Tweet |
Рекламный плакат фильма "Омен" | ||
Красное-красное вино проливается на белый-белый пододеяльник умирающего Папы Римского. Красное на белом. Точка. Дальше фильм «Омен» можно было не смотреть. Жаль, что это и есть заключительный момент «шедевра». Смею заверить вас, дорогие собратья по вере, что сей продукт киноиндустрии оказался пустым местом, по мере бездарности сопоставимым разве что с нашумевшим «Кодом да Винчи».
Часто нам, православным христианам, свойственно реагировать на те или иные продукты современной массовой культуры не так, как они того заслуживают на самом деле. Нет чтобы махнуть рукой: да мало ли сейчас снимается всякой ерунды? Может быть лучше и не трогать «сие»? Тем более что и премьера, приуроченная с претензией на оригинальность, к шестигранной дате (фильм, как вы помните, вышел на экраны 6 июня 2006 года) как бы давно уже миновала…
Однако, вернуться к сему «шедевру» побуждает только одно – попытаться разобраться в чем, собственно, заключается «ужасность» этого очередного псевдо-антихристианского киноклона? А вдруг случится и так, что с позиций христианства «Омен» окажется вдруг и не так ужасен, как его малюют? И даже, напротив, в нем можно будет отыскать совершенно необходимые и важные позывные современному человеку?
В первую очередь важно, что этот фильм говорит о конце света в ключе христианского учения, в отличие от множества в последнее время снимаемых Голливудом фильмов вроде «Послезавтра». Землю губит не вода или пришельцы, с которыми борются доблестные ВВС США и отдельные герои, а, как и написано в Апокалипсисе, пришествие Антихриста. Вечный Лжец – Диавол и тут не дает слабины – Дэмиан (он же Антихрист) появляется на свет с помощью обмана – при этом не какого-то плутовства-волшебства, а самого сильного средства – лжи ради любви. Все происходит именно так, как и бывает на протяжении веков, когда человеку кажется, что ради любви и дальнейшей честной и доброй жизни он сейчас немного соврет. Ложь отца ребенка во спасение жизни и психики любимой им жены оборачивается страшной трагедией для всего человечества. Но ведь и ложь-то не то что бы прямо ложь, а даже и добром оборачивающийся поступок – вместо умершего в родах младенца он приносит в палату к жене найденыша. Они ведь все одинаковые, эти младенцы, им даже бирки вешают на конвертики, чтобы не спутать. Вроде и обманул, а вроде и вместо умершей жизни дал возможность для новой (умершей БЫ, если бы не отец). Вполне такой гуманистический поступок, корректный. И очень похожий на правду, к сожалению.
Автору можно простить, что Церковью с большой буквы, носительницей христианской истины в последней инстанции он признает Римо-Католическую Церковь, другого он и не знает. Непонятным лишь остается, почему сокровищница истины хранит ее не в Священном Писании, а в разных полу-кабаллистических начертаниях и заметках от наблюдения за движением планет. Но это скорее от отсутствия общего культурного слоя у создателей фильма.
Вместе с этим не очень заметным на фоне регулярных неслучайных смертей и убийств проходит основная, на мой взгляд, мысль фильма. Все, на самом деле, могло бы и не обернуться так плохо (по крайней мере для семьи дипломата). Дело в том, что отца Дэмиана на протяжении фильма преследует несколько ненормальный священник (конечно, немного оппозиционный по отношению к официальной Церкви, действующий сам по себе, но все же священник). Так вот, этот священник советует главному герою не убить младенца или облить его святой водой, нет, он говорит ему прямо и четко – тебе, а не мальчику, заметьте, надо пойти в храм и…. причаститься Святой Крови Христовой и Святого Тела Христова. Ни больше, ни меньше. Он, разумеется, наплевательски относится к словам полоумного священника, но в самый страшный момент, когда уже совсем почти нет дороги назад и зло уже почти совсем воцарилось – он во сне опять слышит тот же голос – иди и причастись. Разумеется, манкирует; иначе и быть не могло, ибо впереди еще три серии фильма, но момент очень важный, можно сказать, единственно достойный на протяжении всего фильма.
Кадр из фильма "Омен" | |
Существенно то, что причаститься предлагается не мальчику – насильно, но его отцу, собственно человеку, сделавшему однажды свой выбор в пользу лжи. Мальчик же, при попытке поехать всем семейством на воскресную службу устраивает форменную истерику и даже немного калечит собственную названную мать (настоящая-то, самка волка — давно лежит под гробовой плитой, рядом с младенчиком, который вовсе и не умер в родах, а был просто убит после родов – раздробили череп). В этой связи, правда, возникает резонный вопрос – а как же крестили-то Дэмиана-Антихриста (а крещен он точно был, поскольку крестным отцом отрока является Президент США), если он уже едет в Церковь? Но этот вопрос не имеет смысла задавать авторам фильма.
К сожалению, на этом заканчиваются все христианские мотивы в «Омене» и начинается безалкогольный коктейль для современной публики. Отец, в конце концов, понимает, что Дэмиан – Антихрист. Понять это окончательно ему помогает постыдная и немирная кончина его друга и толкователя негативов фотографа – ему отрезает голову ржавой вывеской в Иерусалиме. Случайно. Но для современного зрителя в фильме все случайности сняты крупным планом с той стороны занавеса – евреи починяют крышу, один из них случайно роняет молоток, который случайно падает на черепицу, которая случайно падает еще на что-то, что вызывает падение ржавой вывески на доме (сто лет висела – а тут, ну надо ж такое, металл истощился) прямо на голову несчастного фотографа. «А Аннушка уже разлила масло», как говорилось в известном произведении. Механизм работы Промысла с дотошной подробностью показан еще в нескольких местах фильма – ну что ж, может зритель и задумается о том, насколько все в нашей жизни не случайно.
Кадр из фильма "Омен" | ||
Догадливый отец тут же собирает артефакты – семь ножей, которые он раздобыл в Иерусалиме и которые надо воткнуть в Дэмиана – и прямиком в Лондон, в дипломатическое представительство США, руководителем которого на земле англо-саксов он и является. Пропуская хорорные подробности в стиле «Восставших из ада», когда ротвейлеры страшно бегут и падают в погреб, нянька-Шапокляк, оборачивающаяся ведьмочкой, летит, машина с бьющимся в конвульсиях Антихристом несется — куда? – нет, не на кладбище, а к костелу, стоит взглянуть на решающий момент фильма. И это действо, к сожалению, смешно. В самом плохом смысле этого слова. Американский интеллект, освященный законом о самообороне частной собственности с помощью дробовика, не приемлет иных способов борьбы со злом кроме как с помощью оружия. Отцу надо убить физически своего приемного сына (борьбу с самим собой за жалость к маленькому брюнету отец честно выигрывает), причем, почему-то убить его надо не где-то, а на алтаре храма. Это как-то совсем не вяжется с христианским подходом, скорее похоже на ритуал черной мессы с принесением на алтарь сатаны христианских младенцев. Аккордная часть фильма, к сожалению, продолжает эту тему – американский дипломат кладет ребенка на алтарь храма и, читая Отче наш (!!!), пытается вонзить в ребенка крестообразно семь ножей. Меткая пуля британского снайпера не дает довершить дело. Отец мертв, мальчик жив.
Проблема заключается не в том, что фильм наполнен неточностями, которым не стоит уделять внимания – Голливуд, все же, а в том, что банальность, позволительная в любом другом произведении массового кинематографа, здесь оборачивается опасной стороной. Все очень просто в этом мире — и зло уничтожается с помощью оружия и оружие же дает злу восстать. Решение фильма в этом смысле ничем не лучше решения фильмов со Сталонне или Шварценеггером.
Все как и везде – непонятные тени как бы за кадром, страшенные псины, злые копы, привычные зрителю виды смерти – повешение, пуля в лоб, лом в грудную клетку; обязательное кладбище (пойти на которое днем, когда и видно-то лучше гораздо, не приходит в голову героям) и один страшный монстр – полусгоревший священник, который и подсунул папаше пасынка – показывающийся эдаким Крюгером с ужасно обезображенным лицом в капюшоне. В том, что изображается, нет ощущения действительной трагичности кончины мира, нет плача и духовного напряжения, которое могло бы сопровождать столь масштабный замысел, а есть лишь страх, хорор, при этом не за мир, а за себя любимого – ощущение сродни тому, как в последних кадрах «Молчания ягнят» герой Энтони Хопкинса уходит в толпу. Страшно. За то, что он сейчас и к тебе придет.
Так же и здесь – в зрителя выстреливает прощальный взгляд Дэмиана — страшно, аж поп-корн в горле встает комом. Но страх-то этот, к сожалению, — не страх за себя, грешника, которому еще есть время для покаяния, а за себя, человека, которому не по себе оттого, что этот дьяволенок и до него доберется. После фильма, и впрямь, мало кто побежит в церковь (даже и в костел). Но очень и очень многие запомнят, КАК надо (при этом бесполезно) бороться со злом – с помощью арсенала известных средств.
Самое неприятное заключается не в том, что все это есть просто наивный взгляд товарищей из Голливуда, а в том, что это есть образ, который сделан специально для того, чтобы фильм продался. Фильм сделан не для думанья, а для смотрения, а наивность и глупость режиссеров оказывается на поверку совсем и не наивностью, а тонким расчетом – продать и этот больной вопрос человечества – пришествие Антихриста – за копейку. Как бы и эта тема закрыта, и на этот вопрос творцами массового сознания дан ответ – все просто, смотрите следующие серии приключений семейки Симпсонов, т. е. Дэмиана. И здесь, конечно, фильм очень похож на «Код да Винчи», где главная цель сходна – вот вам ответ на ваши сомнения – идти или нет Церковь – нет, поскольку она есть плод коварной и алчной выдумки попов-буржуинов. Тема закрыта.
В этом-то и вся печаль – массовому зрителю не дают думать, все ответы на экране. И, главное, ничего нового под прожектором кинобудки. Как говорил один наш политик середины девяностых – «пипл схавает все». Сейчас можно уже с уверенностью говорить о попытке организованной блокады наших жизненных ценностей. Кто-то поняв, что просто уничтожить христианство не получается, делает умнейший ход – подменяет настоящее «симулякром». Звенья этой цепи видны без лупы – «Код да Винчи», «Евангелия от Иуды», «Омен». Что будет дальше – зависит во многом и от нас, христиан. Но пикетами и забастовками тут уж точно только поможешь нашему врагу.
Tweet |
Вставить в блог
«Убояшася тамо, идеже не бе страх». О фильме «Омен»9 сентября 2006
|
Поддержите нас!