Tweet |
На протяжении долгого времени произнесение «тайных» молитв вслух
служило в Русской Православной Церкви признаком «либеральности» того
или иного священника. Мало кто в России имел на
это разрешение своего епископа. Консерваторы настаивали, что этого ни в
коем случае делать нельзя.
Патриарх Кирилл призвал современную технику решать эту проблему: он ничем не нарушает традиции, произносит «тайные» молитвы вполголоса. Но они отчетливо звучат во всеуслышание, делая службу более доступной людям.
Синтез вместо раскола
Когда Патриарх Кирилл всходил на патриарший престол зимой 2009 года, одним из главных опасений в церковных кругах было то, что его «западная» ориентация, реформаторские посылы и волевой стиль управления способны породить раскол в Русской Церкви. Сегодня, по прошествии года после его интронизации, можно сказать, что этого не произошло.
Революций, способных расколоть глубоко консервативную церковь, не случилось. Но происходит активизация церковной жизни, сопровождаемая осторожными, выверенными шагами навстречу миру. С иерархического верха неустанно транслируются импульсы неуспокоенности, отказ от триумфализма. А за первыми шагами просматривается желание широкой программы действий - быть может, еще не до конца очерченной, но масштабной. В ее центре - задача сделать Церковь более понятной современному миру, не потеряв сердцевины Православной традиции.
«Если за год мы сделали хотя бы один небольшой шаг, чтобы современные люди поняли, ради чего существует Церковь, - это маленькая, но реальная наша общая победа", - сказал патриарх, обращаясь в понедельник к тысячам пришедших поздравить его верующих.
Конечно, споры в церковной ограде не угасли. Но они вводятся в новое, институциональное русло. Накануне первой годовщины своего патриаршества, предстоятель провел первое заседание президиума Межсоборного присутствия - совершенно нового консультативного органа, созданного по решению избравшего патриарха Кирилла Поместного Собора для обсуждения насущных проблем церковной жизни. В эту своего рода «церковную общественную палату» входят и епископы, и священники, и монахи и миряне - в каком-то смысле лучшие интеллектуальные силы, которые будут готовить решения по проблемным вопросам для будущих соборов Церкви. Утверждены комиссии Межсоборного присутствия, в которые включены и церковные «консерваторы», и церковные «либералы». Таким образом, вместо ожидавшегося некоторыми раскола, импульс, идущий от патриарха Кирилла, ведет скорее к синтезу наиболее деятельных элементов церковного общества, примирение сил еще вчера, казалось бы, находившихся в позиционной борьбе.
Кстати, на второй день торжеств назначено Архиерейское совещание, на котором за закрытыми дверями патриарх, как ожидается, будет обсуждать со съехавшимися на празднование епископами дальнейший ход церковных преобразований. В этом тоже признак его деловитого стиля: на именины патриарха епископам было сказано в Москву не съезжаться, как бывало раньше; а на годовщину интронизации, раз уж съезжаются, то пусть с пользой.
Проповедь и... проповедь
Оглядываясь на первый год правления патриарха Кирилла, можно выделить два главных направления его деятельности: неустанная проповедь и собирание интеллектуальных сил, способных в обозримом будущем привести к новому качеству отношений Церкви с внешним миром. А по существу - к той же проповеди.
Проповедует патриарх и на богослужениях (в его аппарате подсчитали, что совершил он их за год 230 - скорее всего, больше, чем любой другой священнослужитель), и на стадионах, где он регулярно встречается с молодежью, чего до него русские архиереи не делали, и в телевизионных интервью. Причем проповедь его весьма доступна по стилистике и направлена прежде всего на вопросы нравственные, имеющие отношение к каждому человеку независимо от степени его церковности.
А среди мер по собиранию и выращиванию интеллектуальных сил можно назвать и создание Общецерковной аспирантуры, призванной готовить кадровую элиту РПЦ, и созыв комиссии по написанию нового Катехизиса Православной Церкви.
Лидер «Русского мира»
Много времени и сил уделил патриарх в свой первый год и взятой им на себя особой роли духовного лидера не столько России, сколько всего «Русского мира» - духовного и культурного пространства, созданного Русской Православной Церковью. Здесь было не изменено существо, но расставлены новые акценты по сравнению с периодом правления Патриарха Алексия II. Патриарх Кирилл активно развивает концепцию «Святой Руси» - духовного единства всех наследников Киевской Владимировой купели при уважении их национальных государств и устремлений - и подчеркивает, что он патриарх не только Российской Федерации, но и всех народов, «принимающих русскую духовную и культурную традицию как основу своей национальной идентичности, или, по крайней мере, как ее существенную часть.» Его грандиозный визит на Украину летом минувшего года - а такие поездки патриарх хочет сделать ежегодными - остался чрезвычайно ярким событием в жизни обоих славянских народов, а визиты в Белоруссию, Казахстан и Азербайджан дополнили это видение патриархом своей «канонической территории». В патриаршем тронном зале, где при патриархе Алексие II стояли равновеликие патриарший штандарт и флаг Российской Федерации, сегодня стоят высокий патриарший штандарт и, «ростом» пониже, флаги пятнадцати государств, на которых Московский Патриархат утверждает свою юрисдикцию. Это все государства бывшего СССР минус Армения и Грузия, где Московский Патриархат признает права своих поместных Церквей - Армянской Апостольской и Грузинской Православной - и плюс Япония и Китай, где разного размера и юридического статуса Православные Церкви стали результатом русской миссии.
Отношения Московского Патриархата и Кремля традиционно привлекают повышенное внимание наблюдателей как внутри страны, так и за рубежом. Здесь следует сказать, что патриарх Кирилл полностью оправдал ожидания - он вел себя как независимый, уважительный и уважаемый партнер, но не подчиненный российского руководства. В тот же день, когда президент Медведев направлял грозные филиппики в адрес президента Украины Виктора Ющенко, патриарх Кирилл направил украинскому президенту весьма уважительную благодарность за гостеприимство. Московский Патриархат продолжает признавать юрисдикцию Грузинской Православной Церкви над территориями Абхазии и Южной Осетии и обменивается церковными «послами» с Тбилиси в то время, когда дипломатические отношения между российским и грузинским государствами разорваны. Во внутренних вопросах, как сообщают церковные источники, патриарх способен, не вступая в открытую полемику, дать отпор попыткам давления из самых высоких кремлевских кабинетов. В то же время патриарху Кириллу удалось добиться от власти то, что годами не удавалось его предшественникам - согласия президента Медведева на экспериментальное преподавание религиозных дисциплин в государственной школе в 19 регионах страны и введение первых священнических должностей в армии. Как сообщил на недавней встрече с патриархом премьер-министр Владимир Путин, готовится и новый закон о возвращении церковной собственности, а самым заметным историческим комплексом, возвращаемым сейчас Церкви, становится полная передача в текущем году знаменитого Новодевичьего Монастыря, где пока, наряду с монастырем и епархиальным управлением Московской области находится филиал Исторического музея.
Да и в российской общественной сфере, где думающий и ярко излагающий свои мысли лидер с собственной позицией - большая редкость, патриарх Кирилл стал все более востребованной фигурой. При этом патриарх не боится идти против основного потока общественного мнения, как было в его оценке фигуры Сталина или его видении победы в Великой Отечественной войне как «чуда Божия», которого не должно было случиться по всем земным обстоятельствам того времени.
Завет учителя?
Патриарх реформировал аппарат церковного управления, создав новые синодальные отделы и перераспределив функции между старыми, и осуществил ряд ключевых назначений. Укреплена власть епископов и настоятелей в приходах. Но в целом его подход к организации внутрицерковной жизни и кадровой политике можно признать скорее осторожным, чем реформаторским. Да и совершенные на бумаге административные реформы часто буксовали из-за недостатка кадров или финансов.
Как говорят в церковных кругах, патриарх следует завету своего учителя, митрополита Ленинградского Никодима (Ротова), говорившего, что в первый год после назначения на должность ничего менять не надо, а вот во второй - начинать менять.
Так это или не так - покажет время. Но сам факт, что такие суждения распространены, говорит о том, что и Церковь, и общество ждут от Патриарха Кирилла еще более серьезных перемен, чем те, что произошли в первый год его патриаршества.
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!