rss
    Версия для печати

    Святая мученица Татиана, сокрушившая идолов, моли Бога о нас!

    В день памяти святой мученицы Татианы в Домовом храме МГУ священник Владимир Вигилянский обратился с проповедью к пришедшим на богослужение: «Посмотрим вокруг, взглянем и на себя самих со стороны — сколько же людей с сердцем, омертвевшим еще и при жизни, не чувствующим ни любви, ни милосердия, ни умиления, не имеющим в себе ни мужества, ни решимости, ни жертвенности. Разобьем же рукотворных идолов в сердцах наших!».

    Слово в день памяти св. мц. Татианы 25 января 2010 года

    Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

    Мы чествуем сегодня святую мученицу Татьяну. Господь прославил ее в лике святых за то, что она, живя в языческом Риме в начале III века и исповедуя Христа, отказалась принести жертву идолам и поклониться — под пытками и страхом смерти — языческим богам.

    Мы помним по ее житию, что диаконисса Татиана поначалу была приведена в храм Аполлона — бога солнца и просвещения, бога искусства и художественного вдохновения, покровителя певцов и музыкантов. Но по ее молитвам произошло землетрясение — идол Аполлона упал и разбился, часть храма обрушилась на гонителей и жрецов, и все услышали страшный вопль беса, обитавшего в идоле, и увидели тень, пронесшуюся по воздуху.

    На другой день ее повели в храм богини Дианы — богини луны и охоты, популярной в Риме покровительницы плененных и рабов, но и здесь по молитвам святой раздался гром и засверкала молния, огонь, упавший с небес, попалил храм с идолом.

    Никакие изощренные пытки не заставили святую Татиану предать Господа. Тогда ей остригли волосы, суеверно надеясь, что она потеряет тем самым свою силу, и бросили в храм Зевса — своего верховного божества. Через три дня жрецы, отворив храм, увидели поверженного в прах идола. Понимая, что любые, самые жестокие мучения не достигают цели, судья произнес смертный приговор, и святая мученица была усечена мечем. Вместе с нею казнили и ее отца...


     



    Казалось бы, как далеко отстоит от нас и это время, и этот "просвещенный" языческий Рим с его проблемами, и сами эти идолы, — словом, какой духовный урок мы можем извлечь для себя, живущих в России 2010 года, из жития этой христианской мученицы?

    Но на самом деле, и ее пример, и ее подвиг имеют к нам непосредственное отношение, и, если соскрести с нашей эпохи внешний антураж и заглянуть в его духовную основу, можно увидеть все те же человеческие заблуждения, и слабости, и страсти, и грехи. А главное — вокруг нас все те же идолы, лишь мимикрировавшие под современность, но отнюдь не изменившие своей богопротивной сути, все те же идолопоклонники, предающие свои души в жертву кумирам.

    Что же можем мы именовать в нашей жизни идолом? Коротко говоря, это всё то, что заслоняет от нас Бога, это всякая вещь, потерявшая свой чин, свое место в иерархии других вещей и ценностей и превознесенная в качестве предмета поклонения.

    Многие из нас, должно быть, с горечью отмечают, что таким идолом в современной жизни для подавляющего большинства людей сделались деньги, которые из вполне рационального благоразумного средства превратились в цель и в предмет сугубого вожделения, попечения и преклонения. Как сделалось так, что наша, в общем, бескорыстная нация, во все времена считавшая постыдным поклоняться Золотому Тельцу, превратилась в народ, готовый попрать любые нравственные законы ради денег?

    И что мы порой видим? Нищий сребролюбец чает, как бы стяжать богатство, богатый сребролюбец день и ночь печется и тревожится о том, как бы свое имение не потерять и преумножить: вся их энергия, силы, желания, все их мысли, чувства, мотивации их поступков сведены к алчности, не дающей Духу Святому прикоснуться к их душе, вразумить и исцелить ее. Что это, как не идолопоклонство? Золотой Телец затмевает наше зрение, ослепляет наш разум, умертвляет нашу душу, и мы, о безумные, начинаем думать, что за деньги можно купить любовь, дружбу, здоровье, талант, честь, славу…

    Или — страсть гордости, самолюбия, тщеславия, когда человек избирает в качестве предмета поклонения самого себя, теша свою гордыню, служа и угождая самому себе. Жажда власти, престижа, вожделение славы и успеха затмевают кругозор такого человека: такой человек падок на лесть, эгоцентричен, замкнут на себе и заперт для благодатных божественных энергий. Он часто презирает других, превозносится перед другими, считая себя мерилом нормы и благочестия.

    Но есть и такие страсти, которые охватывают человека, помогая ему, напротив, уйти от самого себя, забыться, отвергнуть свой земной удел и жизненный путь, отринуть промысел Божий о себе и призвание, свалить с плеч груз ответственности и сбросить свой крест. Алкоголизм и наркомания — болезни современного человека, которые заставляют тревожиться за судьбу нашей цивилизации. А чего только такой человек, одержимый болезненной страстью чревоугодия, ни сделает для ее удовлетворения! Он готов продать последнее имущество, предать своих родителей, детей, украсть, ограбить, даже убить ближнего только для того, чтобы добыть вожделенный кайф!  

    В новое время появилась и совершенно новая психическая болезнь — игромания. Это также род психического опьянения, интоксикации, вызванной ощущениями азарта, жаждой выигрыша. Такой человек словно реализует собой метафору: «выйти из себя», «быть вне себя», он теряет всякую связь с реальностью, с собственной душой, с Богом, ментально переселяясь в виртуальный мир.

    Такого же рода бегство совершает и человек, прикованный к экрану телевизора, когда сериалы, ток-шоу, развлекательные программы подменяют ему реальную жизнь, события, общение с людьми.

    Но есть и более тонкие и изощренные виды идолопоклонства, которые принимают вид благочестивых устремлений, — это поклонение науке, искусству, гуманистическим принципам. Даже служение народу и государству, если оно не одухотворено любовью к Богу, становится тщетным, а иногда и вредным для нашей цивилизации. И тому немало примеров.

    Взять хотя бы вызванные историческими реалиями противоречия между музейными работниками и Церковью, которые некие силы пытаются изобразить как непримиримый конфликт в нашем обществе. Эти противоречия, тем не менее, выявили новый вид иконоборчества. А как еще назвать принципиальное отчуждение изначальной «природной» сакральной функции иконы от ее культурной значимости? Вырванная из контекста богослужения, храмового пространства, молитвословия, икона, даже если не заперта от глаз людей в музейных запасниках, а выставлена на обозрение в выставочных залах, вопреки воле заказчиков, изографов, дарителей, прежних собственников, становится безжизненной.

    А такие замечательные понятия, как либерализм, толерантность, политкорректность, плюрализм, права человека, — превращаются в современном обезбоженном мышлении в изощренный механизм манипуляции общественным сознанием, в орудие гонения на христиан и христианские ценности. Отстаивание права на бесстыдство и права на бесчестие ведет к не менее страшным последствиям дегуманизации общества, нежели тоталитарные режимы прошлого.  

    Священник Владимир Вигилянский
     Священник Владимир Вигилянский

    Сейчас всё с большей отчетливостью становится понятным, что мы живем во времена с явными суицидальными признаками, которые проявляются не столько в создании высокотехнологического оружия массового самоуничтожения или тотального истребления природных ресурсов и нашей среды обитания, сколько в изменении нравственного кода человека. И в этом основная вина лежит на современной культуре и искусстве, которые вымывают из своей онтологической сущности основополагающие нравственные, этические и эстетические принципы. Как не назвать поклонение такой науке и такой культуре современным идолопоклонством?

    Святые отцы, которые были подлинными человековедами, хорошо знали, что страсть, грех прежде всего истребляют в человеке чувство реальности — той реальности, в которой Господь назначил нам жить, осуществиться как подобие Божие и подготовиться к вхождению в Небесное Царство. Все виды нашего идолопоклонства меняют нашу оптику, лишают нас четкости зрения, искажают эту реальность и уводят от нее, как блудных сыновей, «на сторону далече». Такого искаженного, заблудшего человека, оказавшегося вдали от Небесного Отечества, темным силам легко и вовсе заморочить, свести с ума, превратить в безумца, погубить…

    И что же получаем мы взамен богодарованной свободы, когда оказываемся игралищем своих страстей, уводящих нас к нашим идолам? Рабство взамен свободы, тревогу и щемящий страх вместо радости богообщения, уныние вместо творческого вдохновения, тьму предрассудков и невежество вместо познания красоты мира и правды Божией.
    Иосиф Прекрасный в египетском плену был свободен, ибо он оставался верен своему Богу и чувствовал Его Промысел о себе. А мы и в сверхлиберальном сообществе остаемся рабами тех стандартов жизни, которые сами навязали себе, и тех земных страстей, которым добровольно пожертвовали собой.

    И что самое страшное,  идолы мертвят душу еще при жизни человека. Посмотрим вокруг, взглянем и на себя самих со стороны — сколько же людей с сердцем, омертвевшим еще и при жизни, не чувствующим ни любви, ни милосердия, ни умиления, не имеющим в себе ни мужества, ни решимости, ни жертвенности. Таким людям воистину нечего принести Богу!
    Будем же помнить слова нашего Господа: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Оно приблизилось, и Сам Господь стоит при дверях и стучит. А мы — ничего не видим, не слышим, не понимаем, не открываем. «Бдите и молитесь», — сказал Господь. А мы предаемся сну беспамятства, лени, мечтания о земных вещах и не осознаем, что копошимся в тлене, прахе и персти. «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше», — сказал Господь. А наше сокровище — увы! — там, где ржа, и моль, и тля.
    Разобьем же рукотворных идолов в сердцах наших, которые «уста имут, и не возглаголют, очи имут, и не узрят, уши имут, и не услышат, ноздри имут, и не обоняют, руце имут, и не осяжут, нози имут, и не пойдут… Подобнии им да будут творящии я, и вси надеющиеся на ня» (Пс. 113. 13-16).   

    Святая мученица Татьяна избрала иной путь, иное служение. Именно поэтому она, умершая много веков назад, ныне жива в Господе, и мы знаем множество примеров ее чудесной помощи нам, грешным. Будем же, братья и сестры, взирать на подвиг этой святой, просить ее святых молитв и заступничества.

    Святая мученица Татьяна, сокрушившая идолов, моли Бога о нас!
    Аминь!

    Вставить в блог

    Святая мученица Татиана, сокрушившая идолов, моли Бога о нас!

    25 января 2010
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru