаза черных одеждах (которые называются подрясниками и/или рясами) — священник, а кто — дьякон или алтарник (впрочем, алтарники вне богослужения одеты в светское платье)? Это просто: священник всегда носит на груди наперсный крест («перси» по-церковнославянски значит «грудь»), а дьякон нет (не говоря уже об алтарниках). Подрясники и рясы — длинные, до пят, с наглухо застегнутым воротом одеяния, расширяющиеся книзу, с запáхом, — повседневная одежда духовенства и монашества всех степеней; у монахов — черного цвета, у белого (т. е. немонашествующего) духовенства может быть также темно-синей, коричневой, серой и белой (светлых тонов — для летней поры). Ряса отличается от подрясника только покроем рукава — длинного, расширенного книзу; носят ее только священники (поверх подрясника, как это следует из формы последнего слова). Дьяконы во внебогослужебное время обходятся только подрясником. Само слово «ряса» происходит от греческого прилагательного to ráson («оскребанная, без ворса; вытертая, поношенная»); такую почти нищенскую одежду носили монашествующие в Древней Церкви, через них ряса вошла в обиход всего духовенства. Все богослужения, кроме литургии, священник совершает в подряснике и рясе, поверх которых надеваются еще особые богослужебные одеяния (ризы); дьяконские одеяния, соответственно, — поверх подрясника.
Убедившись, что перед вами священник, надо с ним поздороваться... вот только «Здравствуйте!» священнику не говорят. Правильной формой приветствия будет испрашивание благословения: «Отче, благословите!» (если имя вам пока не известно) или «Отец имярек, благословите!» Если вы знаете, что перед вами настоятель храма — «Отец настоятель, благословите!» У дьякона благословения не берут, а просто здороваются: «Отец дьякон (отец имярек), добрый день!» Впрочем, если вы не уверены, кто перед вами, всегда лучше ошибиться в «высшую» сторону — тогда дьякон ответит: «Благословил бы, да благодати не хватает!» Или просто скажет, что он не священник.
Наперсные кресты, которые носят обычные священники, делаются из металла белого цвета, простыми, без украшений; но если вы увидите перед собой священника с желтым крестом, то это может быть уже и протоиерей (приставка прото- происходит из греч. prōtos — «первый»), буквально «первосвященник» или старший священник. Если священник носит крест с украшениями, то это протоиерей наверняка. К нему, соответственно, обращаются «Отец протоиерей, благословите!» Взяв благословение у незнакомого священника, совсем не зазорно спросить: «Простите, отче, не знаю Вашего имени/ как Вас зовут?» Помните, что обращение «батюшка» уместно только по отношению к старшему по положению или заслуженному, почитаемому церковным народом священнику. Будет некорректно, да и по сути неправильно назвать «батюшкой» молодого священника, тем более — в присутствии старшего, например, одного из священников храма — при настоятеле.
Продолжение следует
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!
У обывателя все эти запреты создают дополнительные преграды на пути в Церковь, страх сделать что-то "не так".