Tweet |
Обычно в своей работе я пользуюсь ноутбуком – у меня одна из последних моделей хорошей американской фирмы. Одновременно с написанием этого текста у меня обновляется RSS-поток, я получаю новую почту с 8 электронных адресов, происходит синхронизация компьютера с моим КПК. В наушниках – благочестивая музыка из моей медиа-библиотеки. Мышь уже давно потеряла хвост в виде провода – работает через беспроводной канал Blue-Tooth. Да, за соседним столом – супруга распечатывает ноты, готовится к урокам; в соседней комнате отец за своим ноутбуком готовится к лекции (или смотрит фильм про военные корабли). И это, заметьте, происходит не в семье киборгов, а в «интеллигентной профессорской семье», в окружении чудовищного количества книг и фолиантов.
Ну а что вы хотели? Разнообразие техники, множество невидимых сетей, протоколов и оптических волокон, нас опутывает, нам помогает, но нас же порой и ужасает.
Собственно говоря, в фильме «Пульс» как раз и ставится эта самая проблема – проблема зависимости человека в частности и человечества вообще от столь любимых нами сетей в широком смысле этого слова. Зло прокрадывается в мир незаметно, через те самые сети. Два парня создают некую «новую технику связи», «сверхширокий диапазон», «частоты о которых не знали», ну а после этого «явились они»; разумеется через эти самые частоты. Они – это призраки, которые вытягивают у человека душу и лишают его после этого тяги к жизни (что и понятно – какая жизнь, если у тебя душу вытянули). Компьютерные призраки вырываются наружу, то есть в человеческий мир, творят всякие беззакония, убивают ни в чем неповинных людей, многие и сами себя убивают после встречи с призраками. Герои фильма, пытаясь спасти положение, находят флэшку с антивирусом и вставляют эту флэшку в СамыйГлавныйКомпьютер. Но с помощью флэшки не удается спасти мир и он, «мир, которым мы его знали, рухнул, но воля к жизни неистребима. У нас. Но и у них».
Опять нам напомнили насколько опасны для человека компьютеры и все что от них рождается. (Еще надо отметить темы борьбы с контрафактом, вирусами и нелегальными программами – все это в негативном, что и правильно, ключе отражается с разной степенью подробности в фильме). Но основная мысль – гибель человечества от прогресса, точнее от той его части, которая касается высоких технологий. При этом стоит отметить благоразумие сценаристов – несмотря на обманчивые аннотации, фильм не о конце света. То есть и после такого вот нашествия кибер-призраков, человечество в какой-то своей части (возможно – лучшей?) выживает. Но, увы, без Интернета и прочих гаджетов, вдали от сетей, на лоне природы.
Какие же уроки можно извлечь из этого фильма?
Во-первых, я совершенно убедился в том, что компьютер не от беса, а от прогресса. А я уже сам решаю – куда я со своим ноутбуком пойду – к бесу или от беса. «Идол в мире есть ничто» по слову апостола (1 Кор, 8:4). И никакой Интернет не позволит дьяволу вытянуть у человека его бессмертную душу. Хоть обложись всеми возможными девайсами – не получится. Фильм убеждает именно в отсутствии прямой связи между дьяволом и всеми современными технологиями – если нас окружающее электронное пространство рождает ТАКИХ чудовищ – оно не опасно. Чудовище, которое действует только в зоне покрытия сотовой сети – не то, чего нужно бояться православному (да и любому другому) человеку. Известно отношения многих людей ко всем достижениям компьютерной техники – мол, достижения эти приближают конец света, нас всех скоро пересчитают и оцифруют, а затем тотальный контроль и, собственно, финишная прямая. Фильм убеждает в обратном – все современные почти фантастические возможности компьютера – лишь бездушное и совершенно не обязательное приложение к нашей жизни, которое совершенно не есть признак последних времен. Случись что, какой-нибудь глобальный кризис, при котором вся электроника будет навсегда выведена из строя – ничего существенного не произойдет с человечеством, просто всем будет первое время очень, ужасно неудобно жить. При этом конец света со всеми вытекающими последствиями наступит и без компьютера.
Во-вторых, примерно в одно время с фильмом «Пульс» на экраны вышел и продукт отечественного кинематографа «Старик Хоттабыч». Нисколько не сравнивая художественные достоинства фильмов, их смысловую и любую другую наполненность, стоит отметить схожесть их вот в каком ключе. В обоих фильмах некая субстанция, нетождественная этому миру возникает через Интернет. В первом случае – призраки, во втором – кувшин с джином. И в обоих случаях эти субстанции своими действиями нарушают обычный ход вещей в мире. Только в «Пульсе» – действия совершенно отрицательны, а в «Хоттабыче» действия не то чтобы созидательны, но, по крайней мере, сказочно добры и направлены так или иначе к happy end. Но в обоих случаях Интернет становится не просто неким набором цифр и схем, а полноправным членом жизненного пространства человека, таким как книга, музыка, архитектура, изобразительное искусство.
Интернет становится (или уже стал) частью культуры современного общества, через призму Интернета человек решает те или иные духовные вопросы. Хорошо ли это или плохо – на мой взгляд никак. Другое дело, нам надо помнить о том, что при всей своей притягательности Интернет есть лишь средство и, по сути, является набором цифр и схем. Без него человечество не погибнет, (да и через него тоже не погибнет) но все больше и больше погружаясь в его бездонные дебри оно рискует забыть о простом человеческом общении. Забыть о том, что кроме форумов, чатов и SMS есть еще место и хорошей дружеской беседе за настоящей, а не виртуальной чашкой крепкого чая.
Читайте также:
«Убояшася тамо, идеже не бе страх». О фильме «Омен»
Глоток доброты
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!