Tweet |
Энколпион, вторая половина 11 века, бронза | ||
Русское слово «крест» заимствовано из церковнославянского языка. Первоначально праславянское *krьstъ (и в старославянском также крьстъ, где «ь» и «ъ» — очень краткие (редуцированные) звуки, близкие по звучанию «е» и «о») означало «Христос»; заимстововано оно из древневерхненемецкого (krist, christ). По всей вероятности, в процессе употребления сначала возникло значение «распятие» (лат. crucifixus), откуда и развилось значение креста (Фасмер). Так в самом слове символически соединяются (а греческое «символ» происходит от глагола symballo, как раз и означающего «сбрасывать в одно место; соединять») орудие смерти и Тот, кто, быв распят на нем, победил смерть. Крестик, который мы надеваем в таинстве Крещения и носим на груди в знак того, что мы христиане, — образ того креста («древа крестного»), на котором Господь добровольно умер за нас. И символ — крестоношения, нашего по примеру Христа, и напоминание нам слов Спасителя: «Кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной» — «иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть». (Мк. 8, 34; Мф. 9, 30).
Нательный крест и называется так (или еще «тельным»), потому что носится на теле под одеждой (снаружи крест носят только священники), хотя известно, что в первые века после принятия Русью христианства кресты носили поверх одежды — как ясные показатели христианского крещения; носится всю жизнь (по церковным канонам христианин не должен снимать его нигде и никогда): раньше на Руси как крестик надевали при крещении на 40-ой день после рождения, так с ним и хоронили. Это было единственное неотъемлемое имущество человека.
Наиболее древние тельные кресты, Х-XII веков, были четырехконечные с равными концами. Они изготовлялись из различных пород камня и дерева, из стекла, янтаря и кости. Хотя самый распространенный православный нательный крест имеет восьмиконечную форму, более всего соответствующую форме Креста, на котором был распят Христос, Церковь приемлет кресты и других форм — чаще всего 4-х- и 6-конечные. Древние кресты отличались удивительным разнообразим форм и декора. Они имели различные средокрестия (в виде квадрата, ромба или круга), разное завершение концов, или ветвей, — трехлопастное, криновидное (стилизованное изображение цветка лилии), ажурное. Существовали кресты от трех- до двенадцатиконечных; кресты, заключенные в круг, и с перекрестиями на концах.
Кресты с рельефным изображением в центре восьмиконечного креста с копием и тростью, окруженные пышными цветами, травами и ажурными сквозными узорами, получили название «процветших», или «Процвете древо Креста», что было связано, прежде всего, с прообразом Креста в Ветхом Завете — «Древом Жизни».
Крест Гоголя Н.В. | ||
Среди тельных крестов были широко распространены металлические, как самые прочные, долговечные и красивые. Изредка при раскопках встречаются золотые и серебряные, но чаще всего — меднолитые. Сейчас нательные кресты самые разные и чаще всего, наоборот, серебряные и золотые, — важно помнить, что нельзя превращать свой крест в ювелирное украшение, в элемент декора: в богатстве и разнообразии украшений должно проявляться почитание креста, а не стремление к роскоши; поэтому его и не носят напоказ.
На нательном кресте с обратной стороны может быть надпись «Спаси и сохрани», либо начало молитвы Честному Кресту Господню: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его» (эту молитву мы ежедневно читаем в составе вечернего правила). На многих домонгольских крестах (т. н. «энколпионах» от греч. «на груди») помещалось изображение Богоматери и надпись «Святая Богородице, помогай». На крестах, как на образках, тоже носимых на груди, могли изображаться святые — Никола Чудотворец или мч. Никита, «победитель дьявола» и «смущение бесам». В XVII веке на русских напрестольных, наперсных и тельных металлических крестах стали изображать орудия Страстей Христовых, среди которых были гвозди (в православной традиции — четыре), молоток, клещи, плеть, копие, трость, перчатка (символ заушения), а также мешочек с высыпающимися монетами, игральные кости, которые бросали воины, разделяя ризы Христовы, и т. д.
Известны «мужские» и «женские» крестики: первые к концам расширялись либо имели прямые или закругленные концы, а женские, наоборот, сужались, напоминая по форме стилизованный лист дерева. Эта особенность была присуща крестам, которые носили старообрядцы. В XIX веке пышные барочные формы процветших крестов сменяются более строгими, что было связано с господствовавшим в России в первой половине XIX столетия стилем классицизм. Во второй половине XIX века, когда резко возрос интерес к археологии и древнему искусству, вновь появляются кресты, воспроизводящие ранние формы, — такие, как каменные кресты-«корсунчики», и другие. Естественно, что со сменой стилей в искусстве форма и декор нательных крестов до определенной степени меняются; изменения не коснулись только нательных крестов, носимых старообрядцами, которые сохранили архаичность вплоть до настоящего времени.
Вокруг нательных крестов существует множество недоумений, примет и суеверий. Люди часто боятся надевать чужие кресты или дарить крестик. А в древности существовал даже чин церковного братотворения, при котором, обмениваясь нательными крестами, становились крестовыми побратимами (вспомните, кстати, эпизод из романа Ф.М. Достоевского «Идиот»). Кроме того, крестные родители чаще всего дарят своему крестнику именно нательный крест. Такой (крестильный) крестик, чтобы не потерять, родители могут и снять с ребенка после крестин и убрать в красный угол или подвесить в изголовье кроватки, а на малыша надеть другой (см. также Можно ли причащать младенцев без нательного крестика?). Человек может иметь и не один крестик — по обстоятельствам (см. Можно ли менять нательный крест?); а если ваш крестик сломался, его можно скрыть в непопираемом месте (см. Муж на работе случайно повредил нательный крест и иконку. Что это может значить?).
При подготовке использовался материал из книги С.В. Гнутова «Крест в России» — М., 2004.
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!