Tweet |
Георгиевский трактат. Грузинский вариант |
||
Мы завершаем публикацию краткого очерка истории русско-гузинских отношений. В данной статье речь пойдет о периоде с середины 18 по конец 19 века.
Георгиевский трактат. «Вы оставляете Грузию к крайнему отчаянию наших подданных».
При Екатерине II грузинская эмиграция приняла на себя труд по подготовке т.н. Георгиевского трактата – о сотрудничестве между государствами в совместном выступлении против Турции. С просьбой «присовокупить царство Имеретинское» к России обратился его царь Соломон I. Императрица отказала. Затем в Петербург прибыл Кутаисский митрополит Максим с просьбой «приобщить» Грузию к России, а в самом крайнем случае, если грузины не смогут сопротивляться туркам, «принять» её в состав Российской империи.
Практичная Екатерина II предложила грузинским царям выступить на стороне России против Турции и получила согласие. Но действия русского корпуса в Закавказье были неудачными. Екатерина пришла к выводу о том, что Кавказские горы являются естественной границей и поддерживать Грузию России не по силам.
Однако 24 июля 1783 г. в Георгиевске представители России и Грузии заключили договор. Стороны пришли к решению о совместном выступлении против общего врага – Турции. На территории Грузии были размещены два русских батальона. Грузия рассчитывала на возвращение утраченных земель. До полной реализации трактата дело не дошло – Екатерина во время второй русско-турецкой войны приказала вывести батальоны из Грузии. Царь Ираклий писал командиру батальонов С.Д. Бурнашову: «Вы оставляете Грузию к крайнему отчаянию наших подданных».
Дядя Пушкина первым обосновал необходимость присоединения Кавказа к России.
Павел I проявил исключительное внимание к судьбе Грузии. Он направил туда дядю будущего великого поэта – графа Мусина-Пушкина. В декабре 1800 г., после кончины царя Георгия XII, он сообщал государю: «сей благословенный край, изобилием своим и своим райским климатом удобный вкушать все благоденствия, впадёт в величайшее неустройство и смятение и даже подпадёт владычеству или персов или турок, либо разорится до конца от хищных горцев…». Именно дядя Пушкина первым обосновал необходимость присоединения Кавказа к России.
Внук Вахтанга, Ираклий II 10 марта 1801 г. принял присягу на подданство России. Манифест о присоединении восточной Грузии был подписан Александром I 12 сентября 1801 г. Западная Грузия присоединилась к России в 1810 г. На коронации Александра I депутат от нижегородских дворян князь Георгий Грузинский представил ему Крест святой Нины из виноградной лозы. Император Александр I принял решение вернуть Святой Крест на родину. С тех пор он хранится в Тифлисском Сионском кафедральном соборе.
Ложь и правда истории. Покровительство или оккупация? Просто факты.
В наше время некоторые историки прилагают усилия к искажению исторической правды. Они заявляют не только о кошмарах насильственной русификации, но и о русской оккупации Грузии. Нельзя отрицать, что унификация административного и судебного производства, перевод их на русский язык вызывали недовольство не только широких народных масс. Вспыхивали восстания, их жестоко подавляли, как и в других районах России, наиболее активных участников ссылали в Сибирь… Действительно, это было.
Но было и другое. Грузинская Церковь на началах экзархата стала частью Русской Православной Церкви. В 1811 г. власть католикоса была упразднена, император назначил экзарха Иверии. Имущество грузинской церкви, по установленным ещё Екатериной II положениям, поступило в казну, служителям церкви было назначено жалование, а в 1819 г. была проведена перепись церковных владений.
Можно по-разному оценивать эти меры, но приведём некоторые цифры. До присоединения Грузии к России Грузинская Православная Церковь насчитывала 799 храмов, 746 священников и 75 монахов; уже в первой трети XIX в по прошествии около 30 лет после присоединения к России количество храмов возросло до 2 354, число священников – до 1 716, было устроено 26 мужских и 5 женских монастырей.
…
Так может, не стоит обращать внимание лишь на то, что разделяет русских и грузин, ведь, несмотря на непонимания и конфликты, случающиеся в истории между нашими народами и их земными отечествами, у нас есть общее – Православная вера, и Небесное Отечество у нас – одно.
Материалы по теме:
Откуда в Москве Грузинская улица?
Православные Грузия и Россия
Абхазский излом
Грузия глазами грузин, русских и не только
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!