rss
    Версия для печати

    Люди в черном, или очерки бурсы XXI века

    Эти люди иногда появляются среди нас. Но чаще всего мы их не замечаем. Потому что внешне они мало чем отличаются от своих собратьев-студентов. Пожалуй, некоторые опрятнее. Одеты скромнее. В общем, не бросаются они в глаза. Но все меняется, когда вы попадаете к ним. Тогда они повсюду. Часто ходят не по одному. Одеты в черное. Вас они тоже не замечают. Хотя… Корреспонденту ТД Марии Зубаревой удалось обратить на себя их внимание. Кто же такие эти люди в черном?

    Here come the men in black, galaxy defenders…

    (из саундтрека к фильму “Men in black”)

    Эти люди иногда появляются среди нас. Но чаще всего мы их не замечаем. Потому что внешне они мало чем отличаются от своих собратьев-студентов. Пожалуй, некоторые опрятнее. Одеты скромнее. В общем, не бросаются они в глаза. Но все меняется, когда вы попадаете к ним. Тогда они повсюду. Часто ходят не по одному. Одеты в черное. Вас они тоже не замечают. Хотя… Корреспонденту ТД Марии Зубаревой удалось обратить на себя их внимание. Кто же такие эти люди в черном?

    Сайт студенческого журнала Московской духовной академии «Встреча»

    Общежитие

    - Вы не думайте только, ради Бога, что это самые лучшие, это самые рядовые охломоны. С которыми можно просто пообщаться. А если Вам нужно предоставить других охломонов – пожалуйста, любых на подбор, 500 человек. – с такими словами провожал меня протоиерей Павел Великанов, секретарь Ученого совета Московской духовной академии и семинарии (МДАиС). С ним и четырьмя его студентами мне и довелось познакомиться. Отец Павел не совсем прав. Из этих «охломонов» один кандидат наук (выпускник МГУ), второй сисадмин Академии (выпускник Бауманского)… не такие уж и рядовые.

    Рядовыми они бывают на первых курсах. Вот тогда-то условия действительно полу-армейские, полумонастырские, а чем-то напоминают школу. Или детский сад. Представьте себе помещение бывшей Императорской конюшни. Комната, в которой спит 17 человек, без двери. А то, что называется дверью, выходит в комнату, где спит еще 17 человек, без двери, она выходит в комнату, в которой спит… правильно: еще 17 человек. Вот так живут семинаристы-«перваки», как мы бы их назвали. Здесь строгий отбой в 23:00. Но его не слишком строго соблюдают на первом курсе. Проверяют, конечно, но только один раз, сразу после отбоя. А если проверяющий дежурный помощник придет еще раз, это будет против правил. Так здесь не играют. Поэтому наговориться можно вволю. «По-моему, на первом курсе я переговорил обо всем – говорит третьеклассник (здесь классы, а не курсы) Александр. – Теперь мне с одноклассниками говорить о жизни не приходится. Теперь у нас в комнате спит три человека, а не 17 и засыпаем без диалогов».

    Учеба

    Каждый день, кроме воскресенья, с утра до обеда семинаристы, как и все студенты, учатся (лекции, семинары). Потом два часа отдыха и на первых курсах начинается самоподготовка. Т.е. студенты должны сидеть в огромном шумном классе и, теоретически, готовиться к следующему дню. За пять лет обучения нормальный семинарист может выучить четыре языка, не считая церковно-славянского: древнегреческий, латынь, 2 новых иностранных языка. Многие учат еще новогреческий и китайский. Для тех, у кого есть слух и голос, существует пение. Хор МДАиС считается одним из лучших на сегодняшний день.

    Один день в месяце называется «академическим». Это выходной. Лучше даже сказать абсолютный выходной, потому что обычных выходных у семинаристов практически нет: они либо учатся, либо молятся. Даже для того, чтобы в большие церковные праздники (которые во всех церковных организациях выходные) уехать из Академии, нужно писать прошение, его должны подписать, если сочтут нужным. Да и делать это можно не часто. А вот в этот день (он обязательно должен быть не постным) все прошения подписываются и можно уезжать (далеко, правда, не уедешь), идти в лес на шашлыки – кто во что горазд. Семинария в этот день просто пустует.

    Система

    Может быть, главное отличие семинарии от института в том, что здесь не только учат, но и воспитывают. Для обозначения семинарии с такой ее особенностью придуман специальный термин «система». Разговор на эту тему обычно начинается с фразы: «Я не знаю, насколько это форматно…» Периодически перебивается словами: «но это не для печати…» По определению Антона (он, кстати, системный администратор Академии, правда, в обычном смысле), система – это совокупность условий, правил и обычаев, в которые попадает студент семинарии. За исполнением этих правил следят проректор по воспитательной работе и его дежурные помощники. Если провести аналогию, это как сержант и прапорщики в армии. Т.е. важен не столько устав, сколько то, как он применяется. Огромную роль играет то, каков дежурный помощник, каков студент и какие между ними отношения. Либо ты воспринимаешь себя членом живого организма, в котором все живет по любви. Либо у тебя формальное отношение ко всему происходящему и ты видишь только один закон.

    «Мне кажется, - говорит Антон, - для формирования характера человека очень полезно пожить год, может быть, два в этих тяжелых полуармейских условиях, с дисциплиной. Особенно для тех, кто приходит после школы (сам-то он закончил Бауманский). Человек быстрее взрослеет. Другое дело, если приходит человек взрослый. У него уже другие цели, он сформировался и система уже не будет приносить ему такой пользы.»

    Протоиерей Павел Великанов на фоне своих "охломонов"

    «Но ведь мы все живые «человеки», - говорит отец Павел, - и в нас и того, и другого, и полно. Вопрос вот в чем: когда применять методы закона, а когда – благодати? И вот Божественная милость, которая явственно почивает на священноначалии Московских духовных школ… определяет, когда подходить к человеку со всей строгостью закона, а когда прощать то, чего не следовало бы прощать. А насколько эта мудрость и милость Божия почивает на священноначалии, напрямую зависит от того, как молятся за зде начальствующих те самые, которые в этой милости очень сильно нуждаются».

    К примеру, один из моих собеседников Коля с самого начала не замечал в семинарии особых ограничений. «Те ограничения, которые здесь существуют: - говорит он, - то, что надо ходить на обед, на утреннюю и вечернюю молитву, то, что надо после отбоя спать, на уроке сидеть учиться, а домашние задания готовить – совершенно естественны и логичны. Это даже сложно назвать ограничениями. Это минимум общежития».

    На то он и кандидат наук. Я, например, о своей студенческой жизни сказать такого не могу. Мне каждую сессию приходится заново убеждать себя в том, что экзамены надо сдавать вовремя.

    Столовка

    Трапеза в семинарии – это не только то место, где едят, но и то место, где выслушивают распоряжения администрации. Собираются все студенты и дежурный помощник проректора по воспитательной работе сообщает, какие планируются мероприятия и кто на какие послушания заступает. Там же «вылавливает» провинившихся.

    Впрочем, когда трапеза- это столовка, то там действует закон: «Когда я ем, я глух и не разговариваю». Правда, как и любой закон, он действует во многом формально (т.е. иногда разговаривают, но шепотом). Забавно наблюдать такую картину: проходит дежурный помощник и столы перед ним замолкают, а следующие начинают разговаривать.

    Личная жизнь

    В семинарии, а точнее, в регентской и иконописной школах при МДА учатся и девушки. Вот только живут, учатся и трапезничают они порознь. На первых, вводных, лекциях, которые проходят вместе, они предпринимают попытки сесть вперемешку. Но это быстро пресекается словами строгого преподавателя: «Так, мироносицы – налево, апостолы – направо».

    Итак, есть семинаристы. Есть «регентши» и «иконописицы». Считается, что последние изначально склонны к монашеству. Просто потому что замужней женщине, тем более матери, писать иконы нет времени. Да и из истории известно, какую строгую жизнь вели знаменитые иконописцы. А вот отношения семинаристов и «регентш» - всегдашний предмет баек. Например, таких. Поймал как-то семинарист золотую рыбку. Она, конечно, предложила исполнить три желания. Ну, тот первым делом попросил, чтобы кормили хорошо. Потом, как настоящий студент, чтобы занятий было только час в неделю. Ну, а напоследок, как настоящий христианин, чтобы войны больше не было. Рыбка ему: «послушай, я такая маленькая, а люди такие злые, это желание очень трудно исполнить…» На что семинарист, не долго думая сказал: «ну ладно, давай, чтобы все регентши были хорошими женами». И получил ответ: «Что-что ты там про войну говорил?» Известно, что девушки по этому поводу написали стихотворение с нехитрой главной мыслью – какой рыбак, такая и жена. А вообще отношения у них хорошие.

    Это лишь первая часть публикации. Ждите скорого продолжения: «Люди в черном-2» в интернет-издании «Татьянин День». Как говорится, to be continued…

    Читайте также:
    Люди в черном-2, или очерки бурсы XXI века. Очерк второй
    Сайт студенческого журнала Московской духовной академии «Встреча»

    Вставить в блог

    Люди в черном, или очерки бурсы XXI века

    14 сентября 2006
    Эти люди иногда появляются среди нас. Но чаще всего мы их не замечаем. Потому что внешне они мало чем отличаются от своих собратьев-студентов. Пожалуй, некоторые опрятнее. Одеты скромнее. В общем, не бросаются они в глаза. Но все меняется, когда вы попадаете к ним. Тогда они повсюду. Часто ходят не по одному. Одеты в черное. Вас они тоже не замечают. Хотя… Корреспонденту ТД Марии Зубаревой удалось обратить на себя их внимание. Кто же такие эти люди в черном?
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru